Поиск по сайту
25 Июня 2020

Артур Колесников, CEO “In-Pipe Robot”: Инвесторы и наставники появятся только в случае, если команда смогла доказать и показать свою компетентность

Наша компания разрабатывает роботов для диагностики технологических и магистральных трубопроводов. В частности, в сфере энергетики. Продуктом являются сами услуги диагностики. Наши конкурентные преимущества, это: a) Маневренность; b) Комбинированная диагностика (можем проводить контроль несколькими методами одновременно для распознавания различного типа дефектов); c) Модульность (быстрая адаптация под заказчика); d) Автономность (практически полностью исключается влияние человеческого фактора при проведении инспекции).

Сейчас мы ставим себе задачу согласовать и провести как можно больше пилотных проектов до конца 2020 г. для обкатки технологии и демонстрации ее возможностей. Далее будем дорабатывать ее до уровня продуктовой готовности и заключать полноценные коммерческие контракты.

Глобальный рынок диагностики трубопроводов на данный момент составляет порядка $30 млрд. и, по оценкам экспертов и аналитиков, является развивающимся. Все большее число компаний выделяют бюджеты на регулярный осмотр имеющихся трубопроводных сетей, т.к. аварийная ситуация или полная замена трубопровода несут значительную денежную и временную нагрузку, не говоря уже о возможном экологическом ущербе в результате прорыва трубопровода.

Для нашей компании больше перспектив для развития видим за рубежом, т.к. количество потенциальных клиентов и их платежеспособность там больше. И сейчас мы в большей степени исследуем и общаемся с компаниями из Северной Америки и Европы.

Если говорить о перспективных направлениях для робо-стартапов, здесь я бы очень аккуратно делал прогнозы. Робототехника имеет очень много направлений. 

Тем не менее я считаю, что еще относительно продолжительное время роботы будут преимущественно использоваться в тех случаях, где интеракция человека и робота минимальна. По большей части — промышленная робототехника, работа на складе или доставка. А также там, где видны ощутимые результаты по части экономии и повышении эффективности от внедрения. 

Тогда как интерактивная робототехника (роботизированные кафе, роботы-консультанты в отелях/магазинах и т.п.), по моему мнению, еще недостаточно развита. По крайней мере, с точки зрения реальной потребности рынка. Сейчас это больше похоже на шоу-кейс, к тому же, имеющий ряд значительных недостатков по сравнению с человеком аналогичной профессии.

Тем, кто хочет создать робо-стартап, я рекомендую начать с выбора идеи: нужно основываться на том, чем вы действительно горите, а не на том, что “модно”. Естественно, будет замечательно, если то, что вам по-настоящему нравится, еще и “модно” в текущий момент времени/набирает популярность.

Самое важное для робо-стартапа — команда. Инвесторы и наставники появятся только в случае, если команда смогла доказать и показать свою компетентность. Готовность работать продолжительное время за потенциальную выгоду, готовность жертвовать своим собственным временем и деньгами, любознательность в своей области и взаимоподдержка, — очень важные составляющие, без которых далеко не уедешь. И это всё про команду. 

Что касается методов привлечения инвестиций принципиальных отличий у робо-стартапов от других стартапов нет: огромное количество обращений в венчурные фонды, участие в акселераторах, участие во всевозможных подходящих выставках.

Другое дело, что для робо-стартапов, да и в целом для “железных” стартапов, гораздо меньше самих венчурных фондов, акселераторов и выставок. Не говоря уже о тех, кто действительно готов инвестировать.

Мы увидели очень большую пользу от корпоративных акселераторов, в том числе и от GenerationS. Потому что есть возможность напрямую общаться с потенциальным заказчиком, не приходится долгими и сложными путями выискивать не то, что почту, но хотя бы имя нужного человека. 

С помощью таких акселераторов, вопросы решаются гораздо быстрее. И стартап может больше сфокусироваться на решаемой проблематике, ценностях для клиента и создаваемом продукте.

Во взаимоотношениях стартапа и промышленных компаний главное, с позиции стартапа, — четко понимать, как происходят внутренние согласования и процессы принятия решений в корпорации. Нужно быть готовыми и к бюрократическим трудностям, и, например, к  подписанию соглашения о неразглашении (NDA).

Есть и подводных камни этих взаимоотношений: часто всё упирается в затяжные сроки принятия решений, которые опасны для стартапа. Ему нужно быстро развиваться, быстро проверять гипотезы, чтобы не тратить и без того ограниченные денежные и временные ресурсы. 

И в принципе, моя рекомендация стартапам: в отношениях с крупным бизнесом — не фокусироваться лишь на одном потенциальном клиенте, а развивать общение с как можно большим количеством компаний.

Вы успешно подписались!
Будьте в курсе!
Подписываясь на ньюслеттер проекта, вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения