Трансферы инноваций - Медиацентр
Телефон:
Адрес:
123112, г. Москва, Пресненская наб., д. 8 стр. 1
Поиск по сайту
24 мая 2021

Трансферы инноваций

На платформе по развитию корпоративных инноваций GenerationS сотни сильных проектов ежегодно предлагают интересные технологии для ТЭКа. В последние годы цифровая революция серьезно сместила тематические приоритеты инноваций: 70% современных стартапов предлагают цифровые решения, и лишь 30% — тяжелые индустриальные.

И все же именно промышленные решения сегодня востребованы как никогда. Об этом в рамках «Открытого интервью» рассказала Екатерина Петрова, директор акселератора GenerationS.

— Среди ваших партнеров, с которыми вы сотрудничаете как акселератор, — крупные отраслевые компании. В каких направлениях вы работаете по их запросу?

— GenerationS — это уже не просто акселератор, а многоотраслевая платформа по развитию инноваций, к которой направлены разные бизнесы. В 2017 году было выделено отдельное направление по энергетике, где мы активно искали отраслевые стартапы ранних стадий. Их мы выращивали и пытались упаковывать эти проекты в более долгую перспективу работы с крупными корпорациями. Были и проекты на более взрослых стадиях. Учитывая, что у российских госкорпораций есть программы инновационного развития, необходимо внедрять эти проекты.

Сейчас нам близки промышленность и энергетика. Здесь мы ушли от сбора больших «воронок», сейчас больше работаем под конкретных клиентов.

— Вы в 2019 году делали акселератор для международной энергетической компании Enel, как вы оцениваете результаты?

— Да, в энергетике у нас есть кейс итальянской компании Enel, которая работает с разными экосистемами за рубежом и в России. У них стояла задача по поиску российских технологий, которые они в перспективе могут внедрить в Италии. Наша задача состояла в том, чтобы сделать анализ российского рынка технологий, изучить, в какой стадии они находятся, в каких регионах сосредоточены. И предложить те или иные стартапы под различные бизнес-линии компании.

Этот проект длился больше полугода, мы собрали больше 180 стартапов — в основном из России и Казахстана, частично из Финляндии, Армении, США. В итоге около 10 проектов соответствовали всем заявленным требованиям и были представлены заказчику в виде питч-сессий.

Прошло уже больше года, и можно сказать, что, несмотря на то что проектов было много, только два из них дошли до финальной стадии и заключили соглашения с компанией Enel.

Сейчас проводятся первые пилотные испытания, по итогам которых один стартап докажет свою экономическую целесообразность к внедрению в контур компании, он будет далее выходить на сотрудничество.

Один проект уже пилотируется совместно со Среднеуральской ГРЭС.

Все компании, которые выходят с инновациями, ставят для себя задачу изучить рынок технологий. Но тенденции таковы, что компании готовы работать со стартапами, пусть это даже потребует времени. И если во время акселерационной программы стартап способен изменить и адаптировать свой бизнес под требования заказчика, то он вый-дет на пилотный контракт.

— Акселератор, по сути, является посредником между стартапами и заказчиками в лице крупных отраслевых компаний. Как вы находите авторов разработок и решений — есть ли какой-то ресурс, куда обращаются молодые разработчики, проводится конкурс, кто может участвовать в этом, и так далее?

— Да, мы являемся неким посредником и даже называем себя инновационными консультантами. Мы помогаем перевести потребность крупного бизнеса в понятный запрос в сторону стартапа и уберечь от того, что стартап исчезнет после приобретения. Эти риски мы прорабатываем, когда начинаем работать с обоими участниками процесса.

На выходе наша задача — с одной стороны, стимулировать количество качественных инновационных решений, которые будут работать на рынке, с другой — помогать бизнесу внедрять новые технологии и становиться более конкурентоспособными с помощью инноваций.

Как строится весь процесс? Компания утверждает стратегию по инновационному развитию и ставит вопрос: где искать стартапы? Их можно найти внутри компании. Это более экономичный способ, поскольку в каждой компании есть сотрудники-рационализаторы, понимающие производственные процессы и возможности для улучшения экономических показателей. Но при этом такие специалисты заняты на основной должности и вовлечь их в процесс поиска инноваций непросто.

Есть и второй путь — идти во внешнюю среду, делать анализ и искать новые решения. В это время корпорация думает, как оптимизировать расходы, и, как правило, выбирают нас, поскольку у нас достаточно внушительное портфолио работы с крупным бизнесом.

Формируется запрос, например, о необходимости решений по Индустрии 4.0, новым производственным технологиям, в каких вузах есть такие разработки, какого уровня? Поскольку заказчикам важно знать, сколько лет им нужно будет развивать этот стартап для внедрения в производство или это будут проекты более высокой стадии, с которыми можно сразу начинать работать.

Мы берем эту заявку в проработку, анализируем региональную карту, уровень решений и начинаем формировать запрос инноваций в рынок, согласовывая его с заказчиком и определяя детали поиска. Далее мы анализируем данные, смотрим патентный ландшафт, уровень проектов и дальше в формате ручного поиска идем в университеты и работаем с нашей базой выпускников.

В итоге остается примерно 100–150 зрелых проектов, которые направляются на экспертизу и далее передаются заказчику.

К нам в акселератор часто приходят проекты на ранних стадиях развития: не у всех есть продажи или даже четкое представление о том, как будет развиваться их проект. Поэтому участие в акселераторах для таких проектов является важным с точки зрения наработки компетенций и формирования стратегии развития. Но бывают и исключения, например в рамках цифрового акселератора СИБУР мы полностью исключили образовательный блок, сфокусировав основное внимание на доработке решений стартапов совместно с функциональными заказчиками компании.

— В связи с тем что идет глобальный спрос на цифровизацию, потребность в «тяжелых» решениях идет на спад или также популярна?

— Здесь тонкий момент. Да, существует глобальный спрос на цифровизацию, но при этом растет спрос на высокотехнологичные проекты, потому что всегда цифровые решения идут в стыке с индустрией. Цифровых проектов больше и они понятнее, но есть и потребность в тяжелых технологиях, иначе спустя время мы можем столкнуться с тем, что промышленность замкнется в контуре тех технологий, которые больше всего развиваются.

Поэтому мы всегда рекомендуем использовать схему «цифровизация плюс промышленность».

— От идеи до внедрения многие проекты могут просто не дойти, чем в этом смысле помогает акселератор?

— Мы всегда заботимся о проектах. Даже когда понимаем, что отдельные стартапы не дойдут до своего заказчика, все равно даем обратную связь. На этапе отсеивания проектов делаем достаточно глубокую экспертизу по всем блокам и критериям, которые были прописаны в заявке, чтобы авторы проекта знали, почему они не были интересны, что нужно доработать в решении и команде, как просчитать блок по экономике. Любой стартапер может с нами связаться и подробно узнать, что необходимо сделать, чтобы попасть в следующий набор.

Кроме того, у нас есть неформальный клуб выпускников, в который попадают стартапы, которые были одобрены, прошли экспертизу и были достаточно сильными, но в какой-то момент получили отказ заказчика. Они остаются в нашей базе, и мы можем вывести эти идеи под отдельные проекты заказчика, даже если не запущена акселерационная программа. Многие компании как раз заинтересованы в том, чтобы точечно рассматривать такие проекты.

— Как вы считаете, будет ли нужна модель акселератора в классическом понимании в будущем или ее нужно будет как-то видоизменять? И правда, что акселератор — это только про поиск стартапов или есть что-то еще?

— Акселератор имеет несколько трактовок в классическом рынке. С одной стороны, это образовательная программа развития. Мы от этого понятия пытаемся уйти, поскольку видим, что образовательные программы уже утомили профессиональную аудиторию. Все акселераторы дают один и тот же контент, и у стартапов нет возможности постоянно учиться, им нужно зарабатывать деньги.

Поэтому в нашем понимании акселератор это программа ускоренного развития, с помощью которой стартап может выйти на клиента и реализовать с ним первый проект как минимум. А как максимум — стать постоянным поставщиком решений. И мы понимаем, что это комплексные партнерские программы с участием нескольких корпораций. У нас есть много примеров наших выпускников, которые начинали в 2014 году, и тогда это была просто поддержка стартапа, а сейчас это известные проекты не только в России, но и за рубежом.

Вы успешно подписались!
Будьте в курсе!
Подписываясь на ньюслеттер проекта, вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения