«Система из США оказалась космически дорогой — и мы сделали собственную»

Ни для кого не секрет, что драконы, ракеты, взрывы и тому подобное в фильмах — результат работы специалистов по компьютерной графике, которая происходит уже после того, как основной материал киноленты отснят. Актерам же приходится работать с воображаемыми собеседниками, операторам снимать несуществующие элементы, что удлиняет и делает финансово обременительным медиапроизводство.
На помощь творцам приходят современные технологии — разработки в сфере виртуальной и дополненной реальности, которые позволяют упростить работу и сделать съемочный процесс максимально быстрыми и эффективными. Вячеслав Тютюгин, ведущий разработчик студии CGF, рассказывает на Rusbase о технологии ViewGА, которая как раз эти проблемы и решает. Проект стал победителем трека Creative акселератора GenerationS. 

О ViewGA


Наш проект ViewGA — программно-аппаратный комплекс виртуальной и дополненной реальности для медиаиндустрии. ViewGA участвовала в съемках полнометражных художественных фильмов «Движение вверх», «Он — Дракон», «Напарник», «Экипаж» и «Время первых». Последние два являются лауреатами премии «Золотой орел» за лучшие визуальные эффекты. Созданный при непосредственном участии ViewGA короткометражный анимационный проект «Чик-Чирик» стал многократным участником и победителем международных анимационных фестивалей, среди которых итальянский Corti a Ponte, токийский Toshima и так далее. 

ViewGA позволяет в режиме реального времени на съемочной площадке заменять зеленый фон (хромакей) на фотореалистичную компьютерную графику, а также проводить съемки в виртуальном пространстве при помощи устройства, конструктивно похожего на кинокамеру. 

С помощью специально разработанных нами оптических и инерциальных датчиков система ViewGA ориентируется в пространстве съемочного павильона по уникальным маркерам и с высокой точностью и минимальной задержкой объединяет виртуальное пространство с реальным съемочным материалом (в случае работы в режиме дополненной реальности) и производит художественную съемку в виртуальном пространстве (режим работы «виртуальная камера»). Маркеры располагаются в павильоне в основном на потолке — таким образом, чтобы не попадать в съемочный кадр. Для визуализации мы используем игровой движок Unreal Engine, что позволяет мгновенно получать компьютерную графику высокого качества и без задержек выдавать ее на playback-монитор режиссеру и оператору. 


Вячеслав Тютюгин на стенде ViewGA, финал GenerationS-2017
Фото: Виктория Соколова

Режим виртуальной камеры используется как на этапе постпродакшена, так и на этапе препродакшена. Например, около 20% фильма «Экипаж» было снято режиссером Николаем Лебедевым с помощью ViewGA прямо у нас в студии. Пространство 3×5 метров оборудовано под виртуальную камеру: на стенах и потолке — маркеры, которые помогают виртуальной камере ориентироваться в пространстве. Сама камера состоит из рига (каркаса), похожего на кинокамеру, и датчиков, которые с помощью маркеров отслеживают ее положение. Данные о перемещении передаются в трехмерный редактор с заранее загруженной сценой. Оператор с ViewGA перемещается по комнате, а режиссер получает возможность сразу видеть кадры, комментировать их, изменять ракурсы и планы в зависимости от своего творческого замысла. 

На стадии препродакшена виртуальная камера используется для съемок превизов. Превизы — это первые черновые наброски в 3D того, как будет выглядеть сцена. Оператор и режиссер фильма с помощью ViewGA ходят по виртуальному пространству и смотрят, какие ракурсы будут более выгодными, как будет строиться кадр. Таким образом, без дополнительных бюджетов они могут отрепетировать и выйти на съемочную площадку с готовыми творческими решениями, что в разы ускоряет съемочный процесс и значительно экономит время актеров и съемочной группы. 

Другой пример — съемки с помощью виртуальной камеры анимационных проектов. Благодаря использованию ViewGA при создании мультфильма «Чик-Чирик» кадры получились реалистичнее и воспринимаются человеческим глазом как более естественные и живые. 

Режим дополненной реальности ViewGA нужен только на этапе продакшена. Уже во время съемок система дает понимание, как будет выглядеть финальный кадр с совмещенной компьютерной графикой, и съемочная группа может видеть в режиме реального времени расположение относительно друг друга виртуальных объектов и персонажей к реальным декорациям и актерам. Операторы и осветители имеют возможность ставить кадр, минимизируя композиционные ошибки, обнаружение которых на постпродакшене влечет серьезные финансовые расходы в условиях дефицита времени. 

«Возможность находиться в едином информационном пространстве всей съемочной группе»


В 2013 году мы в рамках студии визуальных эффектов CGF работали над художественным фильмом «Он — дракон». Тогда мы еще не думали о создании ViewGA, но уже хотели использовать на съемочной площадке современные технологии. Специально для нас из США привезли аналогичную зарубежную технологию, настроили, показали, нам очень понравилось. Вопрос ее использования упирался в деньги — это было космически дорого, что толкнуло нас на создание собственной системы. И уже во время постпродакшена «Он — дракон», в 2015 году, мы приступили к ее разработке. 

Российских аналогов у системы нет. В мире есть похожие — из США и Европы — и, как уже говорилось, в эксплуатации они безумно дороги. Среди преимуществ нашей системы выделим, во-первых, ее модульность, то есть возможность использования независимых друг от друга режимов работы. Во-вторых, ViewGA объединяет в себе лучшее из имеющихся на рынке решений. Так, например, уже в ближайшем времени мы будем готовы предоставить новую гибридную систему трекинга, позволяющую полностью или частично отказаться от маркеров, что сократит время разворачивания системы на съемочной площадке с нескольких дней до нескольких часов при сохранении точности совмещения графики и съемочного материала. В-третьих, возможность предоставлять систему ViewGA как сервис, то есть с использованием компьютерной графики от крупнейшей студии визуальных эффектов (CGF) в России, среди клиентов которой такие крупные продакшен-компании российской киноиндустрии, как кинокомпания BAZELEVS Тимура Бекмамбетова, студия ТРИТЭ Никиты Михалкова, кинокомпания СТВ Сергея Сельянова и студия Мармот-фильм Валерия Тодоровского.


Кинокамера с датчиками ViewGA
Фото: CGF

Система ViewGA решает ряд крайне важных для медиапроизводства задач. Во-первых, в короткие сроки дает возможность полной реализации творческого замысла режиссера и оператора. Раньше за движение камеры в полностью нарисованных кадрах (Full CG) отвечал специалист по анимации, не обладающий операторскими знаниями. И такие кадры выглядели искусственно. Сейчас же подобные кадры снимает профессиональный кинооператор с помощью виртуальной камеры ViewGA, и теперь их сложно отличить от реально снятых. Так, на текущем кинопроекте «Конек-горбунок» уже на стадии препродакшена оператор Владимир Башта с помощью ViewGA самостоятельно выстраивает кадры в виртуальном мире будущей сказки. 


Оператор Владимир Башта снимает превизы для фильма «Конек-горбунок»
Фото: CGF

Собственно, с создания виртуальной камеры на проекте «Он — дракон» и началась вся история ViewGA. В дальнейшем, на проекте «Время первых», мы решили нашу технологию улучшить и сделать полноценную систему дополненной реальности на съемочной площадке. Там у нас был большой павильон 40х30 метров, и мы в реальном времени могли «достраивать» изображение с кинокамеры компьютерными элементами. Так была снята сцена выхода космонавта в открытый космос. На самом деле на съемочной площадке была построена только часть космического корабля, но вся съемочная группа уже в реальном времени могла видеть кадр с полноценным космическим кораблем, Землей и Солнцем и корректировать его в интерактивном режиме. Таким образом процесс стал более творческим, чем техническим. То есть тут мы говорим уже о второй важной задаче в медиапроизводстве — о возможности находиться в едином информационном пространстве всей съемочной группе и видеть уже в процессе съемки финальные кадры, совмещающие съемочный материал и компьютерную графику. Это, во-первых, дает значительную экономию во временных и, следовательно, финансовых ресурсах и, во-вторых, дает актерской группе понимание своего взаимодействия с виртуальным миром и компьютерными персонажами, что позволяет им действовать точнее и синхроннее. 

В-третьих, технология помогает операторам избежать композиционных ошибок по построению кадра, содержащего реальные и компьютерные элементы. Как правило, такого рода ошибки обнаруживаются только на финальной стадии производства медиапродукта, и их исправление требует все тех же дополнительных финансовых и временных затрат. 

«Виртуализация медиа стала четкой мировой тенденцией»


У нас небольшая команда. В первую очередь — Александр Горохов, генеральный продюсер компании CGF. Александр отлично знает тренды рынка компьютерной графики, включая его зарубежную часть, и все это время поддерживает наши начинания и всячески им способствует. Я отвечаю за разработку «железа» и архитектуры системы в целом — это и программное обеспечение, и железная составляющая. Еще в команде — инженеры-исследователи: Евгений Герк, занимающийся программной частью ViewGA, и Галина Зубова, разрабатывающая новую гибридную систему трекинга. Продюсированием и развитием нашего проекта занимаются Анна Зайченко и Елизавета Яковенко. 


Вячеслав Тютюгин, Анна Зайченко и Евгений Герк на стенде ViewGA, финал GenerationS-2017
Фото: Виктория Соколова

В этом году мы снимаем фильм-сказку «Конек-горбунок» по произведению Петра Ершова. Поскольку фильм изобилует компьютерной графикой, ViewGA нон-стоп будет использоваться на съемочной площадке. На следующий год запланированы проекты уже с зарубежными продакшен-студиями. 

Наш большой следующий шаг — выход в индустрию телепроизводства. Виртуализация медиа стала четкой мировой тенденцией. Продюсеры, режиссеры, операторы все чаще используют компьютерную графику в своих телепроектах, так что появление виртуальных новостных студий — дело времени, а отечественная разработка ViewGA будет способствовать этому процессу. К нам уже приходят запросы от ТВ-компаний по использованию ViewGA. 

С технической точки зрения ViewGA перманентно совершенствуется. Это и разработка гибридного способа трекинга, о котором мы говорили выше и который позволяет в разы сокращать время разворачивания системы на съемочной площадке, и выпуск третьего поколения маркерной системы ViewGA, способного удовлетворить потребности не только киноиндустрии, но и телепроизводства: уровень совмещения и визуализации компьютерной графики позволит использовать систему даже для прямых эфиров виртуальных телевизионных студий. 

«Нам было бы сложно делать проект, не будь мы частью студии визуальных эффектов»


GenerationS — уникальное мероприятие. На одной площадке сконцентрированы как потенциальные заказчики, так и инвесторы, и другие игроки отрасли. Хотелось бы поблагодарить РВК, она очень помогала нам в течение всех этих месяцев — поддерживала с нами связь, давала советы. 

Я технический специалист, который занимается работой, не связанной с публичными выступлениями. Акселератор позволил научиться выступать, сделал из «технаря» спикера и даже больше. Теперь я могу доступно и понятно рассказывать о своей работе людям, далеким от кинематографа, лучше формулировать цели и результаты даже для самого себя. GenerationS — благодатная почва для каждого. Кто хочет инвестиций — находит инвесторов. Кто ищет партнеров — тоже может это сделать, на мероприятии или через организаторов. Встречи помогают понять, что именно интересно заказчикам и для каких нужд они могут использовать нашу систему, своего рода большая и сильная экспертиза проекта. 


На финале GenerationS
Фото: GenerationS

Нам было бы сложно делать проект, не будь мы частью студии визуальных эффектов. Благодаря этому мы знаем актуальные задачи, стоящие перед кинематографом и в целом перед визуальным искусством XXI века. Исторически сложившаяся связь технологий и визуального искусства особо сильно стала заметна в последние десятилетия. Современные фильмы в среднем состоят на 50% из компьютерной графики. И мы, видя реальные проблемы, возникающие у наших коллег на съемочной площадке и в студии на стадии постпродакшена, идем при разработке системы не от абстрактных идей, а от реальных задач и потребностей производства. Это делает ViewGA более клиентоориентированной, жизнеспособной и применимой в реальных съемочных условиях. Мы ничего не придумываем с потолка, а куем железо «здесь и сейчас». 

Плюс компьютерная графика. Система — штука хорошая, но она будет мало кому нужна без фотореалистичной компьютерной графики. CGF создает лучшую фотореалистичную компьютерную графику для кино, анимации и телевидения в России. Мы симбиоз, который не может существовать друг без друга. 

Источник: RusBase
Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии.