Ближайшие события
Все события

Быстрое тестирование гипотез на малых оборотах: как запустить пилот с Faberlic

Fashion-рынок не может оставаться консервативным. Швейные машинки, эскизы на бумаге и примерка одежды уже не удовлетворяют потребности как и прогрессивных потребителей, так и самого рынка. Мир моды постепенно наполняется технологиями, стартапами и инвесторами, готовыми вложиться в лучшие решения.

Мы поговорили с директором по инвестициям Faberlic Venture Fund Юрием Слинкиным и другими экспертами рынка, чтобы узнать, какие прогнозы они дают FashionTech, какие проекты ждут в этой области и что интересно инвесторам и корпорациям.

Про рынок венчурных инвестиций, стартапы и эмиграцию

Юрий СлинкинЮрий Слинкин
Проектный офис и инвестиционный фонд Faberlic

За 2017 год мы через разные каналы получили и оценили более 700 компаний и проектов разных стадий развития. Мы много общались с партнерами и экспертами рынка про российскую экономику, стартапы, инвестиции, акселерацию, Кремниевую долину и с какой планеты Илон Маск. По последнему вопросу к единому мнению мы не пришли, а вот по остальным, при всем многообразии интерпретаций, можно сделать такие взаимосвязанные выводы:



  1. Доля частного сектора в экономике критически мала.
  2. Рынок инвестиций и инвесторов в России молод и не до конца сформирован.
  3. Технологии в России — одни из лучших, а вот с конечным продуктом на основе этих технологий дела обстоят много хуже.
  4. Стартапы, инвесторы и корпорации говорят на разных диалектах русского языка.


О сложностях российского венчурного рынка

Профессиональных венчурных фондов и бизнес-ангелов в России крайне мало, адекватных еще меньше. Большинство инвесторов шатает от стадии к стадии, от хайпа к хайпу. А дальше как в фильме «Револьвер» — «Ничто не приносит такой боли, как унижение и потеря денег». В свою очередь, скромный сегмент частных производственных компаний в нашей экономике не создает достаточного спроса на технологии, что препятствует формированию массовой культуры стратегического инвестирования в России.

По данным Центра стратегических разработок, доля государственного сектора в ВВП Российской Федерации по итогам 2016 года составила 46%.

Технологическим предпринимателям остается или бороться за жизнь здесь, или «этапировать» команду и стартап в более фертильные рынки. Но на этом проблемы не заканчиваются — сразу после переезда еще предстоит нарастить компетенции по упаковке технологии в конечный продукт, чтобы выдержать конкуренцию.

Но главная сложность российского венчурного рынка — это отсутствие навыков не только слушать собеседника, но и слышать, уважать его цели и интересы. Стороны «говорят на разных языках» — в моем понимании означает, что они в разной степени не способны понять мотивацию собеседника и синхронизироваться. Стартапы, как правило, ищут финансирование, а не инвестиции, инвесторы — джекпот, а не сбалансированную инвестиционную стратегию, корпорации — кадры, а не партнеров и game-changer'ов.

Про роль корпораций и трудности перевода

Несмотря на короткий срок жизни, сегмент корпоративных инноваций и инвестиций уже успел обрасти своими стереотипами и верованиями. Когда заходит речь об этой области, большинству приходят на ум названия самых активных и игроков: Mail.ru, Yandex, Ростех и других. Но под этой верхушкой айсберга великое множество компаний, разочаровавшихся в своих инновационно-инвестиционных подразделениях.

Иван ДементьевИван Дементьев
Предприниматель, венчурный инвестор

Корпорациям сложно инвестировать в новое. Чем они успешнее, тем более сосредоточены на текущей бизнес-модели и проблемах клиентов. Все ресурсы и компетенции сформированы именно из этой логики. Компетенция венчурного инвестора — как раз видеть то, что корпорации упускают из вида, чтобы потом, когда это станет им очевидно, продать намного дороже. Если посмотреть на инвестиции как на рынок, то профессиональный венчурист всегда лучше вложит деньги. Просто он это лучше умеет.



С апреля 2018 года мы запустили серию мероприятий #Corporate Talks совместно с Платформой Actum и Venture Club. В ней уже поучаствовало более двадцати стартапов и тридцати корпораций. Идея проводить питчи в формате предложения услуг корпорациям вместо стандартных инвестиционных презентаций получила хороший отклик среди крупного бизнеса. Наш ключевой вывод — компании могут быть хорошим подспорьем для технологических предпринимателей в поиске инвестиций на ранние раунды. Для любого инвестора наличие в портфолио крупного заказчика — знак качества.

В Faberlic мы применяем метод быстрого формирования и тестирования гипотез на малых оборотах. Это позволяет быстро (не больше трех месяцев) понять, что будет работать в рамках MLM бизнес-модели, а что — нет. Похожий подход мы предложили участникам трека Creative GenerationS. В течение трех недель участники трека готовили коммерческие предложения для Faberlic на основе обратной связи профильных отделов. На текущий момент пять стартапов из девятнадцати находятся на разных стадиях запуска совместных пилотных проектов.

Про FashionTech: конфликт искусства, бизнеса и технологий

Российский рынок fashion — крайне агрессивная среда для роста молодых компаний. Существенная стоимость производства, аренды торговых площадей и масштабирования в регионах требует больших и долгих инвестиций. Поиск фондов и бизнес-ангелов, готовых к подобной стратегии, может затянуться на годы. Еще большие испытания ждут технологические компании в сфере моды — им предстоит не только «поженить» искусство и бизнес, но и сделать инъекции технологий.

