Давно известная и не меняющаяся статистика: 9 из 10 стартапов «умирают» и закрываются. Почему проекты success story случается не всегда? В каких отраслях выше вероятность «выжить» и в каких странах — лучшая статистика успешных стартапов? Мы изучили исследование Startups’ Success and Failure Rate in 2022, нашли ответы на все вопросы и подобрали еще больше примеров и фактов.
Кстати, CB Insights’ собрал аж 432 объяснения от фаундеров закрывшихся проектов. Лучше ведь учиться на чужих ошибках, верно?
☠60-70% стартапов заваливаются уже на раунде pre-seed. То есть фаундеры вкладывают свои деньги, деньги от FFF (друзья, семья, «дураки»), ищут гранты и первых частных инвесторов — а гипотеза оказывается в корне неверной и проект закрывается. Сумма финансирования на этом этапе обычно составляет от $50 000 до $200 000.
Однако иногда проекты привлекают и более крупные инвестиции на этой стадии. Так, американский HR-стартап Ansaro привлек $750 тыс от FFF и $2,25 млн от институциональных инвесторов. Амбициозные создатели хотели произвести революцию в рекрутинге, внедрив ИИ. Но из-за ежемесячных расходов в $70 тыс. на команду и несоответствия рынку им пришлось закрыться. Стартап просуществовал всего 2 года: с 2016 по 2018.
___☠Когда гипотезы проверены, есть четкое понимание продукта и рынка, собрана качественная команда, только тогда пора привлекать инвестиции в раунде А от бизнес-ангелов и венчурных инвесторов. Сумма финансирования на этом этапе обычно составляет от $500 000 до $3 000 000. Однако лишь 35% стартапов доходят от серии А до серии B: две трети проектов терпят неудачу на этом участке пути.
Например, Propzy — вьетнамская платформа по продаже и аренде недвижимости. В 2020 компания привлекла $25 млн инвестиций в серии А. Однако продолжающаяся пандемия в совокупности с нестабильностью-2022 стали непреодолимым препятствием на пути стартапа, что стало причиной закрытия проекта в сентябре.
______☠Когда стартап «созрел», он привлекает инвестиции в раунде B, затем идут раунды C, D, E для последующих расширений. Более поздние этапы менее рискованны, ведь стартап уже доказал свой потенциал, имеет большое количество активных пользователей. Возможность провалиться на раунде F, например, лишь 1 к 100. Согласно отчету DocSend, компании нужно пять лет, чтобы «повзрослеть» и стабилизироваться на рынке.
Однако большие инвестиции могут быть потрачены впустую, из-за чего они прямо пропорциональны вероятности неудачи, отмечают некоторые эксперты. Половина компаний, привлекших минимум $50 млн, впоследствии провалилась. Один из примеров — американский Beepi, создавший платформу по продаже б/у машин. Компания привлекла $150 млн, но затем обанкротилась и была распродана по частям. К краху привела расточительность и легкомысленность команды с большими зарплатами и модным диваном руководителя за $10 тыс.
E-commerce. Объем продаж в этом сегменте в 2021 году составил $3,5 трлн — и он продолжит активно расти. Успеха в E-commerce достигает каждый пятый стартап — проваливаются 80%. Главные причины неудач в электронной коммерции — отсутствие анализа рынка и потребностей целевой аудитории, хотя это фундаментальные шаги в разработке приложения.
Финтех. Финансовые стартапы взлетают в четверти случаев, 75% закрываются (чаще всего из-за несоответствия нормативным требованиям). Несмотря на сильное падение отрасли в третьем квартале 2022, даже в нем было место крупным сделкам. Например, шведский гигант Klarna, предоставляющий BNPL-услуги, привлек $800 млн, немецкий страховой стартап Wefox, работающий по модели непрямого распределения, привлек $400 млн, а итальянский Satispay, оператор независимой платежной системы, которая в обход крупных банков и кредитных компаний предлагает более низкие комиссии за транзакции, привлек €320 млн.
Здравоохранение (HealthTech). Тут статистика, как в E-commerce: 80 на 20. Большинство HealthTech-стартапов терпят неудачу в первый же год, потому что их основатели не могут определить свое ценностное предложение или выбирают неправильную стратегию сбора данных. Но мы лучше скажем о позитивных примерах: британский стартап Daye, создавший первые в мире домашние тесты для скрининга женского здоровья, привлек около €11,5 млн; американский стартап Treeline Biosciences, разрабатывающий лекарство от онкологии (которое компания не раскрывает), привлек $261 млн; австралийский стартап ResApp, разработавший приложение для определения ковида по аудиозаписи кашля, приобретен Pfizer за $115 млн; американский стартап Cionic, создавший бионическую одежду с электростимуляцией мышц для коррекции и восстановления движения и снижения риска травм, привлек $12,5 млн; а австралийская платформа Evrima, упрощающая поиск добровольцев для клинических исследований новых лекарств, подняла $3 млн.
EdTech. Хотя образовательные стартапы развиваются медленнее других отраслей, они и менее рискованные: 40% достигают успеха, 60% закрываются (самая распространенная причина — несоответствие нормативным требованиям). Основные причины неудач — внедрение ненужных технологий, непонимание запросов аудитории недостаточная подготовка учителей. Например, крупнейший стартап Индии — образовательный. Услугами онлайн-площадки BIGU’S пользуются более 150 млн школьников, бакалавров и магистров, а недавно компания привлекла $250 млн.
Игровая индустрия. По статистике, это самая успешная отрасль, в которой успеха достигают 50% стартапов. Однако инвесторы считают этот сегмент очень непредсказуемым и скорее творческим, чем технологическим. Например, в киберспорте 69% проектов загнулись в течение двух лет.
Французский стартап Homa, создающий инструменты для помощи в разработке и монетизации мобильных игр, привлек $100 млн, американский стартап Limit Break, разрабатывающий компьютерные игры, в которые интегрированы NFT, привлек $200 млн, а французский стартап Immortal Game, создавший шахматную платформу в Web3, привлек €15,5 млн.
Согласно статистике, к 2021 году в Америке насчитывалось 63 703 стартапа, в Индии — 8 301, а в Великобритании — 5 377. А где они наиболее удачно растут?
«А что насчет того, где выйдет приземлиться, —
земля везде тверда; рекомендую США», — эти строки Бродского могли бы подойти и для стартапов: в Штатах успешен каждый пятый запуск (20%), особенно хорошо растут проекты в финтехе, медицине и коммуникациях.
Впрочем, те же показатели и у Канады — тут лучше растут доставка и machine learning.
В Великобритании рейтинг успешности выше: 30% стартапов взлетают, 70% проваливаются. Топ-отрасли: платежные системы и медицина.
На том же уровне держится Сингапур, где лучше всего развиваются проекты в финансах, медицине и дизайне.
Такой же показатель и у Гонконга. Там актуальнее медицина, финконтроль и e-commerce.
Каждый четвертый стартап (25%) достигает успеха в Германии (в топе научная сфера, аналитика, умная аналитика, онлайн-страхование), Эстонии (телеком, AI) и Австралии (финтех, SaaS, кибербезопасность).
Франция идет на уровне США и Канады (20%) и имеет благодатную почву для роста стартапов в медицине, инженерии и образовании.
И наконец лидер — Швейцария. В этой стране успеха достигают 35% стартапов, особенно взлетает биотех, для которого создана идеальная среда: регулирующие органы идут навстречу со всеми разрешениями, отлажены цепочки поставок, готовятся высококвалифицированные кадры. В 2021 году швейцарский биотех получил рекордный доход в 6,7 млрд швейцарских франков. Подробнее об альпийской индустрии можно почитать в ежегодном отчете Swiss Biotech Report.
Заметили, что шансы все равно нигде не переваливают за половину? Да, все-таки запуск стартапа — это в любом случае высокорискованный шаг, но вы и сами знаете, без чего остается тот, кто не рискует