Сотрудники часто сопротивляются переменам в компании, так как не понимают, зачем они нужны. Екатерина Петрова (GenerationS РВК) — о том, как создать культуру инноваций и какие ее элементы помогают PepsiCo и Enel преодолеть консерватизм персонала.
Сегодня инновации стали одним из ключевых приоритетов корпораций. В отчете Mckinsey «Инновации в России — неисчерпаемый источник роста» отмечается, что более 80% руководителей крупных компаний считают, что инновации — важнейший фактор успеха. Но, для бизнеса важно не только следить за передовыми технологиями и включить работу со стартапами в свою повестку, но и объяснить каждому сотруднику, зачем это нужно. В этом поможет культура инноваций.
Давайте представим, что крупная международная компания открыла свой инновационный хаб или сформировала специальный отдел по работе с инновациями. Он работает по принципу одного окна: ищет новые решения, выстраивает работу со стартапами, продвигает корпорацию в инновационной экосистеме.
Сам по себе отдел не принесет пользы: нужна коммуникация с функциональными заказчиками внутри организации или бизнес-линиями. Они помогают понять, какие технологии нужны для того, чтобы процессы в компании стали лучше и эффективнее, потому что они напрямую общаются с работниками на производстве, которые видят всю работу изнутри.
Следующий этап — донести до всех сотрудников, зачем же вы решили сделать инновации одним из приоритетов развития. Информировать работников компании о том, как функционирует инновационный отдел, очень важно. Так персонал увидит, что компания готова открыто рассказывать обо всех изменениях и выслушивать предложения. Но это не самая простая задача, ведь по статистике Института Гэллапа, четверть сотрудников очень мало знают о миссии своей компании или вовсе безразличны к ней. Поэтому важно определить для себя основные инструменты, с помощью которых вы достучитесь до каждого подчиненного.
Стоит помнить, что ваша целевая аудитория — не только персонал в офисе, но и работники на производстве. Инновационная грамотность, как мы ее называем должна присутствовать на всех уровнях, чтобы не было пробелов.
Теперь, когда мы определили цели и задачи, можно приступать к формированию каналов, через которые сотрудники будут узнавать о том, что происходит в компании с точки зрения инноваций. Важно помнить, что все индивидуально воспринимают информацию, поэтому ограничиваться одним инструментом не стоит. Итак, рассмотрим каждый элемент инновационной культуры более подробно.
Образовательные программы
Эффективный инструмент — менторские сессии. Как правило их проводят представители компаний-лидеров в области инноваций. Они рассказывают об общих принципах работы с технологиями, делятся историями успеха и объясняют, как избежать ошибок. Такие мероприятия помогут персоналу понять, зачем бизнесу инновации и почему их не стоит бояться.
Для руководителей и профильных команд, как правило, проводятся образовательные онлайн- или офлайн-программы более глубокого уровня. Они рассчитаны на тех, у кого уже есть хорошая база и опыт в работе с инновациями. Если мы говорим про выездные мероприятия, то они обычно длятся несколько дней. За это время участники знакомятся с разными элементами местной инновационной экосистем, в частности с ключевыми игроками и успешными проектами, которые им удалось запустить.
Информационные рассылки
Информационные рассылки или дайджесты помогают сотрудникам узнать об изменениях в отрасли, новостях конкурентов и проектах компании. Если в вашей организации уже есть такой инструмент, то блок про инновации будет в нем очень уместен. В него можно включить информацию о результатах компании в области технологий, интересных стартапах и технологиях, мероприятиях, которые могут быть интересны сотрудникам. Например, подразделение PepsiCo Россия TechLab каждый месяц отправляет рассылку 13 тыс. своих сотрудников.
Ваша цель — сделать так, чтобы вашу рассылку ждали, ведь именно она станет проводником остальных сотрудников в мир инноваций. Благодаря дайджесту работники также будут чувствовать себя более вовлеченными в процессы, происходящие в компании. Измерить уровень интереса к вашей рассылке можно простыми онлайн-инструментами, показывающими, сколько пользователей открыло и прочитало письмо.
Innovation Days
Компании также стоит организовывать Инновационные дни. Во время таких мероприятий представители бизнес-линий проводят открытые презентации для сотрудников, где рассказывают о технологиях, нужных компании, и проектах, которые она реализует. Сами работники также могут поучаствовать в креативных сессиях и вместе решить какую-нибудь задачу. Подобные мероприятия развивают у персонала нестандартное мышление, что просто необходимо для инноваций. В идеале Инновационные дни нужно проводить несколько раз в год.
Корпоративные конкурсы
Если вы хотите узнать, на что способны ваши сотрудники в части инноваций, то вам стоит проводить внутренние конкурсы. Их суть заключается в том, что каждый сотрудник может предложить, как усовершенствовать тот или иной процесс в компании. Лучшие идеи затем внедряют в работу организации. Такие конкурсы дают сотрудникам возможность почувствовать, что их мнение ценят, а их предложения способны изменить компанию. Это мотивирует персонал генерировать все новые идеи.
Например, международная энергетическая компания Enel собирает предложения по усовершенствованию бизнес-процессов на предприятиях, а также организует мастер-классы для сотрудников, чтобы развивать их креативное мышление и предпринимательские навыки. Благодаря этому некоторые специалисты запускают свои стартапы внутри Enel и приносят ей дополнительную прибыль.
В российском подразделении компании с 2015 года действует система LEAN. Она позволяет каждому сотруднику предложить свое решение для конкретной проблемы или идею по улучшению разных процессов. Все предложения затем анализирует специальный технический комитет, после чего с лучшими идеями знакомят директора предприятия. За 2020 год сотрудники представили 560 наработок в самых разных категориях: от эффективности эксплуатации и ремонта оборудования до устойчивого развития. Из них 234 были внедрены на производстве.
Shadowing
Этот процесс также популярен во многих международных компаниях. Он подразумевает, что любой сотрудник может стать «тенью» (от англ. shadow — «тень») своего коллеги на какой-то период времени, чтобы лучше понять, чем занимается отдел или конкретный работник. С развитием инноваций будьте готовы к тому, что желающих побыть вашей «тенью» будет много, ведь крайне интересно узнать от первого лица, что сейчас стоит в инновационно повестке компании и как устроены процессы.
Принятие ошибок
Важно понимать, что невозможно внедрять инновации, не совершая при этом ошибки. Относитесь к ним, как к ценному опыту, который поможет двигаться дальше. Запустите инициативу, где каждый сотрудник мог бы рассказать о трудностях и ошибках коллегам. Это сплотит коллектив и убедит работников в том что им не нужно бояться пробовать что-то новое. Ведь инновации — это отсутствие страха совершить ошибку плюс большое желание перемен. Что было бы, если самые успешные стартапы сдавались после первой ошибки или бы вовсе отказались от своих идей из-за страха неудач?