Все события

Детализированный 3D-принтер, супермощный поглотитель влаги и виртуальный шлем для конструктора: какие идеи «Сатурн» может воплотить в серийном производстве

Будущее уже наступило. Такая мысль приходит в голову, когда знакомишься со списком из двенадцати стартапов, приглашённых в программу трека TechNet федерального акселератора Generation S.
s-93_1024.jpg
В него попали компании, предлагающие крупным промышленным корпорациям новые технологические решения, которые вызвали с их стороны интерес. Открытие акселерационной программы состоялось 25-го января в Рыбинске, в ПАО «ОДК —  Сатурн» (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию госкорпорации «Ростех»). Как идея воплощается в бизнес, почему за разработки вузовской лаборатории платят миллионы рублей и как найти промышленное применение технологиям компьютерных игр — «Черёмуха» в рамках цикла «Заводные практики» пообщалась с молодыми инженерами и изобретателями.

Узнать многих, найти лучших


Год напряжённой работы, поиски новых идей от Крыма до Владивостока, сотрудничество с десятком авторитетных вузов и почти 400 конкурсных проектов — таким стал отбор в технологический трек программы по акселерации стартапов Generation S.

Все представленные здесь стартапы уже имеют прототип, то есть это не просто фантазии. Мы можем увидеть реальную технологию в действии и убедиться: все заявленные идеи действительно могут быть реализованы, причём с тем эффектом, о котором говорит стартап. Сейчас наша задача — довести эту технологию до промышленного применения, — рассказывает директор по инновационному развитию «ОДК —  Сатурн» Дмитрий Иванов.

Презентация стартапов в ОДК — Сатурн

Рыбинские моторостроители совместно с Российской венчурной компанией проводят конкурс-акселератор для технологических стартапов в третий раз. В очередной финал попали 12 команд, обладающие, по мнению рабочей группы TechNet, наибольшим инвестиционным потенциалом. Сотрудничество крупных предприятий с малым бизнесом на такой площадке неслучайно: первые знакомятся с ведущими технологическими разработками и получают возможность внедрить их в своё производство; вторые — могут заключить соглашения о партнёрстве, найти инвесторов.

Данная программа — одна из лучших, которую я видела, — делится впечатлениями Нина Яныкина, соучредитель техноброкерской компании «Деловой Альянс», декан университета ИТМО. — У неё сильная команда, серьёзное содержание с точки зрения бизнес-моделирования работы с промышленными партнёрами. Ребята ускоренно и интенсивно учатся тому, каким образом выстраивать коммуникации и встраивать свои проекты в существующие производственные цепочки. И это, наверное, одна из самых интересных и уникальных «фишек» Generation S.

Заводные практики

За десять дней рыбинского этапа акселератора молодым разработчикам предстоит освоить навыки технологов, инженеров, руководителей производственной системы. Другими словами, понять, как организовано производство современного высокотехнологичного предприятия и как можно внедрить в него свои разработки.

Многие из тех, кто занимался инновационным бизнесом, наблюдают так называемую «долину смерти» стартапа: когда он только выходит на рынок и ему попросту не хватает ресурсов, знаний, денег. Так вот, эта программа нацелена на преодоление такого разрыва, — говорит Дмитрий Иванов, сравнивая организацию работы акселератора с обучением в вузе. — Вначале проходит конкурсный отбор: принимают лишь тех, у кого инновационная идея уже имеет конкретную реализацию. Затем — учёба, она длится несколько месяцев. Завершается цикл, конечно, экзаменом — это работа с инвесторами. Только оценкой здесь будет не «четвёрка» или «пятёрка» в зачётной книжке, а реальные инвестиции в проект. Если деньги дали — ты сдал экзамен. Нет денег — переэкзаменовка через год.

У «Сатурна» свой интерес в акселераторе: все представленные технологии могут быть внедрены в производственный цикл предприятия, которое ставит перед собой цель стать одним из ведущих мировых производителей газотурбинной техники.

Проведение акселераторов для стартапов — это мировая практика. Всё зависит от того, какой бизнес смогут построить эти компании после прохождения акселератора, и что при этом получит «ОДК — Сатурн», — анализирует ситуацию Александр Фертман, директор по науке, технологиям и образованию Фонда «Сколково». — У каждой команды есть потенциал на то, чтобы вырабатывать 150-200 тысяч долларов на человека, хотя, возможно, для этого одним понадобится год, а другим — три. Важно то, что все гениальные идеи, представленные на этой площадке, уже завтра смогут выйти на российский, а потом и мировой рынок.

Что вам напечатать?


Стенды компаний, представляющих свои разработки на акселераторе, не остаются без внимания ни на секунду. Тут и возможность заглянуть внутрь виртуальной реальности, и рассмотреть детализированные крошечные фигурки, напечатанные на 3D-принтере, и подержать в руках пакеты с суперсильным поглотителем влаги. Настоящая ярмарка вещей и технологий из будущего, только приобрести это пока по карману лишь серьёзному бизнесу.

Авторы разработок охотно отвечают на многочисленные вопросы, легко оперируя терминами и понятиями. Для них это — дополнительная тренировка перед решающей встречей с инвесторами.

Евгений Матвеев, аспирант Пермского национального политехнического университета, демонстрирует фигурку совы, созданную на 3D-принтере. На столе перед ним ещё одна такая статуэтка, но размером намного меньше первой, хотя и не уступающая ей в детализации. Это результат усовершенствованной технологии 3D-печати, на которую ребята потратили около года и более миллиона рублей.

Сейчас 3D-принтеры могут работать с обычным пластиком. Наша задача — научиться печатать композитными материалами, термопластами. Именно они востребованы на рынке. Мы уже можем печатать высокотемпературными пластиками, которые могут выдерживать большие нагрузки, — рассказывает Матвеев.


«ОДК — Сатурн» — один из российских лидеров по внедрению аддитивных технологий, потому интерес к этому проекту серьёзный. Пока возможности 3D-принтера не позволяют «напечатать», например, промышленный станок. Зато можно создать прототип детали или крепёжного элемента сложной формы — и это будет значительно дешевле, чем использование традиционных технологий.

Ни капли влаги


Помните популярную в 90-е телерекламу, когда довольные малыши хвастались победой над мокрыми пелёнками? Влага — бич не только для детской кожи, но и для многих товаров, механизмов и оборудования. Сейчас эту проблему решают с помощью силикагеля. Скорее всего, при покупке обуви вам встречались маленькие пакетики с плотными гранулами внутри. Однако у этого материала есть серьёзный недостаток: он удерживает слишком мало влаги.

Анастасия Мельникова, химик-технолог из екатеринбургской компании «Тангсима» демонстрирует раздувшиеся пакеты: в них находится поглотитель влаги, пока не имеющий аналогов в мире.

Мы создали осушитель нового поколения, который в три раза по эффективности превосходит мировые аналоги и за счёт этого в 12 раз дешевле обходится для потребителя. К тому же он абсолютно экологически чистый, проблем с его утилизацией не возникает. Силикагель, например, который сейчас активно применяется практически везде, имеет третий класс опасности. Наш материал после использования можно просто вылить в цветок.


Изначально задачей было создать аналог осушителя, который бы смог поглотить влагу в 250 % от своего веса. Мозговые штурмы, эксперименты и опыты позволили перевыполнить план: 100 граммов осушителя SEMA могут впитать 900 граммов жидкости. На практике это выглядит так: в стандартный транспортный контейнер при перевозке товаров, страдающих от влажности, закладывают 40 мешков силикагеля. Нового осушителя достаточно всего шесть пакетов.

Виртуальная реальность


Ещё совсем недавно воспринять искусственно созданный образ как реальный объект можно было только в кино. Потом пришло время компьютерных игр, в которых эффект присутствия в выдуманном пространстве создавался с помощью VR-очков. Эту технологию взяли за основу и полностью переосмыслили программисты московской компании VR-Concept, которые представили на акселераторе специализированное программное обеспечение:

Программа позволяет использовать игровые виртуальные шлемы для работы с 3D-моделями. Причем, делать это можно коллективно, объединив пять или десять шлемов в единую группу. Например, в «Кванториуме» преподаватель с помощью таких шлемов может показывать детям устройство технических изделий. А на предприятиях можно организовывать виртуальные макетные комиссии, — объясняет возможности ПО генеральный директор компании Илья Вигер.

Участники виртуальных конференций могут находиться в разных городах, но при этом будут рассматривать детали одного и того же проекта так, словно сидят в одном помещении. Если раньше приходилось изготавливать макет детали или узловой конструкции, теперь достаточно загрузить 3D-модель. Александр Фертман из «Сколково» считает этот проект перспективным:

Такая программа позволит группе инженеров работать сообща, одновременно, например, над созданием новых двигателей, причём делать это сразу в объёме. Я уверен, что совместная коллективная работа должна дать другие, совершенно потрясающие результаты: в данном случае «один плюс один не равно два».

Работа акселератора в парк-отеле Спасское

15 000 000 рублей для лучшей компании


В течение десяти дней всем конкурсантам придётся много учиться. Самое главное — понять, каким образом можно адаптировать проект под особенности серийного производства. «Приземлить идеи к реальности» — так определяет смысл рыбинского этапа акселератора Александр Фертман:

Чаще всего такие малые компании выпускают единичные продукты, у кого-то всё находится на уровне технологии или прототипа. Чтобы стать поставщиком «ОДК — Сатурн» или другой компании TechNet, нужно понимать их задачи, понимать особенности производственного цикла.

Последний этап состоится в Петербурге, где пройдет экономический блок акселератора и его финал. Представители промышленных корпораций, эксперты и инвесторы определят лучшие проекты, которые смогут претендовать на получение призового фонда трека TechNet в 15 миллионов рублей.

Пока же в акселераторе идёт каждодневная работа. Заместитель главного инженера «ОДК — Сатурн» Сергей Денисов провёл мастер класс по технологической подготовке производства; руководитель проекта «Цифровая экономика», CPIM Павел Бехер и заместитель директора производства по планированию Алексей Заваркин дали основы управления цепочками поставок, которые предприниматели закрепили в деловой игре. Полученные знания и практики, отмечают организаторы, позволяют стартапу корректировать план действий, находить новые риски, вносить изменения в план коммуникаций, без чего нельзя сформировать ни экономику проекта, ни выйти на предметный разговор с инвестором.


Источник: Черёмуха
Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии.