Все события

Игорь Рябенький: «Сила предпринимателя — в понимании того, что любая идея должна стать бизнесом»

Игорь Рябенький, бизнес-ангел с безупречной репутацией, известный в сфере серьезных компаний и в кругу начинающих предпринимателей, давно славится своим умением находить в потоке стартапов самые удачные проекты

Сегодня Игорь отвечает на вопросы, которые интересуют, пожалуй, всех участников федерального конкурса-акселератора технологических стартапов GenerationS

— Как вы стали инвестором? Считаете ли вы себя успешным инвестором?

— Сначала я заработал денег как предприниматель, но потом увидел, что в бизнесе гораздо больше интересных тем, чем я могу охватить в этом качестве. Дело в том, что предприниматель должен концентрироваться, и если я хочу быть успешным в этой роли, то не могу «вести» больше одной сферы. Но как инвестор я могу себе позволить много тем, потому что на них будут концентрироваться другие предприниматели. И я начал работать как ментор, инвестор с проектами других людей. Стал вкладывать деньги, помогать советами и так далее. Эти предприниматели становились успешными, и через них, соответственно, еще более успешным становился я сам. И мне это понравилось.

— Каково ваше жизненное кредо?

— Оно вполне соотносится с общечеловеческими принципами: ставить себе интересные задачи, обучаться и развиваться через них, делиться своими знаниями с другими.

— Где и как вы находите стартаперов?

— Я их не ищу: поскольку я хорошо известен, они сами меня находят. Классический поиск — это, конечно, стартаперская тусовка, мероприятия, конференции, сетевое общение. Но на практике сейчас меня так много людей находят сами, что на собственные поиски у меня времени не остается.

— Как вас найти стартаперу?

— Написать в сети мое имя и фамилию — и я сразу «найдусь». Кроме того, на конференциях я раздаю большое количество визитных карточек. Еще есть открытая почта на сайте «Альтаира», куда можно отправить свои предложения, и самые интересные из них до меня обязательно дойдут.

— Какие стартапы, по-вашему мнению, сейчас пользуются особым спросом?

— Хорошие. Те, которые понимают, что делают, и могут убедить инвесторов в том, что они реализуют проект. Если говорить о сфере, то в прошлом году было модно всё мобильное, а в этом — здоровье, финансы, образование. В следующем, думаю, будут популярными интернет-вещи (Internet of Things), робототехника.

— Какой совет вы бы дали начинающим стартаперам и инвесторам?

— Если можешь это не делать — не делай. Сейчас и так очень много людей, которые начинают заниматься инновациями только потому, что это модно. Логика такова: «У всех есть стартапы — значит, и я сделаю». Так появляется плеяда «профессиональных» стартаперов, у которых 5–7 проектов в течение одного года, и все «ни о чем», а потому не успешны.

То же самое сейчас происходит с инвесторами. Можно вложить в проект тысячу долларов, на выходе получить Facebook — и стать миллиардером. Но Facebook — один, а неуспешных проектов гораздо больше, поэтому если ты не готов фильтровать, работать, включаться, то лучше не заниматься этим. Либо следуй за гуру.

Частный инвестор должен понимать, что если он будет работать с проектом спустя рукава, то никогда ничего серьезно не заработает и, скорее всего, много потеряет. Это верно для любой работы, любого бизнеса и любых инвестиций. Нужно осознавать, что придется потратить время на работу, не надо ждать какого-то «сверхкосмоса». Если ты уделяешь стартапу достаточно времени, ты можешь неплохо заработать. Но в сказки верить не стоит.

Еще один рецепт — выступить инвестором не проекта, а фонда, в котором инвестициями будут заниматься профессионалы. Надо только не ошибиться с выбором организации.

— А что позволит человеку сказать себе «Я не могу этим не заниматься»?

— Для стартапера, предпринимателя важно понимать, что он действительно делает что-то нужное людям: либо он придумал нечто очень крутое, либо он просто намного лучше делает то, что уже всем известно. Это должно быть нужно не только его «воспаленному» воображению, а рынку. И конечно, стартапер, как бизнесмен, должен представлять себе, как из своей идеи сделать фирму, предприятие, построить рабочий процесс и получить результат.

— Какова доля удачных стартапов в вашем портфеле?

— Намного выше среднего. Неуспешных проектов у нас очень мало. Для этого мы работаем по 16 часов в сутки. И о выходных нам тоже нечасто приходится вспоминать.

— Расскажите о бизнес-достижении, которым вы гордитесь.

— У меня достаточное количество проектов, которые начинались с «ничего», а стали знаковыми в различных областях. Например, в конце 1990-х я был инвестором проекта, в котором были созданы основы Национальной платежной системы. Тогда он был очень успешным, фирму в результате продали, но на большом уровне это оказалось невостребованным. Сегодня мы видим, как эти идеи уже воплощаются. Или, например, я был одним из создателей и первым инвестором в проекте BCC, теперь эта компания — один из крупнейших российских системных интеграторов, в июне 2014 года ему исполнилось 20 лет. В 1994 году я нашел несколько молодых увлеченных идеей ребят — это была одна из моих первых ангельских инвестиций. Сегодня я уже не участник команды, но это успешная и известная в России команда. Одни из последних ее достижений —  LinguaLeo, EruditorGroup — знаковые проекты для рынка российских стартапов. Вообще проектов, которыми я горжусь, около десяти.

— Какой смысл вы вкладываете в определение «успешный предприниматель»?

— Мне очень нравятся слова Уинстона Черчилля: «Успех — это умение двигаться от неудачи к неудаче, не теряя энтузиазма». Успешный человек понимает, что вызовы будут всегда — и им надо что-то противопоставлять. У него, несмотря ни на что, должно хватать сил на новые бизнес-начинания и терпения на то, чтобы понять, что они далеко не на 100% станут успешными.

— Каков ваш личный тезис-провокация для стартапов?

— Если ты считаешь себя крутым — делай. Но пойми, что ты должен доказать это не только своей девушке и инвестору. Ты должен убедить в этом свою фирму, рынок и пользователей. Если ты не готов за это биться, то рискуешь превратиться в «непризнанный талант». Тогда уж лучше не берись. Сила предпринимателя — в понимании того, что любая идея должна стать бизнесом. 

При публикации использован материал интернет-ресурса Firrma.ru

9 Сентября
Новосибирск
Financial&banking Services
Agrobiotech&Food
LifeScience
Mining&Metals
Power&Energy
TechNet
Сreative Industries
Smart City
Зарегистрироваться
21 Сентября
Санкт-Петербург
Smart City
Сreative Industries
Financial&banking Services
LifeScience
Mining&Metals
Power&Energy
Зарегистрироваться
28 Сентября
Екатеринбург
Сreative Industries
LifeScience
TechNet
Smart City
Power&Energy
Financial&banking Services
Mining&Metals
Зарегистрироваться