Как цифрови­зация меняет тяжелую промыш­ленность - Медиацентр
Телефон:
Адрес:
123112, г. Москва, Пресненская наб., д. 8 стр. 1
Поиск по сайту
23 апреля 2021

Как цифрови­зация меняет тяжелую промыш­ленность


Наибольший потенциал для повышения эффективности в производственном секторе кроется в средствах продвинутой аналитики и технологиях машинного обучения. Анализ больших данных позволяет увеличивать выпуск продукции при сохранении ее качества, выбирать оптимальные варианты ее реализации. Об этом рассказала директор корпоративного акселератора GenerationS Екатерина Петрова.

Будущее за ИИ и Big Data

—  Исследование International Data Corporation дает представление о размерах расходов крупнейших мировых компаний на «переход на цифру»: инвестиции в технологии и услуги, позволяющие цифровизировать бизнес-практики, продукты и организации, к 2022 году достигнут $2 трлн.

Эти вложения направлены очень практично: цифровые технологии помогают ускорить производственные процессы, повысить качество продукции и услуг, облегчить обмен знаниями, повысить надежность и интеграцию цепочки поставок, увеличить эффективность в области охраны труда, промышленной безопасности, охраны окружающей среды и, в конечном счете, влияют на показатели выручки и прибыли.

Компании цифровизируются для повышения эффективности работы и максимизации прибыли, снижения рисков и получения конкурентных преимуществ.

Например, ExxonMobil в партнерстве с MIT разрабатывает самообучающихся подводных роботов, которые обнаруживают утечки сырья.

В 2017 году Total выбрал разработчика автономного робота, ключевой функцией которого является круглосуточный мониторинг состояния оборудования и выявление отклонений с целью предотвращения чрезвычайных ситуаций.

Компания Shell разработала виртуального помощника, способного рекомендовать нужный продукт на основе отзывов своих клиентов, используя аналитику больших данных и информацию из сотен тысяч таблиц.

В российском СИБУРе инструменты на основе машинного обучения используются в решении широкого спектра задач — от создания продукции до ее продажи и отгрузки клиенту.

Рекомендательные модели позволяют оперативно принимать решения по ведению технологических режимов, чтобы выпускать больше продукции, используя меньше сырья и электроэнергии, контролируют качество продукции, снижают количество ремонтов оборудования, позволяют более эффективно и оперативно управлять поставками, анализируя большое количество внутренних и внешних факторов, что было особенно актуально в период карантинных ограничений 2020 года.

«Дочка» GE одной из первых реализовала проект по машинному обучению, разработав Predix — цифровую платформу, которую можно использовать для создания «цифровых двойников», то есть виртуальных копий активов. Алгоритмы машинного обучения обрабатывают данные о производительности оборудования, окружающей среде и погодных условиях, полученные от контрольно-измерительных приборов, затем алгоритмы сравнивают их с плановыми показателями и сообщают техническим специалистам о выявленных отклонениях.



Анализ данных для всей экосистемы

Цифровизация сегодня охватывает все этапы работы современной производственной компании — от выпуска продукции до коммерческой и административной деятельности. Но можно пойти дальше и использовать инструменты анализа данных и ИИ для всей экосистемы.

В 2020 году в СИБУРе начали создавать инструменты продвинутой аналитики для бизнес-функций: был внедрен инструмент прогнозирования котировок на продукты компании на разных рынках — раньше маркетологи собирали эту информацию вручную, а сейчас это делают модели на основе анализа огромного количества внешних факторов.

Инструмент стал особенно полезным в период пандемии, когда процесс планирования поставок превратился в еженедельный, а иногда — ежедневный. Было важно учесть каждое изменение — снижение цен на углеводородное сырье в Европе, рост спроса цен на полимеры в Китае — и очень оперативно принимать решения. Инструмент был запущен недавно, но благодаря ему уже удалось заработать более полумиллиарда рублей.

За три года цифровой трансформации в СИБУРе выработались определенные методологии и лучшие практики по использованию продвинутой аналитики, поэтому в прошлом году решили включить в периметр инфраструктуры по работе с данными и некоторых клиентов — предприятия, производящие продукты из полимеров.

С помощью анализа данных можно увидеть след любой проблемы и оперативно дать рекомендации по улучшению ситуации как заводу-поставщику продукции, так и предприятию, которое использует эту продукцию для создания своих товаров.



Технологии и люди: не вытеснение, а синергия

5 тысяч сотрудников на 20 предприятиях СИБУРа используют инструмент «мобильные обходы» для раннего выявления дефектов и повышения надежности оборудования. Раньше результаты таких инспекций заносились в бумажный журнал, теперь все задачи, маршрут и результат обхода, а также возможные дефекты фиксируются в мобильном приложении на взрывозащищенном смартфоне.

При помощи собственной платформы «Удаленный эксперт AR» с технологией дополненной реальности за 2020 год на предприятиях СИБУРа проведено более 700 онлайн-консультаций с внешними экспертами, в том числе иностранными, для проведения ремонтных работ, без необходимости организовывать командировки в период карантинных ограничений.

На предприятиях в Томске и Воронеже установлено 2 тысячи датчиков промышленного интернета вещей — для автоматизации контроля работы оборудования и сбора данных.

Мониторинг удаленных и труднодоступных объектов (факелы, градирни, трубопроводы, строительные площадки), а также мониторинг экологической обстановки (пробы воды из прилегающих водоемов) уже несколько лет осуществляется беспилотниками. В 2020 году в СИБУРе было проведено более полутора тысяч работ с использованием дронов.



Выбор пути

Большинство цифровых решений СИБУР реализует силами внутренней разработки, но скорость запроса на изменения растет и не всегда возможно оперативно собрать внутреннюю команду под потребности бизнеса. Поэтому работа со стартапами становится неотъемлемой частью внедрения инноваций.

Именно поэтому компания запустила совместный акселератор с GenerationS, платформой по развитию корпоративных инноваций, и вынесла на конкурс 10 ключевых направлений, собранных от функциональных заказчиков.

Ряд решений направлен на повышение эффективности и скорости бизнес-процессов: робот-планировщик, который позволяет управлять календарями коллег и рекомендует оптимальные варианты для встреч с участием большого количества сотрудников, или анализатор договоров, который сократит трудозатраты на экспертизу нестандартных документов и позволит эффективнее работать с контрагентами.

Одна из ключевых ценностей СИБУРа как производственной компании — безопасность без компромиссов, включая обеспечение безопасности для внешних посетителей и подрядных организаций. Сегодня идет работа над созданием digital-системы, позволяющей регистрировать прохождение вводных удаленных инструктажей на устройствах внешних посетителей, заходить в систему по индивидуальной учетной записи пользователя, а инструкторам — видеть каждый результат прохождения.

Важное направление связано с развитием компетенций. Нужно было запустить систему выявления сотрудников с высоким потенциалом, дающую рекомендации по развитию их навыков на основе цифрового следа, а также использовать методы геймификации, делая процесс обучения более эффективным и увлекательным.



Опыт GenerationS: стартапы нужны промышленности

‎За восемь лет существования GenerationS через воронки акселераторов прошло свыше 16 тысяч стартапов, причем совершенно разных по своим направлениям и уровням готовности.

В прошлом году завершен совместный акселератор с компанией ЧТПЗ, которая делала упор именно на промышленные решения в трубной отрасли, там фокус был на «тяжелые технологии».

Затем был акселератор совместно с компанией РЖД, в котором искали как решения для улучшения функционирования подвижного состава, так и связанные с цифровизацией многих процессов. 

2021 год начался с ключевого для нас проекта с компанией СИБУР.

Согласно отчету Европейского парламента за 2020 год, в топ-5 отраслей, которые в настоящее время определены как лидирующие в части внедрения решений на базе ИИ, входят: высокие технологии (электроника, робототехника и т. д.); автомобилестроение и сборка; финансовые услуги; телеком и ритейл.



Технологические потребности индивидуальны

Каждый акселератор с новым партнером заставляет нас глубже погружаться в отрасль и проводить анализ технологий и решений, которые могут быть потенциально интересны компании.

Например, один из наших партнеров — крупная энергетическая компания Enel — искала новые технологии в области возобновляемой энергетики и решения, связанные как с переработкой и вторичным использованием отходов, продлением срока использования ресурсов и эксплуатации оборудования, так и в области мониторинга безопасности на производстве.

С компанией «Лента» мы искали решения по оптимизации бизнеса в области маркетинга, операционной деятельности, управления логистикой и цепочками поставок, а также HR. Для СИБУРа мы ищем цифровые решения для поддержания безопасности на производстве, автоматизации HR-процессов, ежедневной деятельности сотрудников и корпоративного образования.

Сформировать топ-5 решений будет крайне сложно: все зависит от компаний и того, что на данный момент они хотят улучшить благодаря инновациям. Но мы заметили, что практически все наши недавние партнеры ищут решения в сфере HR — тренинг и обучение персонала на производстве, проведение инструктажей, голосовые помощники и т. д.

Мы тесно взаимодействуем с международной инновационной экосистемой и не только в рамках акселераторов, а в целом для обмена опытом и полезного нетворкинга. Некоторые из наших партнеров в рамках акселерационных программ были настроены исключительно на международные проекты, как, например, «Лента», кто-то — на зарубежные и российские, а кто-то — исключительно на отечественные стартапы, как компания Enel.

Вы успешно подписались!
Будьте в курсе!
Подписываясь на ньюслеттер проекта, вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения