Корпоративный акселератор GenerationS подготовил отчет «Адаптация к новой реальности: тренды, технологии, перспективы». Директор акселератора Екатерина Петрова рассказывает, что нужно бизнесу для быстрой адаптации и какие возможности открывает сложившаяся ситуация.
Екатерина Петрова
директор корпоративного акселератора GenerationS
Пандемия затронула каждую страну, оказав существенное влияние на мировую экономику, что, по данным МВФ, привело к самому сильному спаду со времен Великой депрессии. Затронуты практически все отрасли, и инновационная сфера не стала исключением.
В нашем отчете мы постарались максимально полно представить картину влияния текущей ситуации на инновационную активность компаний и различные бизнес-процессы, а также предложить пути решения вставших перед многими компаниями задач.
Например, мы выяснили, что больше всего в результате пандемии пострадали нефтегазовая отрасль, авиаперевозки, туристический сектор, промышленность, строительство и недвижимость, банки, розничная торговля и компании сегмента HoReCa. А для электронной коммерции, индустрии развлечений и здравоохранения, наоборот, текущая ситуация оказалась благоприятной с точки зрения развития новых технологий и решений.
Несмотря на то что под влиянием кризиса оказались абсолютно все компании, есть те, которые перенесли этот перенесли этот непростой период легче остальных. Это обусловлено оперативной реакцией и адаптацией благодаря внедрению новых технологий, способных обеспечить непрерывность операционной деятельности в новых условиях.
Многие компании частично или полностью перешли на удаленный режим работы: стали проводить встречи и планерки на различных видеоплатформах, обмениваться документами через релевантные ресурсы, настроили удаленные рабочие столы в облаках.
Однако многие компании помимо головного офиса имеют и различные производственные объекты.
Пандемия в полной мере сказалась на потребителе, который оказался вынужден существенно ограничить свое пространство. Это привело к формированию новых паттернов покупательского поведения, которые, скорее всего, теперь закрепятся.
Бизнес был вынужден ответить пересмотром принципов работы с клиентами, а также рассмотреть новые цифровые каналы, которые помогут не только сохранить клиентскую базу, но и повысить уровень их удовлетворенности. Эта проблема коснулась компаний из банковской сферы, страхования, розничной торговли, сегмента HoReCa и туризма.
Если до пандемии компании считали цифровую коммерцию вторичным каналом продаж, то теперь им приходится переориентировать бизнес, используя различные инструменты цифровизации.
Тогда в своих китайских подразделениях HSBC применила технологии цифровой биоидентификации, а мобильное приложение Smart Mobile Onboarding позволило клиентам банка по всему Китаю онлайн открывать счета в местной валюте через смартфон.
Пользуясь тем, что множество людей перешли в онлайн, многие компании из индустрии развлечений, гостиничного и ресторанного бизнеса начали стремительно расширять спектр своих онлайн-услуг.
Например, телеканалы ESPN и Fox Sports открыли онлайн-доступ к старому контенту, документальным фильмам, e-sports и различным соревнованиям, а Ассоциация NBA запустила возможность онлайн-стриминга NBA 2K (видеоигры).
Переместим фокус на логистику. Очевидно, что бизнесу важно сохранить бесперебойную работу всей производственно-логистической цепочки. Потребители должны получать товары и услуги быстро, безопасно и надежно, но пандемия принесла оказала влияние на каждый этап управления.
На этапе поставок потребители хотят сохранить возможность отслеживать отправления и знать страну происхождения продукции. На этапе производства трудности возникли из-за ухода заводов на частичный или полный карантин, а самим производствам не хватало сырья. В плане логистики — сложности, связанные с ограничением трафика. Наконец, на этапе продаж видно резкое изменение спроса: сужение потребительской корзины до товаров первой необходимости или отказ от некоторых товаров.
В этом сегменте основные пострадавшие — предприятия транспорта, логистики и хранения, промышленного производства и строительства.
Массовый уход в онлайн, вынужденная ускоренная цифровизация, изменение предпочтений потребителей — все это вынуждает отечественных предпринимателей искать новые пути развития бизнеса. Один из путей выживания для стартапов в новых условиях — предложить рынку актуальные решения. Например, для автоматизации документооборота, для дезинфекции помещений, для бесшовного перевода сотрудников на удаленку, для онлайн-обучения.
В частности, среди выпускников нашего акселератора множество примеров успешных проектов в этом направлении. Например, многопользовательская платформа и VR-технология SpeakerGuru для организации условий удаленного рабочего пространства на предприятиях и обучения сотрудников во время карантина. Она позволяет HR-отделам корпораций проводить тренинги по развитию soft skills для сотрудников, разнесенных по всему миру, сокращая расходы на 30%.
Другой проект — Facepass — позволяет организовать бесконтактные проходные с распознаванием лиц, автоматически фиксировать время работы, а также создать интеллектуальное бюро пропусков. А, например, решение Oz Liveness позволяет удаленно открывать банковские счета с высокой точностью идентификации и верификации, защищая персональные данные клиентов и банков от мошенников.
Предложить рынку актуальные технологические решения: