Ближайшие события
Все события

Названы лучшие стартапы

25 апреля состоялся финал крупнейшего в России и Восточной Европе стартап-акселератора GenerationS от РВК.

Фото: Команды-победители разделили 15 млн руб.

В полумраке концертного зала Stadium Live более привычно видеть рок-коллективы и их поклонников. Но этим весенним вечером его заполнили сотни людей в стиле smart casual. Попытка стилизовать площадку под готовящийся к запуску космический корабль была не самой убедительной, но это нисколько не умаляло интереса к содержанию мероприятия.

GenerationS-2016 стал рекордным по масштабам. На него было подано 4237 заявок на участие из 250 городов и 30 стран мира. В отборе проектов приняли участие 800 экспертов и менторов. Предакселератор прошли 620 команд, а 120 проектов были отобраны для участия в корпоративных акселераторах по восьми направлениям. Общая сумма призового фонда составила более 100 млн рублей, а Гран-при для победителей — 15 млн рублей.

Непосредственное участие в отборе и акселерации проектов приняли около 20 российских компаний, включая Qiwi, Московскую биржу, VISA, Райффайзенбанк, НПО «Сатурн», ОАО «Красцветмет», БФК «Северный», АО «Евросибэнерго», АК «Алроса», ГК «Эфко», Русское техническое общество, Publicis Communications Russia.

За годы проведения акселератор стал более зрелым во всех смыслах. Студенты в зале были исключениями, бо́льшая часть публики — 30+. Повзрослели и проекты.

Фото: Финал GenerationS прошел в футуристическом антураже

Победителем стала команда «Бофт» под руководством Тоса Мовсисяна, разработавшая автомат для моментальной печати изображений из инстаграма и других социальных сетей. Ее стильные деревянные будки уже стоят в 47 городах России и 17 странах мира. Команда получила 5 077 678 рублей на развитие проекта пропорционально количеству голосов, поданных членами попечительского совета GenerationS.

Почти столько же — 5 028 618 рублей — получил краснодарский проект «Мануфактура зеленых технологий». Команда ВНИИ биологической защиты растений под руководством энергичной заведующей лабораторией создания микробиологических средств защиты растений Анжелы Асатуровой, разрабатывает безопасные биопрепараты для защиты растений. Вещества, полученные на основе новых штаммов бактерий, защищают зерновые, плодовые, овощные культуры и сою от заболеваний и вредителей. При этом использование биопрепаратов вместо пестицидов позволяет снизить затраты и минимизировать негативное влияние на окружающую среду.

Третье место заняли предприниматели из Перми Михаил Тюлькин и Дмитрий Сутормин, разрабатывающие универсальный RCML-язык для промышленных роботов. Цель проекта ― максимально облегчить установку и настройку работы программного обеспечения на крупных промышленных производствах и «подружить» между собой роботов различных производителей. Использование RCML-языка может уменьшать стоимость разработки ПО для роботов на порядок за счет того, что на нем программируются задачи, а не роботы. Кроме того, RCML позволяет согласовать действия роботов с производственными системами как более низкого уровня (захваты, прессы, станки), так и более высокого (ERP/MES-системы). Это дает возможность автопереналадки оборудования на уровне цеха, позволяя производственным линиям за секунды автоматически перестраиваться под иные задачи. В партнерах проекта — два из четырех крупнейших мировых производителей промышленных роботов: KUKA (Германия) и FANUC (Япония). FANUC в ноябре 2016 года уже включил RCML в свою продуктовую линейку как программную опцию для своих роботов. Команда получила вознаграждение в размере 4 893 704 рублей, а также облачный грант на 120 тыс. долларов от Microsoft.

Куда идет GenerationS

О развитии GenerationS «Стимулу» рассказала его главный вдохновитель Гульнара Биккулова, заместитель генерального директора — директор по развитию РВК.

— По каким критериям жюри в этом году выбирало победителей? Не кажется ли вам, что «Бофт», имеющая уже более 300 точек и представленная в 17 странах, — слишком зрелая компания для GenS?


— Выбор победителей производился на основании следующих критериев: актуальность проблемы, решаемой стартапом; конкурентные преимущества проекта; проработка рынка и бизнес-модели; команда проекта; прогресс во взаимодействии с корпорациями; динамика развития проекта; привлекательность для инвестиций.

Фото: Гульнара Биккулова — главный вдохновитель GenerationS

В этом году все три победителя получили практически одинаковые баллы от членов жюри, тем не менее с небольшим отрывом победила команда, которая уже смогла наладить производство в России, имеет продукт, хорошие маркетинговые компетенции и показала большой прогресс в рамках акселерационной программы с точки зрения идей масштабирования проекта в новые рыночные ниши. Члены жюри отдали предпочтение более зрелому проекту, что в целом соответствует критериям отбора проектов в международные акселераторы. Например, американский акселератор «500К», отбирая проекты в России, основным критерием отбора считает выручку в один миллион долларов. Это подтверждается и мнением делегации международных инвесторов TechTour, которая в этом году посетила финал GenerationS и также отметила в целом пока не очень зрелый уровень проектов в России при безусловной перспективности технологических идей. Мы надеемся, что в России будет появляться все больше таких ярких предпринимателей, как Тос Мовсисян, — амбициозных, ярких, стремящихся использовать все возможности для захвата рынка и подающих пример другим лидерам технологических стартапов.

— Какие наиболее серьезные изменения произошли в GenS за годы его проведения?


— Каждый год мы стараемся максимально адаптировать формат GenerationS под потребности предпринимателей и запросы инвесторов. GenerationS стартовал в 2013 году и стал первым российским акселератором федерального масштаба. Через год в акселераторе появились отраслевые направления, так называемые треки. В 2015 году мы изменили модель и теперь проводим GenerationS в формате корпоративной акселерации. Отраслевые треки формируются под запросы корпораций-партнеров. Мы, в свою очередь, ищем команды по всей России, отбираем лучших и адаптируем проекты в соответствии с этими запросами. Такая модель нравится как крупному бизнесу, так и стартапам. В 2016 году мы запустили параллельный поток для проектов ранних стадий — предакселератор. Эта программа готовит предпринимателей к участию в корпоративных треках GenerationS, помогает командам «дорасти» до следующей стадии развития.

 На участие в GenerationS-2016 было подано 4237 заявок из 250 городов и 30 стран мира.

Каждый год мы наблюдаем все больше сложных наукоемких проектов. Мы также можем сказать, что команды стартапов взрослеют. Среди участников GenerationS много молодых разработчиков, предпринимателей, но средний возраст вырос до тридцати пяти — сорока лет. Со своими проектами в акселераторе участвуют сотрудники университетов, инженеры, люди из научной сферы. Кроме того, в стартапы приходят люди из крупных компаний, которые используют свои навыки, экспертизу и связи для развития проектов.

— Как влияет участие в GenS на развитие проектов?


— Мы внимательно следим за развитием участников GenerationS, поддерживаем их через свои и партнерские ресурсы. В конце прошлого года мы впервые провели полноценный мониторинг участников GenerationS разных лет. После участия в акселераторе они смогли привлечь около 1,13 миллиарда рублей инвестиций. Несколько крупных сделок были заключены в 2017 году. Например, в марте наш выпускник — компания WayRay, которая занимается развитием VR-технологий, —привлекла 18 миллионов долларов от Alibaba Group и ряда других инвесторов.

Поскольку GenerationS развивает прежде всего корпоративную акселерацию, для нас важен показатель сотрудничества стартапов с корпорациями-партнерами. По итогам 2015 года совместные проекты с крупным бизнесом реализуют около 70 выпускников GenerationS. В акселераторе команды не только получают навыки по развитию бизнеса, но и обрастают целой сетью полезных контактов, каждый из которых может стать потенциальным партнером, покупателем или инвестором. В 2016 году участниками акселераторов стали 120 стартап-команд. Уже в ходе прохождения акселерации многие из них заключили соглашения о сотрудничестве с компаниями — партнерами GenerationS, запустили пилотные проекты и смогли привлечь инвестиции.

— Как вы формулируете долгосрочные цели GenS и имеют ли они численное выражение?

 Выпускники акселератора привлекли 1,13 миллиарда рублей инвестиций.

— Мы исходим из того, что рынок акселерационных услуг развивается, появляется все больше частных игроков, региональных акселерационных команд. Поэтому в стратегии развития GenerationS мы пытаемся найти баланс между решением социальных и коммерческих задач. Мы будем стараться создавать акселерационные программы в тех направлениях, где мы не будем конкурировать уже с существующими игроками. Своей важной задачей мы по-прежнему считаем вовлечение корпораций в инновационную экосистему, поэтому будем продолжать поиск новых индустриальных партнеров в отраслях, где традиционно не принято работать по модели «открытых» инноваций, и запускать специализированные образовательные программы по темам создания корпоративных венчурных фондов. В части повышения эффективности наших программ планируем более активно работать как над увеличением объема инвестиций в проекты наших финалистов, так и количества новых продуктов и сервисов на российских предприятиях с использованием технологий выпускников GenerationS. Мы ожидаем роста количества заявок на акселерацию, и прежде всего это связано с выходом в новые отраслевые сегменты и расширением географии нашего присутствия. Мы надеемся, что в течение ближайших пяти лет сможем говорить о двукратном увеличении количества участников наших программ — с текущих десяти тысяч до двадцати тысяч.

Автора: Александр Баулин. Автор благодарит Виталия Сараева за помощь в подготовке материала.


Источник: stimul.online
Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии.