Внедрение новых решений и технологий в бизнес-процессы — деятельность с повышенным риском. Инновация может принести как пользу, так и стать причиной убытков. Поэтому крупные компании внедряют инновационный менеджмент — набор правил и методов, помогающих привносить в компанию новые идеи.
В этой статье рассмотрено понятие управления инновациями и сущность данной системы, а также советы по ее внедрению в бизнес.
Это методика управления командой, стимулирующая новаторское мышление и проактивное отношение к работе. Инновационный менеджмент помогает предпринимателям собирать большой объем перспективных идей от большей части сотрудников, а не только от узкой команды топ-менеджеров.
Сущность управления инновациями отражают 4 основных принципа:
Стимулирование творческого подхода к работе.
Использование гибкого метода управления.
Развитие инновационной культуры в компании.
Поощрение предпринимательского мышления.
Обобщая принципы, можно сказать, что данная система менеджмента работает, когда сотрудники включены в процесс разработки и реализации идей и при этом получают поощрения за активное участие в нем.
При внедрении системы менеджмента инновационных технологий нужно понимать, что она затрагивает не только процессы разработки новых продуктов. Под инновациями понимается практически любое нововведение, например:
Создание нового метода производства. Например, конвейерный принцип сбора автомобилей на заводе Ford.
Использование нового сырья. Применение синтетических материалов в 20-м веке помогло производителям одежды создать более износостойкую и дешевую продукцию.
Открытие нового рынка для продукта. Некоторые решения, ставшие популярными в одной отрасли, оказываются востребованными и в других. Например, компания DuPont создала кевлар для бронежилетов, но позже использовала его для производства спортивных товаров (шлемов, защитных костюмов).
Создание новой или улучшение текущей организационной структуры. Например, в 20-м веке инновационным стала плоская структура управления. Ее создали в Google для поддержания командной работы и стимулирования творчества сотрудников.
Развитие системы управления инновациями в компании может стать сильным конкурентным преимуществом. Сотрудники, являющиеся экспертами в своих областях, могут предложить идеи, о которых вряд ли задумается владелец бизнеса.
Поэтому корпорации стремятся создать и развить систему инновационного менеджмента, чтобы сохранить преимущество на рынке. Например, сотрудники Google тратят 20 % рабочего времени на личные проекты и получают бонусы за перспективные идеи. Благодаря такому подходу стартап стал корпорацией с десятками сервисов (Gmail, Google Maps) и монополистом на мировом рынке поисковых систем.
Основные функции инновационного менеджмента:
Улучшение операционной деятельности. Эксперты могут предложить новые решения для улучшения бизнес-процессов. Например, Toyota создала уникальный метод производства автомобилей Lean Six Sigma, позволяющий минимизировать издержки.
Оперативное реагирование на новые вызовы и потребности ЦА. Компании с развитой системой инновационного управления более гибкие с точки зрения поиска и внедрения новых решений. Например, Яндекс собирает идеи не только от сотрудников, но и от потребителей для доработки существующих сервисов и поддержания конкурентоспособности на рынке.
Выявление возможностей для роста. Tesla занимается не только разработкой электромобилей, но и технологиями хранения и производства энергии, которые в перспективе могут оказаться более прибыльными, чем выпуск авто.
Привлечение и удержание ценных кадров. Инновационный менеджмент способствует созданию свободной и привлекательной рабочей среды с горизонтальной коммуникацией. Благодаря этому компания сможет удерживать специалистов не только зарплатой и другими материальными бонусами.
Создание системы инновационного менеджмента — перспективная, но непростая в реализации задача. Разработка новых решений нередко проваливается из-за плохой коммуникации в компании, неправильного отбора идей, неготовности к риску. Чтобы бизнес работал так же, как и Google, с точки зрения сбора и обработки инновационных идей, нужно:
Создать платформу для экспериментов. Сразу внедрять инновации в продукт или рабочие процессы — риск сломать то, что и так работает. Поэтому у компании должна быть тестовая площадка для проверки гипотезы. Например, группа сотрудников попробует поработать по новым бизнес-процессам. Это позволит в «лабораторных условиях» понять, работает инновация или нет.
Установить границы. Около 70 % идей проваливаются, поэтому бизнесу при внедрении системы инновационного управления стоит сразу определить бюджет на проверку и реализацию проектов. Это поможет избежать неоправданного вытягивания идей, которые длительное время не приносят результата.
Обеспечить коммуникацию с потребителем. Ни один менеджер и маркетолог не могут знать о потребностях ЦА больше самого клиента. Для оценки перспективности инноваций и поиска свежих идей компании проводят опросы и UI/UX-тесты. Например, в Heinz обратили внимание на то, что покупатели хранят банки с соусами вверх дном, и создали перевернутую бутылку.
Наладить процессы производства MVP. При реализации инновации не стоит тратить большой объем ресурсов, чтобы сразу выпустить завершенный продукт. Более безопасный вариант — создание MVP — продукт, закрывающий базовую потребность потребителя. Если он окажется успешным, то компания сможет доработать проект, получив первые продажи и обратную связь от ЦА.
Культура инноваций — совокупность корпоративных ценностей и норм, способствующих возникновению и реализации новых идей. Она определяет отношение сотрудников и менеджеров к инновациям, методы оценки проектов и поощрения за их создание.
Данная культура — это фундамент для развития системы управления инновациями. Она создает комфортные условия для выражения идей и взаимодействия между сотрудниками.
Чтобы создать такую культуру, в компании должны быть приняты следующие принципы:
Открытость руководства для идей. Топ-менеджеры должны интересоваться проектами работников и оказывать поддержку в их реализации.
Создание свободной атмосферы. У новаторов не может быть барьеров для продвижения своих идей. Инновационная культура предполагает, что нестандартные решения только приветствуются.
Готовность к риску. Руководство и сотрудники должны понимать, что нововведения не всегда дают хорошие результаты. Даже в случае неудачи нельзя прекращать процесс разработки нестандартных проектов. В компаниях с культурой инноваций ошибки воспринимаются лишь как возможность получить опыт.
Система управления инновациями и нововведениями обеспечивает бизнесу гибкость и адаптивность, необходимые в условиях постоянной конкуренции. Благодаря постоянной работе с новыми идеями компании удерживают позиции на рынке и захватывают новые ниши. Они предлагают клиентам более дешевые, функциональные и качественные решения, чем конкуренты. Поэтому игнорирование инноваций — это путь постепенного устаревания и затухания бизнеса.