Станислава НажмитдиноваСтанислава Нажмитдинова
Эксперт по коммерческому управлению проектами и масштабированию в индустрии моды

Концентрация молодых торговых марок одежды на том, как выглядит продукт, часто играет с их основателями злую шутку. Творчество затягивает, отвлекает от зарабатывания денег и тестирования бизнес-моделей. В России огромное количество талантливых дизайнеров одежды, но мало компетентных команд, способных удерживать фокус на всех составляющих бизнеса. А теперь давайте представим, что необходимо добавить еще один компонент — технологическую инновацию. Эта задача будет одинаково сложна в реализации как для молодой компании, так и для сформировавшейся корпорации.



По оценкам экспертов, на текущий момент объем глобального рынка моды оценивается в $3 трлн долларов (в Российской Федерации — 2,7 трлн рублей), в то время как сегмент FashionTech — $0,1 трлн. Однако уже к 2035 году объем его технологического сегмента может достигнуть $2,8 трлн: эксперты PwC прогнозируют, что принципиально иной подход в модной индустрии будет определять не менее трети всего рынка.

Константин СинюшинКонстантин Синюшин
Управляющий партнер the Untitled Ventures

Главная проблема отечественного рынка FashionTech лежит вне технологической составляющей успеха, даже вне проблемы местных чиновников и корпораций, имеющих отношение к рынку. Главная проблема — это отсутствие самого рынка в таком объеме, чтобы на его данных можно было что-то проверить из гипотез технологических проектов. Для обертывания проекта в продукт знания рынка и отраслевой экспертизы явно недостаточно.

Поэтому, если вы хотите делать что-то высокотехнологичное на рынке моды и имеете начальное представление о нем и положительные пилоты, на основе которых можно найти профильного инвестора, такого, как наш the Untitled fashion lab, далее вам необходимо уезжать в Европу или же в Америку, где отрасль моды давно имеет действительно глобальный индустриальный масштаб, при этом возможно сам продукт вам при этом придется адаптировать под сложившуюся там экосистему, не похожую на российскую, но это уже не страшно, если вы уверены в своем проекте и в своей команде.



Термин FashionTech за короткий период времени стал широко употребляться в профессиональном сообществе, однако назвать его полноценным рынком в России пока сложно. Косвенно об этом свидетельствует и скромное количество подобных компаний в России (50/150 штук — Rusbase совместно с Минпромторг РФ/Retail&Fashion Accelerator), и количество инвестиций в сектор, и процент невозвращенцев из Долины, мигрировавших на более «зрелые рынки».

Хоть будущее FashionTech в России и остается туманным, это одна из наиболее наглядных для конечного потребителя областей применения инноваций. Искусственный интеллект, 3D-моделирование, наноматериалы и другие сквозные технологии уже становятся частью повседневной жизни обычных людей.

Андей БурматиковАндей Бурматиков
Fashion-директор Faberlic

Мы видим новый технологический вектор в формировании трендов индустрии моды:
1. В будущем в силу кастомизации продуктов возникнет феномен универсальности дизайна. Сам потребитель станет дизайнером своих вещей.
2. Изменится сама модель потребления. Сейчас индустрия производит больше, чем нужно. Новые технологии позволят тратить и производить меньше.
3. Смарт-текстиль, износостойкие материалы и wearables станут «новым чёрным». Сейчас это звучит как киберпанк, но скоро это станет реальностью.
4. Еще одним трендом FashionTech будет биология — все то, что помогает нам контролировать биологические процессы. Технологии perfomance — то, что даст нам возможности для усиления наших биологических свойств. И, конечно, искусственный интеллект. Это будет частью лайфстайла.



Про стартапы трека GenerationS

Мы были партнерами двух направлений трека Creative: как Faberlic — направления «Мода и новые материалы (FashionTech)», как программа «Капитаны России» (предпринимательская образовательная программа, основанная Алексеем Нечаевым — основателем и владельцем Faberlic) — Образовательных технологий (EdTech). Команда РВК и оператора трека собрали более 200 заявок по данным направлением, в очную часть акселератора прошли 19 команд.

Совместно с коллегами из РВК мы разработали и реализовали акселерационную программу, в большей степени ориентированную на формирование партнерства корпорация-стартап. С командами каждой компании-участницы мы формировали индивидуальную траекторию развития и образ того результата, который хотели получить на выходе. Участники презентовали Faberlic свои предложения, которые стали основой для дальнейшего тестирования, на финале трека 25 марта 2018 года.

Жюри финала Creative особо отметило три компании:

Ave Eva — онлайн-платформа для заказа одежды, изготовленной по индивидуальным меркам;
HintEd — платформа интерактивного микро-обучения, позволяющая быстро освоить сложную программу за счет создания ряда подсказок в интерфейсе;
Private Sale — торговая платформа для продажи одежды и аксессуаров по модели известного приложения для знакомств Tinder.

Пилотные проекты мы запускаем со всеми компаниями, сумевшими за время акселерации понять наши потребности и адаптировать свои продукты и сервисы. У Faberlic ранее был опыт реализации акселерационных программ по ключевым направлениям бизнеса. Прошедший этап GenerationS можно назвать наиболее эффективным с точки зрения доли успешно интегрированных технологий в операционную деятельность компании.


Источник: Rb.ru
Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии.