Драка — двигатель прогресса - Медиацентр
Телефон:
Адрес:
123112, г. Москва, Пресненская наб., д. 8 стр. 1
Поиск по сайту
27 ноября 2015

Драка — двигатель прогресса

Ради чего выходят на ринг железные гладиаторы

Пару лет назад в Перми свернулась культурная революция, а теперь развернулась новая.

Город поменял курс и готовится стать промышленным гигантом с сильной инженерной и научной школой, центром российской робототехники. Новые культурные коды захватывают умы горожан и собирают многотысячные залы. В ноябре финал первой российской «Битвы Роботов» собрал в уральском городе тысячи болельщиков. К ним присоединилась и корреспондент «РР» — не столько для того, чтобы послушать скрежет металла и визг циркулярной пилы, сколько чтобы разобраться, может ли популярная наука сделать то, что не смогло современное искусство — стать двигателем прогресса

Ярмарочные бои


Огромный павильон «Пермской ярмарки» заполнен клубами дыма. Полумрак, по залу перекатываются тяжелые гитарные рифы. В центре — огромный освещенный куб из плексигласа. По условиям битвы, роботы могут пробивать друг друга, распиливать циркулярными пилами, отрывать детали обшивки. Чтобы защитить гостей от осколков, ринг огородили. Вокруг куба толпится народ. Зрители спешат занять места поближе к сцене, многие привели детей. По залу бродят акробаты, с ног до головы упакованные в серебристую броню, и устрашающего вида ребята, подкачанные и одетые в эстетике «Безумного Макса». И те, и другие охотно делают селфи с гостями.

На ринг вывозят первых бойцов. Следом выходят пилоты-робототехники, которые заводят своих подопечных, возвращаются на командный мостик и вооружаются пультами радиоуправления. От роботов требуется продержаться и остаться боеспособными в течение полного раунда. Как оказалось, это нетривиальная задача. Начинается битва, и зал взрывается. Искры, визг и скрежет циркулярной пилы, танцующие по рингу боевые роботы, разлетающиеся осколки брони. Один робот подбрасывает другого, тот делает пару пируэтов в воздухе и с грохотом врезается в плексигласовую стену. Мгновение — и робот сползает со стены, приходит в себя и снова атакует противника. Ряды зрителей колышутся: по трибунам идет «волна» все, как на настоящих спортивных состязаниях.


По краям ринга стоят винты шредеров, готовые принять проигравшего и добавить ему боевых ран. Команды пилотов, которые управляют движениями бойцов, стараются во что бы то ни стало не завести своего робота в шредер. Пара минут — и один из участников повержен. Его обшивка порезана. В воздухе разносится запах горячего машинного масла и металла. Организаторы бережно складывают останки на носилки и увозят их в «ремзону» — помещение, где робототехники пытаются восстановить своих бойцов и вернуть их в строй. Осколки сметаются, и на ринг выходят свежие гладиаторы.

Терминатор-чемпион


Когда мы разрабатывали концепцию Битвы Роботов, то взяли форматы, уже имеющиеся в США и Англии, и переработали их под российского зрителя. Мы постарались совместить в этом шоу спортивный азарт, развлечения и инженерное творчество российских робототехников. Но интерес горожан к Битве Роботов просто поразил нас. Дело дошло до того, что в какой-то момент служба безопасности «Пермской ярмарки» сообщила, что зал переполнен, и из соображений безопасности они перекрывают доступ. Сотни зрителей, к сожалению, не смогли попасть внутрь, мы были вынуждены принести извинения. В следующий раз повесим большой экран на улице. В итоге шоу увидели около 2 тысяч человек в зале и более 20 тысяч — в прямой трансляции на YouTube, — рассказывает соорганизатор мероприятия, первый проректор Московского технологического института Евгений Плужник.

Все боевые роботы были разработаны российскими инженерами-конструкторами специально для шоу. В битве участвовало 20 команд из Москвы, Краснодара, Уфы, Рязани, Перми. Каждая в течение нескольких месяцев разрабатывала и повышала боеспособность своего робота, чтобы представить его на битву. По результатам 10 боев определились 10 победителей, затем они сразились между собой.

До последнего момента фаворитом битвы был робот «Матанга» — один из трех участников акселератора Robotics GenerationS. Раунд за раундом этот робот ставил рекорды. Он мгновенно заводился, раскручивал свои циркулярные пилы, набрасывался на соперника и в считанные секунды отправлял его в утиль. «Матанга» играючи дошел до финала, но в одной из финальных битве был зажата в угол и «вырублен» более ловкими роботами-пермяками  Бешеным Металлом и X-FORCE. Для зала это было большой неожиданностью и добавило шоу эмоций. А звание первого чемпиона Битвы роботов и приз в 300 тысяч рублей в итоге получила пермская команда X-FORCE во главе с капитаном Максимом Жилиным.

Человек + машина = страсть


Робототехники, в обычной жизни — скромные инженеры и айтишники, тоже внесли свой вклад в представление. Команда «Инквизиторы» вышла готовить своего робота к бою в черных плащах, подбитых алой тканью, капюшоны падали им на глаза. Команда «Kubanoid» из Краснодара выдала зажигательный гопак. Команда «Доктор Шредер» вышла на сцену в «окровавленных» халатах, чем вызвала немалое воодушевление в зале. В перерывах между боями на ринге появлялся человек-гора с огромным молотом — утилизатор. Как на настоящих гладиаторских боях, зрители решали судьбу проигравшего, поднимая или опуская большой палец. Если зал приговаривал бойца к смерти, утилизатор добивал его своим молотом под рев толпы.

Несмотря на всю маскулинность шоу — наряды «Безумного Макса», клубы дыма, гитарный хардкор, запах горячего металла и разлетающиеся во все стороны обломки — в первых рядах было предостаточно юных девушек. Они поддерживали бойцов, не сдерживая эмоций, словно на рок-концерте. Легко себе представить, как Битва роботов отправляется на гастроли по стране, а за ней — фанатский корпус восторженных поклонниц. А вот среди робототехников девушек почти не было.

Самый юный участник битвы, шестилетний Гоша Соколов, не мог сдержать слез, глядя на поражение своего робота-подопечного. Многочисленные экраны по всему залу показали мальчика крупным планом — кадры мгновенно стали символом жестокого торжества роботов. Гоше в утешение подарили конструктор для юных нейротехнологов и пригласили его на экскурсию в  Сколково.

Думаю, мы еще не раз увидим этого парня на Битвах! А мой четырехлетний сын смотрел прямую трансляцию и сказал, что хочет сделать робота, который сможет подкидывать противника. На мой взгляд, это и есть успех! — растрогался Евгений Плужник.

Наука будет собирать стадионы


Популяризация науки все чаще становится ярким шоу, способным побороться за внимание публики с прежними лидерами индустрии развлечений. Интерактивные экспозиции, научно-популярные спектакли, фестивали под открытым небом, конкурсы юных изобретателей, научные слэмы... Однако до недавнего времени все это варилось в пределах довольно узкой аудитории. Похоже, бурление нарастает, скоро случится взрыв. Наука может собирать стадионы. 


— Благодаря таким форматам ребята начинают интересоваться робототехникой уже с детского сада, — рассказывает Евгений Плужник. — Потом они приходят в школу и понимают, что для того, чтобы создать робота-победителя, нужно знать алгебру и геометрию, уметь чертить, разбираться в физике, изучать мехатронику, моделирование и прототипирование. Нужно понимать, как спаять или использовать готовый контроллер, как его запрограммировать. Возможно, шестилетний Гоша из Уфы еще создаст свою робототехническую компанию.

Популярная наука — это еще и ключ к новой экономике. Те, кто с младых ногтей влюблены в науку, открыты к наукоемким и технологичным продуктам. Они вырастают в поколение новых потребителей «умных вещей». А это важно, ведь спрос создает предложение, и это значит, что российские технологические предприниматели смогут создавать и развивать свои разработки в России. Популярная наука создает целое новое направление в молодежной культуре — она проникает в музыку, развлекательный контент, одежду, сувениры, игрушки.

Революция продолжается


В 2008 году по инициативе пермских властей в городе стартовала «культурная революция» — из города пытались сделать эпицентр современного российского искусства. Но современное искусство в городе не прижилось, культурная революция зачахла. И все же попытка привить городу немного авангардного вкуса дала свои плоды.

— Деятели современного искусства запустили вирус творчества и созидания, без него нам не прийти к инновационной экономике. Когда у человека появляется разносторонний взгляд на вещи, он может генерировать новые идеи, технологии, бизнесы, — говорит руководитель инновационного центра «Мозгово» Пермского государственного университета Николай Косвинцев. Он считает, что основной задачей «культурной революции» было показать жителям города, что мир глобален и разнообразен.

В каком-то смысле Битва роботов — продолжение культурной революции. И на этот раз движение идет не сверху, а снизу. Пермский предприниматель Алексей Южаков и его партнер Олег Кивокурцев за короткий срок подняли бизнес по продаже сервисных роботов. Сейчас их «промоботов» можно встретить не только в России, но и других странах Европы и Азии — они работают консультантами в салонах сотовой связи, торговых центрах, на промышленных выставках, читают лекции студентам. После быстрого успеха самого Южакова на ниве робототехники и его победы на GenerationS-2014 молодые пермские инженеры и предприниматели начали воспринимать его как ролевую модель. Пользуясь этим влиянием, Южаков вместе с Евгением Плужником и командой МТИ решил заразить пермяков идеей научного творчества и технологического предпринимательства. Показать, что наука — это интересно, модно и очень перспективно для края.

Я бы хотел, чтобы мой город развивался по той же траектории, что и промышленный гигант Питтсбург, и такими же темпами. Почему бы не взять робототехнику и новый формирующийся глобальный рынок как плацдарм для быстрого развития нашего региона?! — мечтает Южаков.

Как говорил дедушка Ленин, всеобщая вера в революцию — это и есть начало революции. А значит, у Перми есть все шансы стать новым промышленным гигантом и столицей российской робототехники. Кажется, Битва роботов неплохо помогла решению этой задачи.

Источник: Эксперт Online
Вы успешно подписались!
Будьте в курсе!
Подписываясь на ньюслеттер проекта, вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения