Мы все чаще слышим истории о том, как российские стартапы становятся действительно «звездами» за рубежом, как они попадают в струю, а их решения становятся востребованными и хорошо продаются. Но такие истории, как правило сопровождаются еще и рядом причин, по которым стартап уехал из России.
Интеллектуальная иммиграция — понятие широко известное и далеко не новое, но именно через призму инноваций оно обрело действительно ощутимые размеры и масштабы.
Ни для кого не секрет, что Российский рынок достаточно сложен ввиду многих аспектов: бюрократических, законодательных, механизмов координации его участников и т.д., а инвестиционная деятельность пока еще не достигла уровня международной.
Но мы наблюдаем шифтинг и на российском рынке в лучшую сторону — для стартапов появляется все больше возможности развивать свой проект и получить поддержку в лице фондов и потенциальных заказчиков.
Отвечая на вопрос: «Почему российские стартапы уезжают за рубеж?» — хочется отметить, что эта проблема, на наш взгляд, стоит уже не так остро, как лет 10 назад. Тогда стартапу было крайне сложно найти бизнес-ангелов или партнеров в лице крупных российских корпораций.
На сегодняшний день ситуация изменилась, на отечественном рынке появились специальные фонды финансирования передовых проектов, инновационные центры, где стартапы, пройдя обучение у ведущих отраслевых экспертов, или как его принято называть «акселерацию», за относительно короткий срок могут найти инвестора. Важно заметить и другую тенденцию — набирают обороты корпоративные акселераторы.
Такие проекты помогают молодым ребятам развиться и найти новые возможности для роста, не покидая страны. Скажу больше, некоторые корпоративные акселераторы, в числе которых акселератор ЧТПЗ, предоставляют стартапам не только свои мощности, но и профессиональную команду, вместе с которой решение «доводится до ума».
Взаимодействуя, зрелый бизнес и стартап получают синергию: успешные пилоты оплачиваются, а проект масштабируется.
Чтобы глубже понять, почему российские стартапы все-таки уезжают за рубеж, либо открывают там представительства с перспективой полного перевода бизнеса в будущем, как правильно выбрать страну, и с чего следует начать тем, кто только задумывается об этом — нужно обратиться непосредственно к самим стартапам.
Среди выпускников GenerationS немало проектов, которые либо совсем уехали за рубеж, либо открыли свои представительства и пользуются большим спросом.
Причем география весьма обширная — от США до Азии.
Глобальный рынок не зависит от «сезона». Продажи на Глобальном рынке начинаются 2 января и продолжаются весь год, что позволяет комфортно и предсказуемо вытянуть равномерную линию производства с прогнозируемым объёмом инвестиций в товарные запасы.
Согласитесь, разительное отличие от торгов, которые выходят на стадию реализации в декабре, но требуют определения цены ещё весной. Наши портфельные Компании представлены в МедТек, Агро и Производство Пищи. Вся наша продукция изначально разрабатывается для Глобального рынка.
Начинали мы с МедТек и получили Регистрационное Удостоверение в России в 2006 году. Эту компанию мы вывели на международный рынок через Финляндию в 2010 году. Экспорт из Финляндии был каких-либо барьеров, быстрым и не требовал дополнительных издержек на оформление. Там нет ни экспортного, ни валютного контроля. Все другие контроли проходят по стандартной процедуре, разумно и быстро.
ООО «Анализаторы Дыхания», с которыми участвовали в акселераторе Generation S в 2014 году, были зарегистрирована в 2011 году. Но получить Регистрационное Удостоверение на Медтехнику в России мы не смогли в течение 2012-2014 годов.
В тоже время в Европе и во всех остальных Частях Света — наше оборудование поставляется на 5 Континентов, мы видим абсолютно противоположную ситуацию. Поддержка Государствами малого предпринимательства, стимулирует вход в новые бизнесы, в том числе открытие офисов врачей общей практики или сити-ферм, говоря о покупателях продукции наших Компаний.
Жители России, ранее получившие качественное образование, являются хорошей референсной базой для оценки потребительских свойств продукции.
Поэтому начинать бизнес нужно в России. При выходе на стадию Глобализации, стоит проанализировать, в какой стране власть сфокусирована именно на Вашем секторе: МедТек, Агро и т.п. Оптимальное сочетание элементов экосистемы и даст ответ на вопрос, какую страну выбрать. Во всех успешных странах есть действующие механизмы обратной связи с профильными Министерствами, с муниципальной властью.
Должны быть институты развития:
Мы работает с модными брендами, небольшими магазинами и шоурумами, а таких игроков несомненно больше именно на европейском рынке. Поэтому нашим основным направление была и остается Европа. На данный момент на модной карте нашего приложения PrivateSale уже более 2000 модных магазинов и шоурумов в Берлине.
С каждым из них мы стараемся наладить персональный контакт и понять именно его потребности, а для этого наш представитель должен практически постоянно находиться в Германии.
Я думаю, что не зависимо от того на каком рынке работает проект он сталкивается с одними и теми же сложностями, такими как налаживание связей, приобретение новых контактов и поиск партнеров. Рынок Германии нам был уже немного знаком и именно поэтому мы начали именно с него.