Малый технологический бизнес поддержат корпорации
Индустриальным стартапам помогут решить проблему спроса на продукцию: 15 декабря пройдет финал федерального акселератора GenerationS, который в третий раз проводится РВК.
Финалисты признаются, что главная проблема для них — выход на рынок. «Основная задача, которая стоит перед нами сегодня, это поиск инвестора для производства экспериментальной установки, — рассказала Мария Дударева, проект «Переработка золошлаковых отходов электростанций». —Чтобы выйти на крупных заказчиков, необходимо заработать определенную репутацию. Я прекрасно понимаю крупные корпорации: при закупках сырья у стартапов есть риски недопоставок, срыва сроков, поставок сырья несоответствующего качества. Поэтому мы очень внимательно относимся к контролю качества, и уже сейчас есть понимание того, как его обеспечить».
Александра Хальясмаа (проект «Система поддержки принятия решений для эффективной эксплуатации электросетевого оборудования») отметила, что для большинства стартапов инвестор — практически единственная возможность создать прототип или промышленный образец, «сдвинуться с мертвой точки».Борис Чичигин (проект «Турбодиагностика») рассказал, что для индустриальных стартапов сложность заключается также в том, что перед реальными продажами необходимо провести испытания на оборудовании потенциального клиента, доступ к которому ограничен. До проведения испытаний предприятия реального сектора экономики не спешат финансировать НИОКР, опасаясь не получить ожидаемый результат. Получается замкнутый круг — денег нет, прототипа нет, испытаний нет, соответственно, нет продаж и бизнеса. Партнеры акселератора готовы предоставить площадку для испытаний — апробацию на реальном энергетическом объекте.
Для трека Oil&Gas были установлены высокие требования к проектам — они должны были иметь патенты и как минимум лабораторный прототип, а также быть готовы к продаже или внедрению своих разработок в нефтегазовый комплекс. «Сейчас именно на этапе между первыми испытаниями и внедрением на производство лежит мертвая зона для индустриальных стартапов, — рассказал генеральный директор Pulsar Venture Capital, оператора трека Oil&Gas Павел Королев. — Наша программа индустриальной акселерации нацелена на конкретный результат: подготовить команды к крупным продажам или найти стратегического партнера». Все финалисты трека имеют патенты, в том числе международные, на научные разработки. Каждый проект провел испытания собственных разработок, у трех проектов есть налаженное мелкосерийное производство.
«На рынке отсутствует решение в области промышленной теплоизоляции трубопроводов, емкостей и оборудования, которое обеспечит надежную эксплуатацию в течение длительного времени (более 15 лет) и будет универсальным с точки зрения рабочих температур, воздействия агрессивных сред и теплоизоляционных характеристик, — рассказала Ирина Гарустович (проект «Триотерм»). — К нам уже стали обращаться потенциальные потребители, и мы ведем переговоры о полевых испытаниях в условиях реальной площадки для оценки эксплуатационных свойств нашего продукта». По ее словам, основная задача проекта сейчас - успеть все в срок, потому что работы, как в любом стартапе, очень много, ресурсы ограничены, а заказчики уже ждут решение. Кроме того, проект требует привлечения дополнительных инвестиций для завершения отраслевой сертификации, запуска производства и на дальнейший маркетинг.
Отбирая проекты в трек SmartCity, эксперты ориентировались на стартапы на разных стадиях — даже самых ранних, когда у команды есть только проработанная идея и технология, но пока нет опытного образца. « Для нас было очень важно, чтобы стартап понимал свою бизнес-модель, видел целевые рынки и ориентировался на международную экспансию. Чтобы помочь командам мыслить более глобально, часть акселерационной программы мы провели в Берлине, — рассказал исполнительный директор LOGA Group, оператора трека SmartCity Александр Локтионов. — Там основатели проектов смогли пообщаться с потенциальными европейскими заказчиками, изучить местное конкурентное окружение и увидеть свой проект в более глобальном контексте». Все пять победителей трека SmartCity - молодые компании с очень большим потенциалом, добавил он.
«Когда ты придумал что-то новое, чего еще нет на рынке, сложно прийти к клиентам и сказать: «Купи», — поделился Василий Быков (проект Samocat Sharing). — Особенно если твои клиенты - крупные компании с длинными производственными и маркетинговыми циклами. Чтобы произвести и продать им продукт, недостаточно просто разместить страничку в Интернете». По словам предпринимателя, в процессе акселерации этап за этапом оттачиваются идея и продукт, он становится коммерчески привлекательным. В обычной жизни такой процесс занимает в десятки раз больше времени или денежных средств, потому что пришлось бы выпускать «сырые» версии без связи с рынком и на них тестировать спрос.