Маркетинг инноваций - виды, концепция, стратегии
Телефон:
Адрес:
123112, г. Москва, Пресненская наб., д. 8 стр. 1
Поиск по сайту
3 марта 2013

Инновационный маркетинг: специфика, виды и методы

Инновации — необычные технологические решения, которые нередко сложно продавать. Трудности возникают из-за того, что целевая аудитория не всегда понимает значение и преимущества разработки. У нее просто нет опыта использования похожих решений. Чтобы решить данную проблему и продать новый продукт, важно правильно познакомить аудиторию с ним.

В этой статье рассказано об особенностях маркетинга инноваций и проверенных методах продвижения.

Что такое инновационный маркетинг?

Сразу стоит обозначить, что инновационный маркетинг — неоднозначное понятие. Под ним понимаются:

  • Творческий подход для продвижения любых продуктов.
  • Набор методов для работы с инновационными разработками.

В основе данной статьи лежит второе понимание данного направления маркетинга, т. е. совокупность методик, которые обеспечивают эффективное управление и продвижение продукта на всех этапах жизненного цикла.

Маркетологи вывели работу с инновационными проектами в отдельное направление, потому что их нельзя продвигать так же, как другие продукты. Они кардинально изменяют привычные подходы и предлагают покупателям что-то уникальное. Оригинальность идеи становится как преимуществом решения, так и его недостатком, т. к. неизвестное для ЦА сложнее продать, чем знакомое.

Для эффективного продвижения решений нужно учитывать ряд нюансов:

  • Отсутствие знаний о продукте у ЦА. Инновации обычно не имеют готового рынка. У покупателей нет необходимости в новом продукте или она не осознается. Поэтому одна из ключевых задач маркетинга инноваций — информирование потенциальных клиентов.
  • Наличие скептицизма. Внедрение новых решений всегда сопровождается риском.
  • Длительный цикл принятия решений. Данный нюанс актуален только для продуктов, ориентированных на бизнес. Клиенты вряд ли согласятся сразу сделать покупку. Сначала они протестируют решение в рамках инновационного процесса, чтобы доказать его эффективность.

Виды инновационного маркетинга

Стратегия инновационного маркетинга зависит от особенностей самого решения. Поэтому перед запуском кампании по продвижению важно изучить сам продукт и рынок, чтобы правильно позиционировать его.

Радикальные инновации

Подразумеваются новые продукты и услуги, которые раньше представить было невозможно. Бизнес создает уникальное решение, которому нет аналогов, что создает определенные сложности для его продвижения.

Маркетинг инноваций такого типа условно состоит из нескольких этапов. Сразу охватить широкую аудиторию невозможно, поскольку только примерно 2,5 % ЦА готовы к экспериментам. Другие же клиенты предпочтут более знакомые и понятные решения.

Поэтому продвижение радикальных инноваций начинается с профильных площадок. Например, IT-разработчики могут создать блог на VC, Habr и аналогичных сайтах. Они публикуют на них описание продукта, функций и рассказывают о том, что находится «под капотом». Таким образом они привлекают внимание клиентов, заинтересованных в инновациях и целенаправленно ищущих новые решения.

Маркетинг инновационных продуктов, у которых нет аналогов, основывается на:

  • Контенте. Компании публикуют статьи и кейсы, позволяющие клиенту понять практическую ценность продукта.
  • Демонстрации. Если стартап уже выпустил MVP, стоит сделать бесплатную версию. Это решит сразу 3 задачи — клиент поймет, нужен ли ему продукт, а предприниматели оценят спрос и поймут, как развивать решение.

Постепенные инновации

В инновационной сфере создаются не только уникальные продукты. Некоторые компании предлагают потребителям уже знакомые решения, но улучшенные за счет внедрения технологических прорывов или реализации нестандартной концепции. Такие продукты не создают новые рынки и не потрясают ниши, а предлагают клиенту уже знакомое решение, но с более удобной реализацией.

Пример такого инновационного сервиса — агрегатор для пожилых «Долгожитель». Платформа используется для подбора и бронирования соцобъектов для пенсионеров. Она сильно похожа на сервисы для аренды обычного жилья и номеров в отелях, но направлена на более узкую ЦА. Благодаря такому подходу, проект может выделиться на фоне конкурентов и занять свою нишу, не вступая в конкуренцию.

При продвижении таких инноваций нужно делать акцент на особенностях в сравнении с аналогами. Например, новый IT-продукт работает быстрее или он в несколько раз дешевле в реализации. Так, одним из конкурентных преимуществ нейросети DeepSeek стала именно стоимость. По заявлениям разработчиков, создание ИИ потребовало $5,6 млн, а ChatGPT — более $20 млрд.

Этапы инновационного маркетинга

Концепция инновационного маркетинга предполагает детальный анализ рынка. Еще на этапе рассмотрения идей для запуска в работу компании проводят комплекс исследований:

    • Анализ макроэкономической ситуации (изменений в законодательстве, платежеспособность ЦА, политическая стабильность).
    • Оценка рыночной привлекательности. Маркетологи исследуют потребительский спрос, ожидания целевой аудитории и рассчитывают экономику проекта.
    • Конкурентный анализ. Его проводят для разработки стратегии позиционирования продукта.

На основе имеющейся конкуренции и ЦА компании продвигают инновации по одной из 3 стратегий:

  • Высокая цена. Стратегия актуальна для уникальных решений, которые создают новые рынки. Разработчики извлекают быструю прибыль и в будущем снижают цену или создают новые версии продукта для расширения ЦА.
  • Проникновение на рынок. Предполагается временное снижение стоимости для эффективной конкурентной борьбы. Такой способ работает при продвижении инноваций, у которых есть близкие или прямые конкуренты. Например, такой стратегии придерживался Яндекс при запуске своего сервиса в регионах.
  • Стратегия престижа или эффективности. Она строится на убеждении потребителя в рациональности соотношения цены и качества.

Заключение

Маркетинг инновационной деятельности отличается от обычного. Чтобы эффективно продвигать уникальный продукт, необходимо правильно объяснить целевой аудитории, зачем он нужен, и сформировать потребность через контент и демонстрации. Если у продукта есть конкуренты, маркетинг можно основать на сравнении стоимости, эффективности и других параметров.

Вы успешно подписались!
Будьте в курсе!
Подписываясь на ньюслеттер проекта, вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения