Лидер цифровой эпохи: коктейль с редкими ингредиентами - Медиацентр
Телефон:
Адрес:
123112, г. Москва, Пресненская наб., д. 8 стр. 1
Поиск по сайту
23 апреля 2021

Лидер цифровой эпохи: коктейль с редкими ингредиентами

Екатерина Петрова, директор корпоративного акселератора стартапов GenerationS

Современный лидер — технолог, социолог, маркетолог, специалист по развитию человеческих ресурсов, немного блогер и, конечно, все еще финансист и администратор

Бизнес-лидеры промышленной эры были похожи на полководцев. Им требовалось воодушевлять, сплачивать и мотивировать. Выступления перед цехом с рабочими и уверенные спичи на советах директоров мало отличались по сути — результата достигали руководители с твердой рукой, ясными целями и хорошим контролем над затратами. Масштаб компании и валовая прибыль решали всё. Сегодня успеха достигают те, кто ценит свою команду. Человеческие активы встают на первое место и становятся важнее активов физических.

Новое время требует нового подхода к управлению и быстрой адаптации к новым реалиям жизни. За столетие, прошедшее со времен Генри Форда, корпоративный мир изменился до неузнаваемости. Инвесторы стали более розничными, работники — более мобильными, коммуникации децентрализованы до максимума благодаря социальным сетям. Изменилась скорость принятия решений, изменились и критерии успешности лидера.

Кто он, новый руководитель? Качества и умения лидера в цифровую эпоху — это не только харизма и системность. Для успешного построения бизнеса и управления коллективом требуются разные качества. 

Качества гибкого коммуникатора и высокий эмоциональный интеллект очень важны для современного руководителя. Новый статус коммуникаций требует от вас быстрого принятия решений и постоянной готовности получать и давать обратную связь. Времена, когда можно было взять несколько дней на подготовку пресс-релиза, поясняющего позицию компании в связи с острой чрезвычайной ситуацией, ушли в прошлое. Сейчас и общественность, и партнеры, и регуляторы ждут присутствия в кадре руководителя в первые часы. Не важно, относится ли это к ВР, «Норильскому никелю» или голландскому дата-центру.

Постоянно развивающийся набор скиллов, поиск новых форматов. Выбирайте способ по своему вкусу: мозговые штурмы, пятиминутные видеозвонки с командой, журнал для обмена идеями и мнениями. Совместное исследование Capgemini и MIT в 2018 году показало, что постоянный поиск инновационных решений стал нормой для корпораций. На сегодня в мире свыше 100 венчурных корпоративных инкубаторов, обмен идеями и обогащение новыми технологиями и решениями используют все крупнейшие компании, от системных интеграторов до горнодобытчиков и фармы. Российским примером корпоративного акселератора, работающего с разными отраслями, от транспорта и машиностроения до розничной торговли и фармацевтического сектора, является GenerationS. За восемь лет работы акселератор прочно закрепился на инновационном рынке и собрал весьма внушительное портфолио корпоративных клиентов. В начале марта 2021 года GenerationS запустил корпоративный акселератор с компанией «Сибур» — лидером нефтехимической отрасли.

Интеллектуальное смирение, готовность признавать ошибки и двигаться дальше, не опираться на ранее приобретенный опыт. Мир не стоит на месте, парадигмы успевают устаревать к моменту, когда самые медленные игроки на рынке начинают их внедрять. Опора на старые подходы уже не работает. Между становлением первого и второго технологического уклада (1770–1830) прошло 60 лет, каждый следующий этап оказывался на пять лет короче. Зазор между транзисторной и инновационной индустрией составил всего 30 лет, а следующий этап наступит еще быстрее.

Умение грамотно инвестировать в неочевидное, например во время и энергию сотрудников и свое, постоянная переоценка ресурсов и их иерархии. Добавьте к этому новую неопределенность: сложности в квантификации — уровень лояльности трудно измерить. Столь же сложно оценить и степень вовлеченности сотрудников в процессы. Карточки на входе и выходе с завода больше не отражают их активность, а зарплата перестает быть главным мотиватором для молодых талантливых специалистов.

Готовность рождать новые профессии и должности, исходя из задач, создавать новые команды, перераспределять роли и полномочия. Вот только две должности, которые стали нормой за последние десять-пятнадцать лет: product owner и венчурный партнер внутри корпорации. Без них невозможно представить ни одну организацию в области EdTech, FinTech, гейминга, не говоря уже о более традиционных IT-компаниях. Абсолютной нормой является внутрикорпоративный психолог, большинство проектов включают в себя scrum- или agile-мастера.

Навык жить в мире хаоса и постоянных изменений. Пояснение этого навыка не требуется начиная с весны 2020 года. В короткий срок все организации, включая государственные учреждения, переключились на удаленную работу, миллионы людей освоили дистанционные рабочие столы, документы с общей редактурой и групповые звонки в Zoom. Это в полной мере относится и к инновационным подразделениям корпораций — митапы и демо-дни в таких акселераторах, как Y Combinator или российский GenerationS, в большинстве своем проходят в дистанционном формате.

Навыки онлайн мотивации — новые методики и инструменты. Работа с персоналом меняется, и этот тренд намного глубже последствий коронавируса. Бизнес становится все более и более глобальным, новые кадры все чаще удалены от вас, и задушевный разговор с подчиненным становится рудиментом. Рабочие группы формируются в мессенджерах за пять минут, и эти инструменты требуют новой этики, нового языка и нового подхода к мотивации.

Качества коуча-стратега — особую роль они играют для инновационных команд. Исторически компании строились по принципу Lego: корпоративные кирпичики дополняли друг друга, новые работники компенсировали имеющийся дефицит компетенций. Даже Стив Джобс повторял фразу «Мы нанимаем умных людей не для того, чтобы говорить им, что делать» — сегодняшние подходы к развитию команд уже не селективные, а развивающие. Лидер будущего должен уметь не компенсировать недостатки команды за счет разных участников, а развивать лучшее в каждом.

Открытость и умение ее культивировать на уровне корпоративной культуры. Пожалуй, главный признак эпохи — информационная прозрачность. На уровне России мы видим это в таких компаниях, как Dodo Brands, на уровне всего мира — на примерах Tesla, SpaceX и большинства лидеров Кремниевой долины. Твиттер СЕО стал нормой, большинство корпоративных проектов развиваются под пристальным вниманием общественности. Ярче всего этот тезис доказывает сама технология open source: не просто ваши планы, а сам ваш продукт становится общедоступным. Это все больше относится и к патентам, и к инфраструктурным решениям. Аутсорсинг тоже предполагает открытость, как с контрагентами, так и с потребителями.

Умение жить в парадоксальной парадигме, омниканальность восприятия. Исторически сложившаяся управленческая система — вертикальная: снизу вверх идут сигналы и информация, от руководства возвращаются команды. Символ такого процесса — папочка с клиппингом от пресс-службы внутри. Теперь подобный процесс — история. Новая реальность такова: новости врываются в ваш смартфон с постами телеграм-каналов, сообщениями от партнеров и акционеров, конкурент может тегнуть вас в соцсетях, сообщая о запуске нового продукта. Современный лидер должен уметь воспринимать и обрабатывать информационные потоки, которые децентрализовались не только на уровне сотрудников. Система обмена данными вида «‎многие ко многим» теперь окружает и вас.‎

Обучение и переобучение как постоянный процесс, а не этапной работы. Человек XXI века в среднем сменит за свою жизнь шесть видов занятий или профессий, этот тезис не должен пугать и вас. Современный лидер — технолог, социолог, маркетолог, специалист по развитию человеческих ресурсов, немного блогер и, конечно, все еще финансист и администратор. Через полгода ваш корпоративный секретарь будет заменен чат-ботом, дальше RPA-технологии потребуют от вас погружения в AR-среду. 

Цифровая эпоха дала нам новый тип бизнесов, сила которых не в стоимости физических активов или запасах запчастей на складе, а в инновационности решений, гибкости в вопросах маркетинга, готовности к изменениям. Биржевые рейтинги показывают это максимально четко: абсолютное большинство компаний с капитализацией более триллиона долларов — представители IT-сектора. Это Apple, Microsoft, Amazon, Alphabet.

Тренды ближайшего будущего приведут к тому, что бизнесы еще в большей степени будут сконцентрированы на главном — потребителе, человеке как таковом. Не на товаре и производственном процессе, а на кастомизации предлагаемых решений, гибкости, персонализации и умении донести свое предложение, таким образом выигрывая в конкурентной борьбе.

Источник: Журнал Стимул
Вы успешно подписались!
Будьте в курсе!
Подписываясь на ньюслеттер проекта, вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения