Все события

Как Michelin сохраняет дух стартапа и развивает мобильность

В апреле РВК приняла решение об отказе от отраслевых акселераторов в пользу корпоративных. Первым партнером нового формата стала французская компания Michelin. Цель совместного акселератора Michelin и GenerationS — развитие мобильности будущего, модернизация транспортных средств и создание решений для водителей. Коммерческий директор департамента интернет-продаж, сервисных услуг и бизнес-решений Пьер-Ив Жан рассказал Rusbase о том, что же такое мобильность будущего и какие технологии нужны компании.


Пьер-Ив Жан
Коммерческий директор департамента интернет-продаж, сервисных услуг и бизнес-решений Michelin


130 лет истории: от стартапа – к корпорации 


— Michelin почти 130 лет. Изначально мы, как и все, были стартапом в области мобильности. Компания стала делать автошины не сразу: она появилась как инициатива двух братьев, которые имели фабрику сельскохозяйственных машин и оборудования. Они занимались автомобилями и техникой, и поняли, что в этих областях есть потенциал. Это совпало с развитием автомобильной отрасли: Michelin организовывала соревнования и всячески развивала мобильность. Компания первой в мире стала издавать бумажные карты, развивать систему дорожных указателей, гиды для автомобилистов с рекомендациями. Во время войны бренд производил самолеты.

Мы всегда делали ставку в стратегии на развитие инноваций – это всегда помогало компании переживать структурные и экономические изменения. Мы не останавливаемся: мобильность перешла из бумаги в диджитал, поэтому наша цель – развивать мобильность будущего.

Четыре направления работы компании сегодня

  1. Шины и шинная промышленность: производство шин для всех видов транспорта (легковых и грузовых автомобилей, крупногабаритной и сельскохозяйственной техники, велосипедов, самолетов и так далее).

  2. Предоставление цифрового сервиса для развития профессиональной мобильности. Так, «Мишлен» приобрела в США, Южной Америке и Европе нескольких поставщиков телематических систем, это компании Sascar (Бразилия) и NexTraq (Северная Америка). Они будут предоставлять услуги мобильности для парков коммерческих автомобилей.

  3. Путешествия и гастрономия. Исторически гиды Michelin издавались в традиционном бумажном варианте, но сегодня все переходит в онлайн. И цифровые технологии будут применяться также и для развития новых платформ и сервисов в области путешествий. Это поможет сделать мобильность еще более быстрой и комфортной. 

  4. Высокие технологии: исследования и разработки в области химии, 3D-печати. Например, «Мишлен» и компания Fives создали совместное предприятие «AddUp Solutions», которое находится во Клермон-Ферране, Франция. Оно претендует на статус ключевого игрока в отрасли производства 3D-печати. Это новаторское решение уже применяется при производстве новых моделей шин.


Пьер-Ив Жан

Развитие мобильности без вреда для экологии 

— Вы сказали о мобильности будущего. Что это такое? Это условно, летающие такси или как у Amazon – использование квадрокоптеров? 

— Мало кто знает, что Michelin изготавливает водородные батареи для машин – альтернативный вид топлива. Сейчас появляется много экологичных источников питания для автомобилей – можно перезаряжать электрические машины индукционной полосой. 

Также мы наблюдаем изменения в корпоративной и альтернативной мобильности – появилось много агрегаторов, например, в нишах такси или транспортировки грузов, а также каршершинг. В двадцатом веке человек покупал машину в личное пользование. Сегодня эта модель меняется. 

— Как Michelin развивает инновации? 

— У нас есть собственные НИИ во Франции, США и в Японии. Это – «академическая» наука и исследования в области шин, материалов, химии. 

С открытыми инновациями мы работаем тремя способами: 
  1. Через венчурный фонд Michelin Venture. Раньше мы участвовали в разных фондах – их было порядка семи. Но в прошлом году создали свой. Благодаря этому мы можем вкладывать в стартапы наш капитал.

  2. Можем покупать стартапы и вкладываться в них напрямую.

  3. Кроме того, можем работать вместе со стартапами: быть клиентами по определенному проекту. Для этого у нас есть инкубатор Michelin Incubator Program Office, подразделения которого находятся в Европе (Клермон-Ферран, Франция), США и Китае. Во Франции компания «Мишлен» создала совместный акселератор Le Bivouac с административными властями.

«Суть стартапа – в развитии бизнеса вокруг» 

— Как вы работаете со стартапами? 

— Мы не первый год смотрим в сторону российской экосистемы стартапов. Так, в декабре 2016 на French Tech Connect мы познакомились с GenerationS, в апреле 2018 запустили совместный акселератор, чтобы локализировать работу со стартапами. Сейчас мы запустили приложение Road Connect, которое хотим развить дальше и даже создать экосистему между Michelin IPO и российскими стартапами. 

Корпорации и стартапы как мышка и слон. Это разное поведение внутри проекта, склад ума, поведение. Им сложно работать вместе. Компания может дестабилизировать стартап, и тот потеряет свои приоритеты, обслуживая корпорацию. Если мы хотим поощрять, поддерживать, лучше всего вкладываться в них через венчурный фонд. 



Если нужно купить и интегрировать технологии стартапа в производство, лучше всего — приобрести его. Например, на digital-фабрике для Европы в Лионе сейчас работают те ребята, которые несколько лет назад начинали со стартапа. Мы их приобрели. Теперь они часть компании и продолжают развивать и масштабировать своей проект. 

Если у нас есть возможность протестировать идею в реальном времени, то мы интегрируем ее через инкубатор. Мы даем привилегированный доступ стартапу к нашей аудитории и рынку, что он работал с данными как поставщик. И берем на себя риски, защищая бизнес. Стартап приносит нам возможность понять за короткий срок, насколько он будет полезен. Такой подход ценен в России. Нельзя относиться к стартапу как к продукту, который можно купить в супермаркете. Суть стартапа — в развитии бизнеса вокруг. Для этого нужно ускорять контакт стартапа с реальностью и бизнесом. Иногда молодым проектам не хватает ресурсов пройти какие-то пороги или контактов, чтобы иметь доступ к рынку. У корпораций все это есть. 

Нет никакого единого подхода к стартапам. Отношения между корпорацией и проектом не должны напоминать куплю-продажу в магазине. Главный фактор успешного сотрудничества — сохранить правильный дух и стратегические приоритеты, тогда все будут развиваться.

— А зачем вообще корпорациям нужны стартапы? 

— Любое предприятие само когда-то было стартапом. Michelin — тоже. Если мы потеряем этот дух, то быстро «состаримся» и потеряем навык строить ценностные предложения, быть ловкими и привлекательными для клиентов. Стартап обязан таким быть. Иначе у него не будет шансов заработать деньги. Молодым проектам нужно выживать, поэтому у них есть запас смекалки, энергии и клиентоориентированности. Быть рядом с ними — «не стареть». 

Что такое Акселератор «Мишлен»?

— Расскажите о сотрудничестве с GenerationS.

— Мы только в начале акселерации. И верим, что результат будет хорошим. Есть стереотип о том, что русские стартапы технологичны, но не используют бизнес-знания. Я вижу, что в России есть энтузиазм, кипит жизнь и у людей есть сильные бизнес-навыки, как и везде — в США, во Франции, в Сан-Франциско. Это не вопрос конкретной страны, скорее, поколений. Название GenerationS удачно выбрано и отражает дух движения. Успешная идея найдет заказчика по всему миру. 

Конечно, у всех рынков есть свои особенности. Российские стартапы очень интересны тем, что они приспособлены к местным условиям, хотя похожая бизнес-модель существует и на Западе. Но здесь, в России, есть другие нюансы, которые гарантируют успех и масштабирование стартапа. Корпорации должны помочь стартапам в адаптации к международным рынкам, расширении границ и экспорта. 

— Направления акселератора: медицина, логистика, безопасность, вождение, услуги… Почему именно они? 

— Мы хотим развивать и ускорять предложения мобильности для наших частных клиентов, в том числе для водителей, дальнобойщиков и так далее. Мы активно развиваем приложение Road Connect, которое позволяет решать проблемы клиентов по управлению свободным временем и рабочим графиком. Мы хотим, чтобы российские стартапы помогли нам усовершенствовать его. Michelin думает, где автовладельцы могут столкнуться со сложностями: дорога, медицина. Например, у человека за рулем есть свободное время, но он не может полноценно обратиться к врачу. Или понять, что выбранная им стоянка действительно безопасна для ночлега. Или управлять делами вдали от офиса, обслуживать свой транспорт в пути. Мы хотим, чтобы приложение в короткие сроки решало административные вопросы. Ищем нужный баланс между цифровыми технологиями и возможностями для их применения. 


Приложение для водителей, которое решит все проблемы 

«Огромное число водителей грузовиков в России работают на себя или мелкие автопарки с менее чем пятью автомобилями. И все они сталкиваются с ежедневными проблемами баланса рабочего времени и отдыха, задаются вопросами маршрута и задачами по дороге, волнуются о своем здоровье. На данный момент ни форумы, ни информационные сайты, ни сарафанное радио не могут решить этих проблем. Michelin хотел бы создать практичный и удобный инструмент, который будет сопровождать водителя и решать все возникающие в пути вопросы». — Екатерина Файзулина, менеджер по внедрению и развитию бизнес-модели Michelin.

Михаил Антонов — об акселераторе «Мишлен» 

«Почему мы сделали выбор в пользу корпоративных акселераторов? Мы — институт развития и должны работать там, где есть дефицит. В области корпоративной акселерации у нас серьезный интерес, потому что именно там самый перспективный рынок для стартапов. Внедряя инновации в компании, мы работаем на будущие рынки. 
Первым заказчиком корпоративных акселераторов нового формата стала глобальная компания «Мишлен». Она компетентна на своем рынке услуг для путешественников, водителей и умного транспорта. По этим направлениям мы собираем стартапы. «Мишлен» предпочла быстрый вариант в два месяца (хотя обычно акселерация длится от 3 до 6 месяцев) — компания будет быстро принимать решения о том, что ей подходит или не подходит. Сбор заявок продлится до конца лета». — Михаил Антонов, Директор по развитию инновационной инфраструктуры «РВК».



Еще три причины подать заявку на акселерацию:


  1. Оказаться в экосистеме «Мишлена» — очень круто. Есть перспективы выхода на международный рынок. 
  2. Суперинтересная тематика умного транспорта. Системы помощи водителям — мировой тренд. 
  3. Челлендж: на что можешь замахнуться? На что-то локальное — или на международный проект? 


Источник: RusBase