90% опрошенных компаний планируют активизировать работу со стартапами в 2022 году.
Команда информационного портала для инвесторов и предпринимателей Get-Investor.ru провела исследование российской практики работы корпораций со стартапами. В исследовании приняли участие представители более 40 крупных компаний, у которых есть собственные программы и подразделения по работе со стартапами: корпоративные акселераторы, программы запуска пилотных проектов, корпоративные венчурные студии и так далее. Участники ответили на 25 вопросов анкеты, охватывающих как итоги 2021 года, так и планы на 2022 год.
Информационным партнером исследования выступила платформа по развитию корпоративных инноваций GenerationS, специальным партнером стал Фонд «Московский инновационный кластер».
Наталья Джораева, основатель Get-Investor.ru, эксперт по оценке стартапов: «В течение последних нескольких лет мы наблюдаем устойчивый рост взаимного интереса корпораций и стартапов друг к другу. Российские корпорации видят в работе со стартапами источник внешних инноваций для расширения бизнеса и повышения его эффективности. А стартапам работа с корпорациями помогает выйти на новый уровень как в развитии продукта – за счет экспертизы и обратной связи от корпоративного заказчика, так и в объеме продаж – в случае успешной интеграции.
Мы решили провести исследование российской практики работы корпораций со стартапами, чтобы показать рынку основные тренды в этой сфере и помочь предпринимателям лучше понять, чего от них ждут крупные заказчики. Как попасть на их «радары» и какие могут быть варианты сотрудничества.»
Тренд на рост активности
Все большее число российских корпораций начинают работать со стартапами: 80% опрошенных компаний отмечают, что их уровень активности в этом направлении в 2021 году вырос по сравнению с 2020 годом, при этом около 45% начали системную работу со стартапами именно в 2021 году. Абсолютное большинство компаний работает преимущественно с российскими стартапами.
Востребованные технологии
Технологический приоритет корпораций: продукты и решения на базе AI/ML, FinTech, IoT и Big Data. Они были высоко востребованы в 2021-м и в 2022-м году сохраняются в «топе» наиболее интересных к внедрению технологий. Также сохраняется интерес к решениям на основе предиктивной аналитики, B2B Software, Blockchain и Robotics. Главными «внутренними заказчиками» на инновации в компаниях выступают подразделения, отвечающие за клиентский сервис, R&D, маркетинг и продажи.
Каналы поиска технологий на открытом рынке
Самые популярные каналы для поиска стартапов, которые использует более 90% опрошенных компаний, это отраслевые конференции, нетворкинг, рекомендации коллег и входящие заявки от стартапов. При этом самым эффективным каналом поиска стартапов компании считают скаутов: внешних или корпоративных.
На первом месте по степени важности требований, которые компании предъявляют к стартапам (помимо соответствия внутренним потребностям) стоит наличие MVP – минимально жизнеспособной версии продукта. На втором месте – наличие реальных продаж, как подтверждение работоспособности технологии.
Возможности для стартапов в работе с корпорациями
На вопрос о вариантах сотрудничества, предлагаемых стартапам компаниями, самый популярный ответ – «встроиться в линейку наших продуктов» (82% среди всех опрошенных). На втором месте (73%) – платные «пилоты». 90% компаний, которые практикуют платные пилотные внедрения продуктов, предлагаемых стартапами, готовы выделять финансирование в диапазоне до 10 тыс. долларов на один проект.
Около 45% опрошенных компаний инвестировали напрямую в стартапы в 2021 году, 60% из них провели 1-2 сделки. Около трети из инвестирующих в стартапы компаний делают это малыми чеками – до 100 тысяч долларов, еще четверть – в диапазоне до полумиллиона долларов, и 40% – инвестируют суммы от полумиллиона долларов и выше.
Планы на 2022-й год
Более 90% опрошенных компаний сообщили, что они планируют увеличить свою активность в работе со стартапами в 2022 году. Около половины из них готовы инвестировать и покупать доли в стартапах и почти все планируют в 2022 году продолжать запускать «пилоты». Около трети респондентов заявляют о планах запуска корпоративного фонда или венчурной студии.
С полным текстом исследования можно ознакомиться по ссылке.