#20вопросов Сергею Иванову, соучредителю и генеральному директору ООО "ЭКО ПРОДУКТ" - Медиацентр
Телефон:
Адрес:
123112, г. Москва, Пресненская наб., д. 8 стр. 1
Поиск по сайту
17 января 2022

#20вопросов Сергею Иванову, соучредителю и генеральному директору ООО "ЭКО ПРОДУКТ"

Ну что, мы вернулись! Welcome в 2022 год, который обещает быть очень интересным и не менее продуктивным чем 2021. Героев для нашей рубрики #20вопросов мы выбираем тщательно, стараясь приглашать спикеров, которые могут осветить важные и насущные темы.

Сегодня мы хотим поговорить о ФудТехе, а именно об альтернативном источнике белка. Внимание, вегетарианцы, веганы и просто приверженцы здорового питания, этот материал будет особенно интересен вам.

Героем нашего первого интервью в рамках #20вопросов в 2022 году стал Сергей Иванов, соучредитель и генеральный директор ООО "ЭКО ПРОДУКТ", компании, которая производит и продает подсолнечный белок–SunProtein– для пищевой промышленности. Кстати, клиентом компании является ВкусВилл, сеть магазинов здорового питания.

Нам захотелось расспросить стартап о том, как они начинали, как продолжают, почему намеренно не привлекали инвестиции на начальном этапе и какие страны очень заинтересованы в их продукции.


Сергей Иванов 
Соучредитель и генеральный директор ООО "ЭКО ПРОДУКТ"

Что такое Sunprotein?

SunProtein– это новый, инновационный источник белка из семян подсолнечника. Белок это основной строительный материал нашего организма, основа жизни и здоровья. А подсолнечный белок это основа продуктов питания нового поколения, которые заменяют продукты животного происхождения. Такие как альтернативное мясо, спортивное питание, растительные котлеты и бургеры, конфеты, батончики, молоко и т.д.

Как родилась идея создать стартап?

Идея родилась в рамках программы «Формулы БиоТех 2016», организованной Научным Парком МГУ, Иннопрактикой и РВК. Там я познакомился с индустриальным партнёром компанией «Биотехнологии» из Алтая, которая поддержала эту идею и с, котоой мы её начали реализовывать. В 2019 году произошла реорганизация, и мы запустили новое производство подсолнечного белка уже в Москве.

Почему решили занять именно такую нишу?

В 2016 году это было первое в России производства протеина, в принципе, при том, что дефицит белка в стране около 1 млн. тонн в год, таким образом, можно говорить про импортозамещение. Кроме того, это было первое в мире производство изолята подсолнечного белка с огромным экспортным потенциалом, поскольку уже тогда разворачивался глобальный тренд на растительные протеины и продукты питания на растительной основе (сейчас этот тренд только усиливается).

Вложились сами или сразу привлекли инвесторов?

Производство и употребление растительных протеинов это один из ключевых факторов по снижению эмиссии парниковых газов. Только вдумайтесь, животноводство загрязняет окружающую среду сильнее, чем весь бензиновый/дизельный транспорт в мире. И, конечно, гуманная составляющая– то, что происходит на скотобойнях это настоящий ужас.

В 2019 году один из соучредителей вложил собственные средства. В 2021 году выручка больше этой суммы более чем в 20 раз. Инвестиции пока не привлекали. Вложенные в самом начале средства, надо сказать, вернули.

Был сразу взлет или пришлось преодолеть сложности?

Per aspera ad astra! (прим. "Через усилие к победе").

В чем инновационность продукта?

Я иногда сравниваю SunProtein с Tesla, только в сфере ФудТеха, по причине не только схожего положительного влияния на экологию, но и с точки зрения источника движущей силы. SunProtein– это новый альтернативный источник белка для глобального рынка с большим количеством преимуществ как перед животным белком, так и перед другими растительными, той же, соей, например.

Он востребован у целевой аудитории?

Да, мы участвуем во всех тематических выставках в России: Золотая Осень, Продэкспо, СНПро, Веглайф Экспо, Вегмарт, Эко Город и т.д. И поэтому очень хорошо знаем свою аудиторию. Например, благодаря обратной связи от потребителей мы знаем, что подсолнечный протеин самый вкусный среди всех растительных протеинов, это тоже важно.

А кто ваши клиенты?

У нас две категории товара: сырьё и готовая продукция– линейка растительных протеинов под маркой GreenCraft (бывш. Green Proteins).

Готовая продукция продаётся больше, цикл сделки здесь короче. Клиенты, как правило, магазины здорового и правильного питания, магазины спортивного питания, бывают кафе и рестораны. Поставляем подсолнечный протеин под СТМ во ВкусВилл.

Среди крупных клиентов по сырью можно выделить компании «Глобал» и ГК «Эфко».

Легко ли найти свое место в нише ФудТеха, конкуренция высокая?

Когда мы только начинали и разработали в 2016 году «Протеин СПЕЦНАЗ», это был не только первый протеин сделанный полностью в России, но и единственный растительный протеин на рынке (кроме сои, конечно). Сейчас подобных продуктов десятки, конкуренция выросла, а выросла она за счёт того, что в этой нише производители увидели возможность заработать. На растущем рынке всегда будут конкуренты, но бояться этого не стоит. К тому же, если мы говорим про растительное питание, то я считаю, что все компании, которые здесь работают делают большое дело – продвигают и обогащают этот рынок. Не конкуренты, но коллеги. Именно поэтому в 2021 году мы вступили в «Союз производителей продукции на растительной основе».

Вы уже выходили на зарубежный рынок?

В 2021 году мы решили начать движение в эту сторону и прошли отбор в экспортный акселератор Global Partners Program, организованный GenerationS при поддержке Московского экспортного цента (МЭЦ). Стоимость программы 1 млн рублей, МЭЦ софинансировал 85%. Очень результативная программа, мы прошли огромный путь за 3 месяца, установили контакты в Великобритании, Германии, США, Сингапуре; более 20 потенциальных клиентов в Европе; победили в финском конкурсе Finlanding 2021 из числа 162 очень сильных команд– технологических стартапов.

Как оцениваете спрос на ваши продукт за границей?

Спрос на продукты питания на растительной основе и растительном белке растёт во всём мире, в России в том числе, но очаг этого тренда находится всё же в Европе и США. Мы смогли в этом убедиться лично в Финляндии, когда при встрече с местными предпринимателями и экспертами на SLUSH нам говорили, что наша продукция это не узко сегментарная– не только, например, для вегетарианцев или спортсменов, а для масс маркета. В Финляндии, как и во всей Западной Европе, так и в США продукты на растительной основе, такие как бургеры, котлеты, протеины, молоко и т.п. стали уже обыденностью и продаются в большом количестве в обычных сетевых продуктовых магазинах– аудитория потребления таких продуктов очень большая, буквально массовая. Это обусловлено стремлением людей заботится о своём здоровье, сохранять окружающую среду и гуманно относится к животным. Те же тенденции мы наблюдаем и в России, но думаю, что потребуется ещё несколько лет, как минимум, что бы уровень потребления растительной продукции был соизмерим с уровнем в западных, и северных странах.

Рынок Европы или США, какой наиболее приортитный для вас?

Целевые рынки для нас очевидно и Европа, и США, также, с большим интересом мы смотрим в сторону азиатско-тихоокеанского региона.

Поговорим про инвестиции: как вы убеждаете инвесторов вкладываться именно в ваш проект?

Мы не задавались целью найти инвестиции, но для увеличения скорости роста компании, для реализации наших глобальных задач и для развития ассортимента продукции мы понимаем, что роль правильного инвестора может быть очень существенной. Сейчас мы ведём переговоры с несколькими венчурными фондами из Финляндии и Сингапура, а также с частным инвестором из центральной Европы.

Через сколько после запуска вы вышли на массовое производство?

Мы стараемся работать «без раскачки». В 2019 мы уже понимали спрос на растительные протеины и сразу же запустили продукцию в производство.

А на первую выручку?

Я большой сторонник практической деятельности и считаю, чем раньше стартап начнёт зарабатывать и получать обратную связь от потребителей, тем лучше и для бизнеса и для потребителей. Я понимаю, что не все технологические стартапы могут быстро начать продавать, но иногда можно увидеть, что основатели погружаются в науку, перфикционизим, бесконечную доработку продукции. Эффективнее, на мой взгляд, сделать минимально жизнеспособный продукт MVP, получая обратную связь от потребителей всё время его совершенствовать исходя именно из практических запросов клиентов. В книге «Дилемма инноватора» на практических кейсах компаний США показано, что прорывные, «подрывные» инновации, которые способны уничтожить большой бизнес начинаются, как правило, с небольших компаний, которые не могут позволить крупные инвестиций в технологии, но занимают свою нишу и развивают свой продукт в ней. Через какое то время эта ниша может стать доминирующей, как и небольшие компании, которые начинали в ней работать. Думаю, похожие процессы происходят и на нашем примере.

Секрет успешного стартапа в сфере ФудТеха?

Когда мы только начинали в 2016 году в нише растительных протеинов ни одна крупная компания не воспринимала это в серьёз, сейчас это мейнстрим. Я бы рекомендовал начинать бизнес в нише, которая только набирает обороты или совсем скрытая, но с сильным потенциалом. Растительное питание сейчас это уже тренд, но это только начало, думаю, что это благоприятное время для развития бизнеса в этом сегменте. Сейчас появляется, например, много производителей растительных бургеров, а когда начинается золотая лихорадка очень выгодно продавать лопаты, в нашем случае это подсолнечный белок из которого можно производить эти самые альтернативные котлеты.

Топ-3 сферы самые привлекательные для инвесторов сегодня, на Ваш взгляд?

Я уверен, что инвестировать свои финансы, энергию и время надо в то, что улучшает жизнь людей, развивает полезные технологии, защищает окружающую среду. Инвестируйте в свои мечты!

Почему?

Куда направлены деньги, энергия, внимание и время, то и развивается. Это очевидно для всех. Я никогда не стал бы инвестировать в условного Пабло Эскобара, даже, если это было бы легально и сулило большую прибыль. Я считаю, что надо очень ответственно относиться к тому, во что инвестировать и потенциальная прибыль здесь не единственный и, даже, не главный критерий.

Ваша Компания через 5 лет, какой ее Вы видите?

Мы видим, что у нашей страны есть уникальная возможность стать глобальным поставщиком нового вида протеина. Урожай подсолнечника в России около 15 млн тонн в год, всё это потенциальное сырьё для подсолнечного протеина, который можно экспортировать как продукт глубокой переработки в 10 раз дороже и маржинальнее, чем обычную сельхоз продукцию, такую как семечки, жмых или масло. Кстати, про подсолнечное масло, в нашем случае это побочный продукт, практически с нулевой себестоимостью. С учётом роста цен на масло это тоже может быть очень перспективным направлением. Другое перспективное направление– это использование подсолнечного масла как биотоплива, вместо бензина. Надо будет предложить Элону Маску сделать Теслу на масле:)

Мы сделаем всё для того, что бы быть глобальным поставщиком подсолнечного протеина через 5 лет, что бы SunProtein стал синонимом подсолнечного протеина во всём мире, мы в серьёз намерены стать юникорн-компанией в сфере АгроТех и ФудТех, создать экосистему продуктов питания на основе подсолнечного протеина и сделать наш мир безопаснее, гуманнее и вкуснее!

Источник: VC.RU
Вы успешно подписались!
Будьте в курсе!
Подписываясь на ньюслеттер проекта, вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения