Генераторы новой экономики - Медиацентр
Телефон:
Адрес:
123112, г. Москва, Пресненская наб., д. 8 стр. 1
Поиск по сайту
10 января 2024

Генераторы новой экономики

Рейтинг является частью комплексного проекта, запущенного в 2016 году для оценки изменений в сфере науки и образования. В рамках проекта мы ежегодно оцениваем публикационную активность российских университетов, их способность создавать и внедрять инновации, а также выпускать технологических предпринимателей мирового уровня. Подготовкой рейтинга занимались специалисты Аналитического центра «Эксперт» и Уральского федерального университета.


Кто эти люди

Исследование 2023 г. охватывает 4079 предпринимателей с российским образованием. Они основали 4342 технологических стартапа за последние 15 лет (2009–2023 гг.). Совокупный объем привлеченных инвестиций активных стартапов составил около $25 млрд. Порядка 12% стартапов за этот период закрылось.

Предприниматели с российским образованием из нашей базы окончили 467 российских вузов и разъехались по 80 странам. Усредненный представитель выборки — мужчина 40 лет, который основал стартап после 30 лет и сменил более трех рабочих мест. Гендерный перекос в предпринимательстве характерен для многих стран: в среднем по миру доля женщин — технологических предпринимательниц колеблется в районе 9‒12%, исключение составляют США, где около 20% стартапов основали женщины, и Великобритания — 18%.

География стартапов с российскими корнями остается неизменной. Около четверти стартапов предпочли дислоцироваться в России. Правда, с 2015 года доля российских локаций технологических компаний неуклонно снижается на фоне роста популярности американской юрисдикции. Переломным стал 2021 г.: из 272 стартапов только 6% остались в России, в США создали свои офисы 48% стартапов. На Россию и Америку приходится более половины (56%) всех штаб-квартир стартапов российского происхождения. Далее по убыванию числа представленных в стране штаб-квартир идут Великобритания, Германия, Эстония, Кипр, Сингапур и еще более 70 стран.

География инвестиционных центров тоже остается неизменной: 35% инвестиций сосредоточено в США, 17% — в Великобритании, 14% — в ОАЭ. Россия находится на четвертом месте: на нашу страну приходится 8,4% привлеченных инвестиций, 7% держит Германия. Стартапы российского происхождения в 17 странах не привлекли инвестиций совсем.


Глобальный ландшафт

Эти данные отчасти соответствуют мировым трендам. Главным источником данных о состоянии технологического предпринимательства в мире является StartupBlink. Это самая полная карта экосистем стартапов и исследований динамики их развития.

По результатам последнего исследования общий объем финансирования стартапов в 2022 г. сократился почти на треть, но этот показатель все равно выше значений 2020 и 2019 гг. Стоит отметить, что около четверти инвестиций 2022 г. приходится на финансирование климатических технологий. StartupBlink отмечает также большой интерес инвесторов к индустрии искусственного интеллекта и производству полупроводников. Объем финансирования таких проектов по всему миру к 2030 г. может достичь $1 трлн.

Исследователи отмечают снижение интереса к технологиям блокчейн. Уменьшается также аппетит к технологиям VR/AR — эксперты объясняют это тем, что индустрия не смогла предложить реальному сектору готовые интегрируемые решения.

Российские технологические стартапы, судя по данным этой базы, переживают не лучшие времена. С 2021 г. объем инвестиций упал с $858 млн до $288 млн, число сделок уменьшилось почти в четыре раза, в прошлом году было заключено 33 сделки. StartupBlink также фиксирует сокращение числа стартап-экосистем в России — с 16-и в 2021 году до 6-и в 2023 г.

Помимо того, что представленность России на международной арене технологического предпринимательства в целом снизилась, отечественные стартапы не всегда идут в ногу с трендами. Так, Startup Genome (ведущая в мире консультативная и исследовательская организация для государственных и частных организаций, стремящаяся ускорить успех стартап-экосистем) оценивает трендовые технологии в зависимости от степени их развитости на рынке. К технологиям, находящимся на спаде, группа относит цифровые медиа, образовательную и рекламную сферы. Среди российских стартапов с 2022 г. широко представлены проекты в области блокчейна, облачных и образовательных технологий, маркетинга и сектора B2B.

Помимо общего снижения представленности России на международной арене технологического предпринимательства, отечественные стартапы не всегда идут в ногу с трендами.

В рамках исследования мы сравнили сферы деятельности стартапов, зарегистрированных в период ковидного (2020‒2021 гг.) и санкционного (2022‒2023 гг.) кризисов. По нашим расчетам, на лидирующие позиции вышли искусственный интеллект, информационные технологии и разработка ПО. К особенностям ковидного периода можно отнести активное развитие финтех-стартапов и финансовых сервисов, машинного обучения, проектов в сфере здоровья и электронной коммерции. Стартапы, основанные в ковидный период, принесли в 24 раза больше инвестиций, чем компании, основанные позже.

Анализ показал, что большую ценность для стартапов российского происхождения представляет финтех: около 17% стартапов являются финтехами или финансовыми сервисами, на которые приходится до четверти всех привлеченных инвестиций. Пик развития финтеха для стартапов российского происхождения зафиксирован в 2017 г., после чего число таких компаний снизилось. И тем не менее анализ среза различных «техов» (BioTech, EdTech, AgTech и т. д.) показывает устойчивое доминирование финансовой сферы над остальными видами технологий: более половины техстартапов приходится на финтех.

В этом году исследователи обратили особое внимание на системы акселераторов, способствующие развитию технологических предпринимателей. Crunchbase агрегирует информацию почти по 4 тыс. акселераторов, из которых только 30 зарегистрировано в России. Среди российских лидеров по числу проведенных раундов финансирования система выделяет ФРИИ, Sberbank-500 и iDealMachine. У каждого акселератора, кроме помощи в привлечении инвестиций, есть дополнительные инструменты поддержки предпринимателей, наиболее популярные из них — бизнес-инкубаторы и предпринимательские программы.

МЕТОДИКА СОСТАВЛЕНИЯ РЕЙТИНГА

Главным источником данных для исследования остается ресурс Crunchbase.

Отправной точкой исследования стала база данных, накопленная нами за все годы изучения вопроса. С 2018 г. мы обнаружили более 4 тыс. предпринимателей российского происхождения. Этап сбора данных о стартапах для данного исследования завершился в июне 2023 г.

Выделение подходящей для исследования выборки людей и стартапов из всего объема информации Crunchbase происходило в несколько этапов, представленных на схеме. Первый этап включал в себя выгрузку 967 тыс. компаний, основанных в 2009–2023 гг., по всем доступным индикаторам (более 100 показателей).

На втором этапе из общей массы данных по стартапам и основателям были отобраны потенциальные стартапы российского происхождения, основанные в 2022–2023 гг. Отбор производился по нескольким критериям, включающим имена, фамилии основателей и локации стартапов.

Заключительный этап — углубленная проверка образования основателей из выборки. В частности, в качестве главных источников информации были использованы Crunchbase, AngelList, социальные сети и другие открытые источники. Проверка образования производилась как для выделенных предпринимателей на втором этапе, так и для уже собранной базы. Для формирования рейтинга и аналитики использовалась база активных стартапов (действующих на момент выгрузки данных).

В основной рейтинг включены только те университеты, из которых вышли не менее 15 стартапов (в 2022 г. — 14). Для среза по экономическому и бизнес-образованию пороговое значение составило 13 стартапов (в 2022 г. — 12). В основе расчетов лежат четыре показателя, характеризующие масштаб и успешность вузов как генераторов технологического предпринимательства: количество стартапов, количество выпускников-основателей, объем привлеченных стартапами инвестиций (каждый по 30% от итогового балла), а также доля поддержанных стартапов (10% от итогового балла).


Кризисные барьеры

Геополитические факторы серьезно повлияли на развитие российских технологических компаний мирового уровня.

Сервис доставки еды Broniboy, к примеру, вместе со всем рынком пережил первый шок санкционного кризиса. «2022 год был для всех достаточно сложным, — рассказывает генеральный директор компании Broniboy Александр Авдеев. — Большинство стартапов, и мы в том числе, провели оптимизацию расходов, нам важнее было удержать безубыточность, чем вкладывать ресурсы в развитие». Кроме того, компания на себе ощутила отток талантливых специалистов из сферы IT. «Нам крайне сложно сейчас найти профессионалов в этой области», — говорит Александр. Ситуация, по словам предпринимателя, начала меняться только к концу 2023 г.: «Мы сейчас находим пути привлечения частных инвесторов, в том числе на площадке Московской биржи. Барьеры потихоньку уходят, рынок адаптируется, и мы понимаем, что в целом развитие дальше возможно».

Компания начала бизнес в Краснодаре, но сейчас работает уже в 20 городах России и в Узбекистане. По словам Авдеева, конкуренция на рынке доставки весьма жесткая и компания пробует силы в сегменте B2B-сервиса: «Мы делаем IT-продукт, который позволяет любому ресторану и ритейлеру подключиться к нашей системе и вызывать курьеров, которые будут выполнять уже их заказы. В это направление мы и будем привлекать инвестиции».

Другой участник нашего проекта — Volts Battery — разработал систему накопления электроэнергии для загородных домов. По словам сооснователя компании Александра Кияницы, ему также пришлось преодолеть ряд ограничений: «У нас были партнеры в Европе, и сейчас в этом направлении стало работать сложнее». Однако, по словам предпринимателя, удержать международный вектор все же удалось — за счет других рынков: «Три года назад мы вышли на рынок Ближнего Востока. Это позволяет нам сейчас и развивать экспортное направление, и привлекать венчурное финансирование. При этом мы продолжаем развитие компании в России и стремимся удержать позиции лидера рынка в секторе решений для домашней энергосистемы».

В среднем по миру доля женщин — технологических предпринимателей составляет 9‒12%, исключение — США, где около 20% стартапов основали женщины, и Великобритания — 18%

Однако ограничителями становятся не только внешние факторы.

Основатели компании «Доктор на работе» создали мощную социальную сеть русскоязычных врачей по всему миру и на этой базе планировали развивать телемедицинское приложение, причем идея эта возникла у них еще до принятия закона о телемедицине. На платформе «Доктор на работе» врачи активно практиковали и устраивали консилиумы в формате телемедицины. По словам генерального директора компании Станислава Матвеева, в создание полноценного телемедицинского приложения вложен не один миллион рублей. Расчет строился на том, что с принятием закона о телемедицине эти вложения можно будет монетизировать. Бета-версия телемедицинских приложений от «Доктора на работе» была запущена на платформах iOS, Android и Web в 2017 г.

Однако Федеральным законом № 323 удаленный первичный прием был запрещен. «Сейчас телемедицинский сервис работает от обратного: не для того, чтобы пациент мог дистанционно лечиться, а наоборот, чтобы привести его в клинику. Медицинские услуги как отдельный продукт практически не встречаются, только в каком-то более крупном пакете, например, страхование жизни», — рассказывает предприниматель. Участники рынка рассчитывали, что пандемия заставит внести в закон поправки, которые позволили бы телемедицине полноценно развиваться. Но этого, к сожалению, не произошло. «И тем не менее мы держим руку на пульсе. Если в закон будут все-таки внесены поправки, мы тут же запустим наше приложение и постараемся забрать нашу долю рынка», — надеется Станислав Матвеев.


Вес диплома

В предыдущих волнах исследования мы пытались найти взаимосвязь между полученным образованием и привлеченными инвестициями. Расширение базы до 15-летнего периода привело нас к тем же выводам.

Из 4 тыс. предпринимателей в нашей базе более половины получили техническое образование. Экономическое или бизнес-образование — вторые по популярности.

Около трети предпринимателей российского происхождения получили зарубежное образование по одному из анализируемых направлений. Опыт обучения в зарубежных вузах влияет на успех предпринимателя положительно: средние инвестиции на стартап в таком случае выше, чем при наличии только российского образования ($8,2 млн против $7,1 млн соответственно). Наиболее популярные вузы: Стэнфорд, Оксфорд, Гарвард, LSE, Лондонская бизнес-школа, Wharton и Имперский колледж Лондона.

Новая роль вузов

Университетам предстоит научиться грамотно встраиваться в экосистему технологического предпринимательства, а для этого необходимы новые инструменты оценки, считает первый проректор Уральского федерального университета Сергей Кортов.

Мы убеждены, что университетам необходимо развивать методологические подходы к оценке их роли в становлении технологического предпринимательства. А эта роль меняется в том числе и под влиянием стимулов со стороны государства. К примеру, с прошлого года заработала платформа университетского технологического предпринимательства. Одним из ее направлений является создание технологических стартапов с помощью грантов. Наши студенческие команды имеют возможность получать гранты по 1 млн руб. на создание технологических стартапов.

В результате у университетов появился совершенно новый функционал, которого раньше не было. Это финансирование технологических проектов на ранних стадиях. С этим функционалом университеты должны правильно встроиться в российскую экосистему технологического предпринимательства. Раньше наша основная цель была в том, чтобы найти пути интеграции с мировой системой науки и инноваций. Теперь речь идет о том, как наши инициативы внутри вузов будут развивать экономику России. И мне кажется, что рейтинги должны отражать эту сторону деятельности университетов.

В будущем, на мой взгляд, необходимо в системе рейтингов найти инструменты измерения активности по созданию и развитию стартап-студий. Пока мы все только пытаемся опытным путем выстроить модель: какие проекты финансировать, до какого уровня развития поддерживать идеи, как взаимодействовать с портфелем проектов стартап-студий и так далее. По моему мнению, место университетов в экосистеме российского технологического предпринимательства необходимо популяризировать и развивать. И это можно делать с помощью рейтинга.

Кроме того, нам всем вместе нужно подумать над созданием российской базы данных. Без наличия российского источника объективной и полной информации о российских стартапах и их развитии, мы не сможем получить объективную картину. А она нам нужна. Сейчас именно стартапы по многим направлениям закладывают траекторию технологического развития на долгосрочном горизонте. Мы все находимся на пороге большого перехода на новый уровень участия вузовской науки в технологическом развитии страны. И университетскому сообществу предстоит тщательно проработать свою роль, чтобы достойно о себе заявить и активно развиваться в новом направлении.


Лучшие школы основателей

В основной рейтинг текущей волны исследования вошли 49 вузов из 16 городов. Лидирующая позиция досталась МФТИ, выпускники которого основали более 250 стартапов с совокупными инвестициями $3,387 млрд. Прошлогодний лидер расширенного рейтинга НИУ ВШЭ занимает второе место с небольшим отрывом от СПбГУ и МГУ.

Помимо представителей вузов экономического профиля, в рейтинг впервые вошли недавно созданный Уфимский университет науки и технологий, РГУ нефти и газа, СПбГУТ и Московский государственный лингвистический университет.

Срез по экономическому и управленческому образованию сокращен на одну позицию и представлен 18 вузами из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска и Екатеринбурга. Традиционно в срез включаются вузы, в которых основатели стартапов получали образование по направлениям экономики, бизнеса и управления. В первой десятке крайне мало сдвигов по сравнению с прошлым годом. В тройке лидеров — ВШЭ, РЭУ им. Г. В. Плеханова и МГУ. РЭШ опустилась на седьмое место, СПбГУ — на десятое. До 11-го места поднялся МИРБИС. Впервые в рейтинг был включен Новосибирский экономический университет, занявший 15‒16-е места наравне с ИТМО.

РЭШ и НИУ ВШЭ лидируют в срезе по объему привлеченных их выпускниками инвестиций ($1,95 млрд и $1,76 млрд соответственно). С большим отрывом третье место занимает МГУ, далее идут РЭУ, МШУ «Сколково» и ЮФУ.


Стартап-экосистемы

Запрос на технологии, способные решать критически важные задачи в промышленности и социальной сфере, вырос кратно. Ответить на этот вызов могут в том числе и технологические предприниматели. Но их должно быть много. Чтобы повысить интерес выпускников вузов к этому виду деятельности, правительство РФ и запустило федеральный проект «Платформа университетского технологического предпринимательства». Одно из направлений проекта — создание студенческих стартапов с помощью грантов.

Заместитель директора департамента развития технологического предпринимательства и трансфера технологий Минобрнауки РФ Виктория Маковеева видит несколько направлений работы в рамках федерального проекта. «Во-первых, нужен комплекс мероприятий по вовлеченности студентов в технологическое предпринимательство. Это различного рода тренинги, направленные на развитие предпринимательских компетенций. Большую роль играют акселерационные программы, в прошлом году 151 акселерационная программа была реализована различными университетами. Сейчас более 300 университетов активно вовлечены в развитие технологического предпринимательства. Во-вторых, следует активизировать работу по созданию стартапов внутри университетов. Определенные успехи у нас уже есть. Но главная задача сейчас заключается в том, чтобы создать комплексную экосистему развития технологического предпринимательства».

Определенную практику в создании экосистем университеты уже наработали. Своим опытом делится директор Центра предпринимательских инициатив Новосибирского государственного университета (НГУ) Мария Галямова.

«Наш университет вырос на базе Академгородка, и мы давно и целенаправленно развиваем экосистему технологического предпринимательства, — рассказывает она. — У нас есть экономический факультет, где даются предпринимательские навыки, но НГУ ориентирован больше на подготовку ученых. И, как оказывается, из будущих ученых вырастают прекрасные технологические предприниматели. Этому способствует насыщенная инновационная среда, в которой вращается студент, а затем он мигрирует в Академпарк, здесь у него есть все возможности для создания первого стартапа».

По словам Марии Галямовой, в год создается примерно 20 успешных стартапов: «Это стартапы, которые потом выходят на рынок и дальше развиваются самостоятельно. Наша задача на следующем этапе сделать так, чтобы этих стартапов стало сто в год».

Как говорит Галямова, в экосистеме важно правильно выстроить стадии реализации проекта: «Когда студент заявляет об идее стартапа, он первым делом анализирует успешный опыт коллег. Кроме того, внутри университета созданы преакселерационные мероприятия. Таким образом будущий основатель может пройти стадию генерации идей и сформировать студенческую команду. А вот после того, как он выиграл конкурс на создание студенческого стартапа, он становится полноценным резидентом бизнес-инкубатора Академпарка. С этого момента он на равных с опытными предпринимателями получает все услуги для дальнейшего развития проекта на рыночных условиях».

Около 17% стартапов российского происхождения являются финтехами или финансовыми сервисами, на которые приходится порядка четверти всех привлеченных инвестиций.

Вузы научились не просто применять доступные инструменты, а подстраивать их под свои конкретные задачи. По словам директора Центра молодежного предпринимательства СПбГЭУ Натальи Зинчик, в университете работают клубы предпринимателей и проектного управления, проводятся мастер-классы, где даются предпринимательские навыки: «Но проекты, которые предлагают студенты, всегда особенные, и мы считаем более эффективным точечный подход. Поэтому мы выстраиваем поддержку студенческих стартапов через систему индивидуальных консультаций проектов. Нам важно не просто отчитаться о количестве зарегистрированных стартапов, а сделать эти компании жизнеспособными».

С этим тезисом соглашается директор Центра развития технологического предпринимательства МГТУ им. Н. Э. Баумана Виктор Малинин: «Студенты активно идут на создание проектов, на этой стадии они ничего не боятся, а вот потом они сталкиваются с рисками рынка, и нередко энтузиазм гаснет. Поэтому нужен механизм дальнейшей поддержки студенческого стартапа. Особенно актуален вопрос привлечения инвестиций. А для этого надо создать инфраструктуру для выхода венчурных инвесторов — возможно, стоит подумать об российском аналоге Nasdaq».

По словам директора бизнес-инкубатора Управления цифровой трансформации РЭУ имени Г. В. Плеханова Анны Шпилёвой, ее университет нашел способ уменьшить такого рода риски: «Технологические предприниматели сталкиваются со многими проблемами, им приходится помимо развития своей инновационной идеи решать рутинные вопросы — платить налоги, сдавать отчетность. Поэтому наше Управление цифровой трансформации совместно с департаментом предпринимательства и инновационного развития города Москвы сделали первый студенческий центр услуг для бизнеса на университетской платформе научно-технологического предпринимательства HIVE. Здесь ребята могут получить бесплатную консультацию по всем вопросам организации работы юридического лица».

По мнению заместителя директора Высшей школы промышленной политики и предпринимательства РУДН Анжелы Литвиновой, интерес у российских студентов к проработке качественных проектов значительно вырос: «Мы отмечаем это, проанализировав рост количества заявок, мы видим желание студентов не просто развивать свои идеи, но и поэтапно выращивать их для выхода на питчи перед реальными инвесторами».

Заведующий кафедрой инжиниринга технологического оборудования НИТУ МИСиС Алексей Карфидов полагает, что роль университетов в становлении технологического предпринимательства намного шире, чем качественное техническое образование: «Для формирования предпринимательских навыков необходимо выстраивать взаимодействие с успешными основателями технологических компаний. Кроме того, на наш взгляд, нужно восстанавливать систему студенческих конструкторских бюро при университетах. Это своеобразное объединение, которое может генерировать стартапы. Наша позиция заключается в том, что такие структуры должны быть не только в технических вузах. Это хорошая площадка для формирования всех необходимых предпринимателю навыков — юридических, финансовых».

В необходимости трансформации траекторий образования убежден и директор Школы инноватики и предпринимательства НИУ ВШЭ Игорь Агамирзян: «На мой взгляд, это связано с развитием самого понятия „предпринимательское образование“. Сейчас речь должна идти о более широком понимании предпринимательской культуры в университетах. Концентрация на студенческом предпринимательстве, несомненно, является важной, но не достаточной составляющей предпринимательской культуры».

Игорь Агамирзян также обращает внимание на интеграцию технического и бизнес-образования: «Мне кажется, что инженеров надо учить в рамках образовательных программ не только их профильной специальности, но и давать навыки коммуникации, предпринимательской деятельности. Я в своих курсах уделяю большое внимание организации групповой проектной работы, которая базируется на достижении договоренностей между студентами. Умение договариваться — это как раз один из ключевых предпринимательских навыков».

Искусство поиска решений

Развитие бизнес-среды в университетах позволяет создавать будущих предпринимателей, готовых принимать вызовы современного мира, убеждён начальник управления информационно-аналитического сопровождения мониторингов и рейтингов Финансового университета при правительстве РФ Роман Шаховский

Уровень развития бизнеса зависит от многих факторов, и немаловажную роль в этом играет качество предпринимательского образования в университетах. Поэтому мы считаем, что сейчас чрезвычайно важно поощрять предпринимательские инициативы у студенческой молодежи. Это мировая тенденция. В современном обществе университеты перестают быть исключительно академическими институтами и становятся центрами инноваций и подготовки кадров для бизнеса. Современное образование должно активно способствовать развитию предпринимательских навыков и стимулировать инновационные идеи среди студентов и преподавателей.

Одним из ключевых факторов для реализации такой концепции, по нашему мнению, является наличие преподавателей, которые имеют соответствующую квалификацию и навыки, позволяющие использовать инновационные педагогические подходы в обучении предпринимательству.

В Финансовом университете для этого создан предпринимательский клуб, в это сообщество входят как студенты, так и наши выпускники. Деятельность клуба направлена на формирование у обучающихся предпринимательского мышления и компетенций, а также на развитие креативности и навыков командной работы.

Университеты сегодня имеют большой потенциал для того, чтобы стать центром формирования успешных предпринимателей. Но важно отметить, что для этого недостаточно только знаний, полученных в высшем учебном заведении. Предпринимателям необходимо находиться внутри экосистемы, которая может обеспечить доступ, например, к профессиональному наставничеству.

Базовая философия и определение предпринимательства тесно связаны с обучением принятию решений. Эти компетенции всегда были основой предпринимательского подхода. Обучение, основанное на навыках поиска выхода из проблемных ситуаций, связано по своей природе с «искусством поиска решений», которое также является одним из краеугольных камней научного изучения предпринимательства.

Развитие бизнес-среды в университетах позволяет формировать будущих предпринимателей, готовых принимать вызовы современного мира. Поэтому необходимо обратить внимание не только на «предпринимательское» образование внутри вуза, но и сфокусироваться на развитии культуры университета в части сотрудничества с бизнесом.


Требуется переоценка

Среди основателей стартапов всегда было много тех, кто хотел бы выйти на глобальный рынок сбыта и получить доступ к международному рынку капитала. Сейчас эти возможности кардинально уменьшились. По логике это должно вызвать существенный спрос на услуги акселераторов.

Оператор акселератора «Уралхим — Элемент роста» Михаил Захаревич в целом с этой гипотезой соглашается. Впрочем, он говорит, что акселерационные программы и раньше пользовались большим спросом: «Другой вопрос, что экономика за полтора года резко поменялась. В частности, существенно сжался венчурный рынок. В этих условиях все программы поддержки и акселерации остаются актуальными, но их фокус поменялся. Если раньше, пройдя акселерационную программу, можно было рассчитывать на привлечение инвестиций на западных рынках, то сейчас фокус поиска рыночных возможностей, в том числе привлечения капитала, смещается в сторону Азии, Латинской Америки, Индии, Китая.

При этом почти все акселераторы стремятся выстроить более эффективное сотрудничество с вузами.

По словам директора платформы по развитию корпоративных инноваций GenerationS Екатерины Петровой, платформа заинтересована в тесной связке с университетами: «Это потенциальный источник технологических проектов, которые доращиваются до стадии минимально жизнеспособного продукта, пилотирования и внедрения в корпорации».

Университеты совместно с другими участниками рынка прошли большой путь подготовки почвы для взращивания технологических предпринимателей. Дальше масштаб задач будет только увеличиваться. По общему мнению участников дискуссии, потребуется корректировка инструментов рейтингования этой составляющей деятельности университетов.

В основной рейтинг текущей волны исследования вошли 49 вузов из 16 городов. Лидирующая позиция досталась МФТИ, выпускники которого основали более 250 стартапов с совокупными инвестициями $3,387 млрд.

По мнению вице-президента НИУ «Высшая школа экономики» Ирины Карелиной, в рейтингах должны быть показатели, которые оценивают движение к целям научно-технологического суверенитета страны: «Очень важно также не забывать о позиционировании вузов в глобальном пространстве. Тем более что международные рынки не сужаются, несмотря на санкции. Среди 200 стран мира 144 являются для России дружественными или нейтральными. Мне кажется, что нам нужно как можно четче продумать позиционирование рейтинга предпринимательской активности университетов АЦ «Эксперт», как внутри страны, так и на внешних рынках. Это инструмент глобального продвижения результатов работы российских исследователей и предпринимателей. При этом я еще раз призываю сообщество подумать над созданием интегрального рейтинга, в котором были бы увязаны все три элемента — исследовательская, изобретательская деятельность и способность университетов генерировать технологических предпринимателей.

Главным ограничением при разработке новой модели, по словам Ирины Карелиной, является отсутствие данных о российских стартапах: «Доступ к международном базам, которые использовались для формирования рейтингов, либо ограничен, либо закрыт. Для продолжения рейтингования необходимо определяться с источниками данных».

Необходимость в корректировке методики рейтинга видит и Виктория Маковеева и предлагает выход: «Возможно, одним из источников информации мог бы стать федеральный проект „Платформа университетского технологического предпринимательства“, потому что сюда стекается информация по всем стартапам федерального проекта, которые создаются в университетах».

Источник: expert.ru
Вы успешно подписались!
Будьте в курсе!
Подписываясь на ньюслеттер проекта, вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения