Международный бизнес в условиях ограничений - Медиацентр
Телефон:
Адрес:
123112, г. Москва, Пресненская наб., д. 8 стр. 1
Поиск по сайту
10 июня 2022

Международный бизнес в условиях ограничений

Как проводить расчёты с партнёрами и налаживать логистические цепочки в условиях санкционного давления.

Новая экономическая реальность заставляет стартапы полностью менять привычные схемы работы. Усложнилась логистика, возникли затруднения в системе международных платежей, некоторые партнёры перестали работать на российском рынке, изменились привычные цепочки поставок.

В этих условиях очень важно получать не только финансовую и юридическую поддержку, но и постоянное информационное сопровождение. Про логистику и расчёты с международными партнёрами в условиях ограничений рассказала директор платформы по развитию корпоративных инноваций GenerationS Екатерина Петрова.

 

Торговля продолжается

Беспрецедентные экономические санкции, с которыми столкнулась Россия, могут создать впечатление, что внешнеэкономическая деятельность замерла. Однако это не так.

Уже приняты некоторые изменения в таможенном законодательстве, которые облегчают экспортно-импортные операции. Например, установлены нулевые пошлины на ввоз почти 500 разновидностей товаров, в том числе пищевое сырьё, медицинскую технику и препараты, ткани, упаковочные материалы и т.д. Сроки переоценки сертификатов соответствия ряда товаров перенесены, как и сроки действия сертификатов.

Но, несмотря на эти меры, многие компании, у которых есть международные партнёры, испытывают «технические сложности» и не могут провести платежи. Что можно порекомендовать им в этом случае?

 

Проанализировать все факторы, которые могут повлиять на непрохождение платежа

К таким факторам относятся: страна контрагента, банк контрагента, валюта платежа (самые большие проблемы сейчас с платежами в долларах, за ними идут евро, с другими национальными валютами затруднение гораздо меньше) и банк обслуживания российской компании. Последний не должен быть под санкциями.

 

Проверять документы

Многие компании столкнулись со следующей проблемой: у них есть заключённый контракт, но поставка импортных товаров по нему затруднена или даже невозможна. Поставщики ссылаются на обстоятельства непреодолимой силы и предлагают расторгнуть договоренности.

Если поставщик не выполняет обязательства, то он должен предъявить доказательства наличия этих самых обстоятельств или подтвердить, что он принял меры для исполнения условий контракта. В противном случае можно настаивать на взыскании штрафа или включении контрагента в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

 

Альтернативные пути

Предположим, был проведён анализ всей цепочки платежей и стало понятно, что быстро изменить её нельзя, а совершить операцию необходимо. Ситуация не безвыходная, есть альтернативные пути.

Вариант 1

Поменять валюту расчётов. Казалось бы, самый простой путь, но, если стоит выбор национальных валют, например, дирхамов, то их курс может оказаться невыгодным.

Вариант 2

Можно отправить деньги через партнёров или через представительство компании, открытое в другой стране. В этом случае надо очень внимательно отнестись к заполнению документов.

Вариант 3

Воспользоваться системами, которые всё ещё позволяют переводить деньги за рубеж. Это платёжные системы «Мир», UnionPay, «Золотая Корона», Contact, Skrill, Unestream. Правда, последние две не дают возможности переводить средства юридическим лицам. Нельзя исключать и вариант использования криптовалюты.

Вариант 4

Можно открыть счёт за пределами России, например, в одной из стран СНГ, и платить с него. Если переводить на него валюту, то действует ограничение в 10 тыс. долларов, а сроки исполнения платежей в валюте могут быть увеличены до 14 дней. Отслеживать исполнение платежа можно с помощью внутрибанковских программ.

Вариант 5

При получении платежей за оказанные услуги или поставленный товар можно оформить операцию не на основную компанию в России, а на филиал, например, в Казахстане. Но здесь есть нюанс: на подобную операцию надо получить разрешение российского Минфина. Или же полученную валютную выручку следует зачислить на транзитный счёт в России для дальнейшей продажи. А если компания-покупатель является поставщиком, можно проводить взаимозачёт экспорта и импорта.

Вариант 6

В России пока ещё остались дочерние структуры иностранных банков. Можно проводить платежи по внешнеэкономической деятельности через них. Так как риски их попадания в санкционные списки минимальны, для многих компаний это оптимальный вариант.

Есть страны, которые не присоединились к международным санкциям в отношении России. Вероятнее всего, в ближайшие годы именно на них стоит переориентировать внешнеэкономическую деятельность, поэтому можно начать уже сейчас. Это Турция, Иран, Китай и страны Азии, которые станут основными партнёрами российского бизнеса в ближайшие годы.

 

Логистика перестраивается

Нельзя не сказать о логистике и новых цепочках поставок. Очень наглядно кризис данного направления демонстрируют цифры, которые предоставляет торговая площадка «РТС-тендер». На ней проходят электронные торги по государственному и муниципальному заказу.

Только за I квартал 2022 года количество госзакупок, которые по тем или иным причинам сорвались, выросло по сравнению с 2021 годом на 54%.

В аналогичной кризисной ситуации оказались и другие компании. Но и здесь необходимы те же шаги, что и с платежами: аудит и выработка альтернативных решений.

 

Аудит

На текущий момент, прежде чем отправить груз из Европы необходимо убедиться, что выполняются сразу два условия: отправитель готов отправить груз и он не находится под санкциями. Если оба условия выполнены, то варианты отправок, которые наилучшим образом отвечают сегодняшним реалиям два – это авиа- и автоперевозки.

Авиационные отправки ограничены, но возможны через Стамбул, Дубай и т.д. А вот для автотранспортировки сегодня можно привлекать перевозчиков на европейских номерах без транзита через Белоруссию. Или же осуществлять в этой стране перегрузку или перецепку груза.

В качестве альтернативного варианта эксперты советуют привлекать специализированные транспортно-логистические компании, желательно средних размеров.

Источник: retail-loyalty.org
Вы успешно подписались!
Будьте в курсе!
Подписываясь на ньюслеттер проекта, вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения