Все летит в тартарары: как стартапу выстоять в кризис - Медиацентр
Телефон:
Адрес:
123112, г. Москва, Пресненская наб., д. 8 стр. 1
Поиск по сайту
9 июня 2022

Все летит в тартарары: как стартапу выстоять в кризис

Стартапы первыми попадают под удар в кризис: у его основателей часто не оказывается ни финансовой подушки, и нет достаточного опыта, чтобы его пережить. Как справиться с трудностями, рассказывает Екатерина Петрова, директор GenerationS.

 

В кризис стартап, как и любая другая компания, может столкнуться с целым рядом трудностей. Перечислю основные из них.

  1. Снижение спроса
    Клиенты пересматривают свои потребности, а компании - оптимизируют бюджеты. Возможно, ваша целевая аудитория сузится, а спрос на продукты не будет таким высоким, как вы планировали. По данным НИУ ВШЭ, к примеру, в середине 2020 года, в период пандемии, предприятия малого и среднего бизнеса отмечали падение спроса на продукцию более чем на 70%. Сегодня на фоне ухудшения экономической ситуации спрос падает во многих отраслях, в частности в автобизнесе, страховании, сфере недвижимости. Согласно данным совместного исследования аналитического ресурса "Чек Индекс" и оператора фискальных данных "Платформа ОФД", в апреле 2022 года падение оборотов бизнеса по сравнению с прошлым годом произошло во всех секторах, кроме двух: продажи продуктов в магазине "у дома" и продажи товаров для строительства и дачи. Правда, массового закрытия компаний это пока не вызвало: бизнес затаился.
  2. Сбои в работе сервисов
    Приостановка работы западных сервисов в России, скорее всего, добавила забот вашей ИТ-команде. Эксперты НИУ ВШЭ полагают, что санкции создают угрозу для развития цифровой экономики в России, потому что ни одна из ее основных составляющих - искусственный интеллект, интернет вещей и сети связи 5G - не может развиваться без международного взаимодействия. Государство уже разрешило параллельный импорт, но нужны дальнейшие меры поддержки. Ведь полный переход на отечественное оборудование и ПО невозможен: многих аналогов, способных заместить импортные продукты, в России пока нет. Есть и другая опасность: на волне роста спроса на российское ПО могут появиться десятки компаний, предлагающих или некачественный продукт, или иностранные разработки в новой отечественной "обертке". Поэтому к выбору новых контрагентов и поставщиков надо относиться предельно внимательно.
  3. Срывы договоренностей
    Оговоренные сроки поставок и платежей сдвигаются. Вы можете недополучить оборудование, которое ждете, а ваш инвестор - отказаться от сделки или пересмотреть планы. Поэтому стоит следить за шагами, предпринимаемыми правительством. В частности, в мае ведущие информационные агентства сообщили, что Министерство финансов рассматривает возможность введения особого порядка прекращения сделок без выплаты неустоек и штрафов. Так что потери здесь могут оказаться не такими глобальными, как казалось еще два месяца назад.
  4. Заморозка проектов и планов
    Отмена запланированных мероприятий, корректировка стратегии совместных проектов и уход партнеров с рынка - все это может ухудшить перспективы вашего развития в ближайшие месяцы. Самые яркие примеры последних месяцев - это продажа бизнеса компаниями McDonald's и польским концерном LPP. Партнерам компаний пришлось сначала вовсе заморозить проекты, а потом уже заново выстраивать взаимодействие уже с новыми контрагентами.
  5. Финансовые сложности
    Перестройка планов требует ресурсов, в том числе материальных. Из-за сложностей с переводами денежных средств и других ограничений вы можете столкнуться с серьезными финансовыми проблемами. Не исключено, что не оправдаются и ваши расчеты на инвесторов, которые сейчас кардинально меняют стратегии, приостанавливают или временно замораживают сделки. Прогнозы на ближайшие годы делать сложно, но снижение инвестиционного потока или его переориентация на Китай и страны Азии произойдет почти наверняка, ведь они не присоединились к санкциям в отношении России.
  6. Стресс и непродуктивность
    В стрессовой ситуации каждый участник команды поведет себя по-своему: кто-то мобилизуется, кто-то уйдет в себя, а кто-то запаникует - все это нормально. Но в период адаптации продуктивность всей команды может снизиться.

 

Какие действия помогут удержаться на плаву

  1. Составьте антикризисный план
    В период неопределенности вашей команде нужны ориентиры. Поэтому составьте антикризисный план. Основными его пунктами могут стать: четкое понимание того, продолжает ли развиваться ваша компания в выбранном направлении или переориентируется на новые ниши; наращивание маркетинговой активности и поиска клиентов - в период турбулентности, когда многие ваши конкуренты уйдут с рынка, вы действительно можете расширить клиентскую базу, хотя иногда в это сложно поверить; переориентация маркетинга на активные продажи; сокращение всех возможных непрофильных расходов, расходов на административно-хозяйственную деятельность и т.д. поиск новых партнеров, которые не находятся под санкциями или являются резидентами дружественных России стран, и выстраивание новых цепочек поставок.
  2. Пересмотрите план по доходам и расходам
    От старого бизнес-плана придется отказаться, по крайней мере до конца кризиса. Сократите период планирования до нескольких недель. Можно составить 13-недельный план (три месяца и одна неделя). Эксперты банка "Открытие" советуют также отслеживать, с какими инициативами выступает Правительство РФ, которое достаточно быстро реагирует на ограничения в экономике и предлагает меры поддержки бизнеса. По возможности создайте финансовую подушку безопасности. Если вы сейчас захотите взять кредит, то банк будет принимать решение о его выдаче дольше, чем обычно. При этом ставка может оказаться выше, чем вы ожидали. Поэтому хорошо иметь запас финансов хотя бы на два-три месяца. Кроме того, присмотритесь к криптовалютам и возможностям, которые дают они.
  3. Сохраняйте команду
    Сделать это будет непросто: в конце апреля специалисты Института экономики РАН обсудили ситуацию на рынке труда и отметили, что особенно активный отток сейчас идет в отраслях, которые связаны с международным бизнес-сообществом. Вот как стоит действовать: Будьте предельно честны с сотрудниками. Четко обрисуйте им текущую ситуацию и перспективы. Наложите временный мораторий на политические темы. При этом не путайте мораторий с запретом иметь собственную позицию. Не надо увольнять людей с "неправильным мнением", просто попросите всех сотрудников воздержаться от политических тем в офисе. Постарайтесь поддержать специалистов. Конечно, сейчас сотрудники больше всего оценят финансовую поддержку. Например, "Яндекс" в конце февраля объявил о том, что выплатит всем сотрудникам, включая стажеров, материальную компенсацию в размере зарплаты. Если возможности помочь сотрудникам финансово нет, то обратитесь к другим видам мотивации - например, дайте желающим возможность работать удаленно или поручите интересный участок деятельности. Любой шаг навстречу коллективу в условиях кризиса очень важен.
  4. Ищите новые возможности
    Отказ клиентов от сотрудничества, срывы сроков поставок и уход зарубежных сервисов из России могут сильно ударить по вашему бизнесу. Ищите новые источники доходов, например иностранных партнеров из дружественных стран. О расширении сотрудничества с Китаем говорят уже все, но это не единственный вектор. К примеру, на Петербургском международном экономическом форуме, который состоится в июне, готовятся специальные мероприятия для стран Латинской Америки. Вы вполне можете поискать партнеров там. Можно даже сделать пивот, то есть поменять концепцию стартапа. Например, компания Kale, которая была создана для ЗОЖ-консультаций, быстро переориентировалась и теперь специализируется на ментальном здоровье.

 

Где искать поддержку

  1. Бесплатные консультации
    Обратитесь за помощью эксперта (его можно найти здесь и здесь) или в Федеральную корпорацию малого и среднего предпринимательства.
  2. Государственные гранты и субсидии
    Изучите сайты: по поддержке малого и среднего бизнеса; Центробанка, где аккумулированы все возможные программы финансовой поддержки: от систем льготного кредитования до венчурного финансирования; Сбербанка, который составил реестр антикризисных программ. Помните о том, что в кризис лучше не брать кредиты. Если вы привлекаете венчурный капитал, то обратите внимание на азиатские и арабские фонды. Так, в мае на саммите "Россия - Исламский мир: KazanSammit" звучала внушительная цифра: по прогнозам, к концу 2022 года объем инвестиций ОАЭ в российскую экономику достигнет $1 млрд. В Азии можно обратить внимание на фонды из Сингапура и Гонконга.
  3. Налоговые послабления
    Пока наиболее выгодные налоговые условия получила ИT-отрасль. Но даже если ваш бизнес никак не связан с информационными технологиями, вы все равно можете воспользоваться льготами. Так, правительство отменило плановые проверки, в том числе в области валютного законодательства, ввело мораторий на банкротства по инициативе кредитора, компенсирует расходы, связанные с функционированием платежных систем.
  4. Помощь корпораций
    Крупные корпорации из самых разных отраслей продолжают работу с инновационными проектами. К примеру, "Почта России" и Росатом сотрудничают с фондом "Сколково", ММК регулярно организует внутренний акселератор, а у МТС есть MTS StartUp Hub - платформа для развития технологических проектов. "Лента" заявила о намерении продолжить работу со стартапами, а "Уралсиб" - довести начатые пилотные проекты до конца. Список компаний, которые продолжают работать со стартапами, можно найти здесь. В период кризиса многие участники рынка не только выполняют прямые функции, но и помогают стартапам. В этом есть прагматичный расчет: после выхода из него у помощников в копилке будут инновационные проекты.

Источник: pro.rbc.ru
Вы успешно подписались!
Будьте в курсе!
Подписываясь на ньюслеттер проекта, вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения