Роман Кошелев, Руководитель Корпоративного акселератора РЖД
Завершился отбор в акселератор-2020. Это уже вторая подобная кампания. В чем ключевые отличия этого отбора? Какие плюсы и минусы онлайн формата?
Первое отличие в технологическом фокусе, который в этом году стал более узким по сравнению с Корпоративной акселерационной программой 2019 года, учитывая, что приглашены функциональные заказчики в лице дирекций, связанных с эксплуатацией и управлением подвижным составом. Также Акселератор подключил к работе партнеров в лице АО «Трансмашхолдинг», АО «СТМ», ПАО «ПГК», ООО «Газпромтранс», ПАО «ТрансКонтейнер», АО «ФПК», АО «ВРК-1», АО «ВРК-2», которые тоже предложили свои технологические фокусы. Программа получилась более точечной по сравнению с прошлогодней и при этом более «тяжелой», потому что поиск распространялся на проекты не только в сфере IT.
Стоит отметить и переход в онлайн режим работы, что также переформатировало порядок взаимодействия со стартапами. Несмотря на изменения нам удалось провести все запланированные в рамках акселерационной программы мероприятия в онлайн формате. К преимуществам нового формата можно отнести рост охвата и уровня вовлечения регионов, снижение временных затрат на подготовку совещаний, на дорогу и сборы. Из минусов я могу отметить только один — невозможность очных встреч, которые зачастую очень важны при первом знакомстве с командой проекта.
Сколько отобрали проектов, какие ключевые направления они представляют?
По итогам многоэтапного отбора, в котором были задействованы более 40 экспертов, мы отобрали 20 стартап-проектов в основную часть акселерационной программы. Все проекты представляют решения, так или иначе связанные с подвижным составом. Среди направлений проектов можно выделить следующие: системы мониторинга и предиктивного технического обслуживания подвижного состава; инструменты высокоточного и бесконтактного измерения элементов подвижного состава и определения дефектов; новые производственные технологии и материалы при изготовлении и сервисном обслуживании подвижного состава и т.д. Также многие проекты представляют кросс-отраслевые решения.
Какой процент из отобранных — проекты региональные? Какой город из участвующих можете выделить особо и почему?
На этапе скаутинга мы получили заявки из более чем 60 городов России. Из отобранных 20 проектов 45% — региональные. Помимо проектов из Москвы, хотелось бы отметить Санкт-Петербург, из северной столицы прошли 4 проекта. Самым «восточным» участником выступит стартап-проект из Иркутска.
Есть ли зарубежные проекты среди отобранных? Если да, то из каких стран?
Да, есть один проект из Франции. Он разрабатывает решение для предиктивного технического обслуживание подвижного состава.
Какие разработки считаете наиболее перспективными среди отобранных?
Я бы выделил проект AURORAi, которым заинтересовались сразу несколько функциональных заказчиков. Они разрабатывают систему мониторинга сложных технических объектов на основе искусственного интеллекта. Также считаю перспективным решение для планирования материально-технических ресурсов IntellectProVision.
Какие проекты особенно запомнились или показались наиболее интересными?
Запомнился проект, который разрабатывает энергоэффективную технологию очистки сточной воды после подвижного состава. Команда смогла найти возможность узконаправленного применения своей технологии в направлении «Подвижной состав».
Сейчас начнется очный этап работы со стартапами. Что ждет участников? Какие следующие шаги?
Основными целями на период акселерации является подготовка проектами технического задания, программы и методики испытаний, технико-экономического обоснования, дорожной карты. К Демо дню будут доработаны и презентации стартап-проектов. Справится с поставленными задачами стартапам помогут еженедельные встречи с функциональными заказчиками — подразделениями ОАО «РЖД», а с тактическим планированием и отслеживанием прогресса каждой из команд помогут трекеры — сотрудники Акселератора РЖД.
Как будет строиться работа с официальными партнёрами акселератора?
В зависимости от пересечений интереса партнеров и подразделений ОАО «РЖД» будет выстраиваться либо совместная работа над планированием пилота, либо взаимодействие с проектами будет организовано двумя параллельными треками — отдельно с проектами, выбранными партнерами, отдельно с теми, кого выбрали функциональные заказчики ОАО «РЖД».
Как Вы думаете, сколько стартапов дойдут до конца и что получат лучшие из них?
Надеюсь, что все стартап-проекты успешно пройдут акселерацию и выступят на Демо дне. С победителями программы будет подписана дорожная карта по проведению пилотных испытаний по завершению акселерации.
Акселератору 2021 быть?
Мы как Акселератор видим непрерывное развитие, в том числе настроены проводить подобные программы ежегодно. Возможно по 2 программы в год. При этом мы будем определяться с их фокусами на основе требований, которые стоят перед Компанией. Мы продолжим работу с партнерами Акселератора, с которыми уже работаем и с теми, кого только планируем привлечь к участию в программах. Также мы рассмотрим вопрос работы с внутренними инновациями.