Поиск по сайту
15 Июля 2020

Почему российские стартапы уезжают за рубеж?


Екатерина Петрова, директор корпоративного акселератора GenerationS:

Мы все чаще слышим истории о том, как российские стартапы становятся действительно «звездами» за рубежом, как они попадают в струю, а их решения становятся востребованными и хорошо продаются. Но такие истории, как правило сопровождаются еще и рядом причин, по которым стартап уехал из России.

Интеллектуальная иммиграция — понятие широко известное и далеко не новое, но именно через призму инноваций оно обрело действительно ощутимые размеры и масштабы.

Ни для кого не секрет, что Российский рынок достаточно сложен ввиду многих аспектов: бюрократических, законодательных, механизмов координации его участников и т.д., а инвестиционная деятельность пока еще не достигла уровня международной.

Кстати, именно за инвестициями в первую очередь и едут проекты из России, почему-то принято считать, что за рубежом действительно больше инвесторов, которые «верят» в проекты и видят в дальнейшие перспективы развития.

Но мы наблюдаем шифтинг и на российском рынке в лучшую сторону — для стартапов появляется все больше возможности развивать свой проект и получить поддержку в лице фондов и потенциальных заказчиков.

Начальник управления новых видов продукции Группы ЧТПЗ Антон Гизатуллин:

Отвечая на вопрос: «Почему российские стартапы уезжают за рубеж?» — хочется отметить, что эта проблема, на наш взгляд, стоит уже не так остро, как лет 10 назад. Тогда стартапу было крайне сложно найти бизнес-ангелов или партнеров в лице крупных российских корпораций.

  • Отсутствие точек соприкосновения с первыми и вторыми, как и отсутствие прозрачных механизмов взаимодействия с идеями открытого рынка, провоцировало проектные команды уезжать из страны в поисках возможностей для развития.

На сегодняшний день ситуация изменилась, на отечественном рынке появились специальные фонды финансирования передовых проектов, инновационные центры, где стартапы, пройдя обучение у ведущих отраслевых экспертов, или как его принято называть «акселерацию», за относительно короткий срок могут найти инвестора. Важно заметить и другую тенденцию — набирают обороты корпоративные акселераторы.

  • Например, в среде металлургов стало популярно искать молодые стартапы через собственные акселераторы, которые дают мощный толчок развитию новых технологий в производственных и управленческих цепочках через выстраивание взаимовыгодного партнерства.

Такие проекты помогают молодым ребятам развиться и найти новые возможности для роста, не покидая страны. Скажу больше, некоторые корпоративные акселераторы, в числе которых акселератор ЧТПЗ, предоставляют стартапам не только свои мощности, но и профессиональную команду, вместе с которой решение «доводится до ума».

Взаимодействуя, зрелый бизнес и стартап получают синергию: успешные пилоты оплачиваются, а проект масштабируется.

Екатерина Петрова, директор корпоративного акселератора GenerationS:

Чтобы глубже понять, почему российские стартапы все-таки уезжают за рубеж, либо открывают там представительства с перспективой полного перевода бизнеса в будущем, как правильно выбрать страну, и с чего следует начать тем, кто только задумывается об этом — нужно обратиться непосредственно к самим стартапам.

Среди выпускников GenerationS немало проектов, которые либо совсем уехали за рубеж, либо открыли свои представительства и пользуются большим спросом.

Причем география весьма обширная — от США до Азии.

Д-р Александр Козлов, со-основатель проекта HepyScreen, выпускника GenerationS (представительство в Сингапуре):

Глобальный рынок не зависит от «сезона». Продажи на Глобальном рынке начинаются 2 января и продолжаются весь год, что позволяет комфортно и предсказуемо вытянуть равномерную линию производства с прогнозируемым объёмом инвестиций в товарные запасы.

Согласитесь, разительное отличие от торгов, которые выходят на стадию реализации в декабре, но требуют определения цены ещё весной. Наши портфельные Компании представлены в МедТек, Агро и Производство Пищи. Вся наша продукция изначально разрабатывается для Глобального рынка.

Начинали мы с МедТек и получили Регистрационное Удостоверение в России в 2006 году. Эту компанию мы вывели на международный рынок через Финляндию в 2010 году. Экспорт из Финляндии был каких-либо барьеров, быстрым и не требовал дополнительных издержек на оформление. Там нет ни экспортного, ни валютного контроля. Все другие контроли проходят по стандартной процедуре, разумно и быстро.

ООО «Анализаторы Дыхания», с которыми участвовали в акселераторе Generation S в 2014 году, были зарегистрирована в 2011 году. Но получить Регистрационное Удостоверение на Медтехнику в России мы не смогли в течение 2012-2014 годов.

  • У нас было достаточно много заявок из России, но реализовать их мы, к сожалению, не могли. Именно тогда мы поняли, что выход на международный рынок — это наш шанс. Агро и Производство пищи в России сталкиваются с несколько другими проблемами — это сезонность госзакупок, отсутствие средств у населения и страх малого и среднего бизнеса инвестировать в новые бизнесы.

В тоже время в Европе и во всех остальных Частях Света — наше оборудование поставляется на 5 Континентов, мы видим абсолютно противоположную ситуацию. Поддержка Государствами малого предпринимательства, стимулирует вход в новые бизнесы, в том числе открытие офисов врачей общей практики или сити-ферм, говоря о покупателях продукции наших Компаний.

Для старта Россия хороша. Пока ещё есть значительное количество хорошо образованных сотрудников для формирования команд проектов.

Жители России, ранее получившие качественное образование, являются хорошей референсной базой для оценки потребительских свойств продукции.

Поэтому начинать бизнес нужно в России. При выходе на стадию Глобализации, стоит проанализировать, в какой стране власть сфокусирована именно на Вашем секторе: МедТек, Агро и т.п. Оптимальное сочетание элементов экосистемы и даст ответ на вопрос, какую страну выбрать. Во всех успешных странах есть действующие механизмы обратной связи с профильными Министерствами, с муниципальной властью.

Должны быть институты развития:

  1. Формирование цепочки поставок для Вашего производства: Контрактные производители и безбарьерный экспорт;
  2. Развитие экспорта: Одна государственная компания и некоторое количество торговых представительств. Но всё это должно работать быстро и так, как нужно бизнесу;
  3. Действующее прозрачное законодательство с гарантией прав собственности.

Ольга Евдокимова, со-основатель компании PrivateSale, выпускника GenerationS (представительство в Германии):

Мы работает с модными брендами, небольшими магазинами и шоурумами, а таких игроков несомненно больше именно на европейском рынке. Поэтому нашим основным направление была и остается Европа. На данный момент на модной карте нашего приложения PrivateSale уже более 2000 модных магазинов и шоурумов в Берлине.

С каждым из них мы стараемся наладить персональный контакт и понять именно его потребности, а для этого наш представитель должен практически постоянно находиться в Германии.

  • Германия — стартовая страна для нашего продукта. Мы выбрали эту страну исходя из объема рынка продаж модных товаров. Если не брать во внимание Англию, то в Европе Германия является несомненным лидером в этом направлении.

Я думаю, что не зависимо от того на каком рынке работает проект он сталкивается с одними и теми же сложностями, такими как налаживание связей, приобретение новых контактов и поиск партнеров. Рынок Германии нам был уже немного знаком и именно поэтому мы начали именно с него.

Источник: B-MAG
Вы успешно подписались!
Будьте в курсе!
Подписываясь на ньюслеттер проекта, вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения