Поиск по сайту
25 марта 2021

Создаем инновационную культуру в компании – шесть полезных инструментов

Сотрудники часто сопротивляются переменам в компании, так как не понимают, зачем они нужны. Екатерина Петрова (GenerationS РВК) — о том, как создать культуру инноваций и какие ее элементы помогают PepsiCo и Enel преодолеть консерватизм персонала.

Сегодня инновации стали одним из ключевых приоритетов корпораций. В отчете Mckinsey «Инновации в России — неисчерпаемый источник роста» отмечается, что более 80% руководителей крупных компаний считают, что инновации — важнейший фактор успеха. Но, для бизнеса важно не только следить за передовыми технологиями и включить работу со стартапами в свою повестку, но и объяснить каждому сотруднику, зачем это нужно. В этом поможет культура инноваций. 

Зачем нужна инновационная культура

Давайте представим, что крупная международная компания открыла свой инновационный хаб или сформировала специальный отдел по работе с инновациями. Он работает по принципу одного окна: ищет новые решения, выстраивает работу со стартапами, продвигает корпорацию в инновационной экосистеме. 

Сам по себе отдел не принесет пользы: нужна коммуникация с функциональными заказчиками внутри организации или бизнес-линиями. Они помогают понять, какие технологии нужны для того, чтобы процессы в компании стали лучше и эффективнее, потому что они напрямую общаются с работниками на производстве, которые видят всю работу изнутри.

Следующий этап — донести до всех сотрудников, зачем же вы решили сделать инновации одним из приоритетов развития. Информировать работников компании о том, как функционирует инновационный отдел, очень важно. Так персонал увидит, что компания готова открыто рассказывать обо всех изменениях и выслушивать предложения. Но это не самая простая задача, ведь по статистике Института Гэллапа, четверть сотрудников очень мало знают о миссии своей компании или вовсе безразличны к ней. Поэтому важно определить для себя основные инструменты, с помощью которых вы достучитесь до каждого подчиненного.

Стоит помнить, что ваша целевая аудитория — не только персонал в офисе, но и работники на производстве. Инновационная грамотность, как мы ее называем должна присутствовать на всех уровнях, чтобы не было пробелов. 

Инструменты инновационной культуры

Теперь, когда мы определили цели и задачи, можно приступать к формированию каналов, через которые сотрудники будут узнавать о том, что происходит в компании с точки зрения инноваций. Важно помнить, что все индивидуально воспринимают информацию, поэтому ограничиваться одним инструментом не стоит. Итак, рассмотрим каждый элемент инновационной культуры более подробно.

  • Образовательные программы 

Эффективный инструмент — менторские сессии. Как правило их проводят представители компаний-лидеров в области инноваций. Они рассказывают об общих принципах работы с технологиями, делятся историями успеха и объясняют, как избежать ошибок. Такие мероприятия помогут персоналу понять, зачем бизнесу инновации и почему их не стоит бояться.

Для руководителей и профильных команд, как правило, проводятся образовательные онлайн- или офлайн-программы более глубокого уровня. Они рассчитаны на тех, у кого уже есть хорошая база и опыт в работе с инновациями. Если мы говорим про выездные мероприятия, то они обычно длятся несколько дней. За это время участники знакомятся с разными элементами местной инновационной экосистем, в частности с ключевыми игроками и успешными проектами, которые им удалось запустить.

  • Информационные рассылки

Информационные рассылки или дайджесты помогают сотрудникам узнать об изменениях в отрасли, новостях конкурентов и проектах компании. Если в вашей организации  уже есть такой инструмент, то блок про инновации будет в нем очень уместен. В него можно включить информацию о  результатах компании в области технологий, интересных стартапах и технологиях, мероприятиях, которые могут быть интересны сотрудникам. Например, подразделение PepsiCo Россия TechLab  каждый месяц отправляет  рассылку 13 тыс. своих сотрудников.

Ваша цель — сделать так, чтобы вашу рассылку ждали, ведь именно она станет проводником остальных сотрудников в мир инноваций. Благодаря дайджесту работники также будут чувствовать себя более вовлеченными в процессы, происходящие в компании. Измерить уровень интереса к вашей рассылке можно простыми онлайн-инструментами, показывающими, сколько пользователей открыло и прочитало письмо.

  • Innovation Days

Компании также стоит организовывать Инновационные дни. Во время таких мероприятий представители бизнес-линий проводят открытые презентации для сотрудников, где рассказывают о технологиях, нужных компании, и проектах, которые она реализует. Сами работники также могут поучаствовать в креативных сессиях и вместе решить какую-нибудь задачу. Подобные мероприятия развивают у персонала нестандартное мышление, что просто необходимо для инноваций. В идеале Инновационные дни нужно проводить несколько раз в год. 

  • Корпоративные конкурсы

Если вы хотите узнать, на что способны ваши сотрудники в части инноваций, то вам стоит проводить внутренние конкурсы. Их суть заключается в том, что каждый сотрудник может предложить, как усовершенствовать тот или иной процесс в компании. Лучшие идеи затем внедряют в работу организации. Такие конкурсы дают сотрудникам возможность почувствовать, что их мнение ценят, а их предложения способны изменить компанию. Это мотивирует персонал  генерировать все новые идеи. 

Например, международная энергетическая компания Enel собирает предложения по усовершенствованию бизнес-процессов на предприятиях, а также организует мастер-классы для сотрудников, чтобы развивать их креативное мышление и предпринимательские навыки. Благодаря этому некоторые специалисты запускают свои стартапы внутри Enel и приносят ей дополнительную прибыль.

В российском подразделении компании с 2015 года действует система LEAN. Она позволяет каждому сотруднику предложить свое  решение для конкретной проблемы или идею по улучшению разных процессов. Все предложения затем анализирует специальный технический комитет, после чего с лучшими идеями знакомят директора предприятия. За 2020 год сотрудники представили  560 наработок в самых разных категориях: от эффективности эксплуатации и ремонта оборудования до устойчивого развития. Из них 234 были внедрены на производстве.  

  • Shadowing

Этот процесс также популярен во многих международных компаниях. Он подразумевает, что любой сотрудник может стать «тенью» (от англ. shadow — «тень») своего коллеги на какой-то период времени, чтобы лучше понять, чем занимается отдел или конкретный работник. С развитием инноваций будьте готовы к тому, что желающих побыть вашей «тенью» будет много, ведь крайне интересно узнать от первого лица, что сейчас стоит в инновационно повестке компании и как устроены процессы. 

  • Принятие ошибок

Важно понимать, что невозможно внедрять инновации, не совершая при этом ошибки. Относитесь к ним, как к ценному опыту,  который поможет двигаться дальше. Запустите инициативу, где каждый сотрудник мог бы рассказать о трудностях и ошибках коллегам. Это сплотит коллектив и убедит работников в том что им не нужно бояться пробовать что-то новое. Ведь инновации —  это отсутствие страха совершить ошибку плюс большое желание перемен. Что было бы, если самые успешные стартапы сдавались после первой ошибки или бы вовсе отказались от своих идей из-за страха неудач?

Источник: РБК Pro
Вы успешно подписались!
Будьте в курсе!
Подписываясь на ньюслеттер проекта, вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения