Далеко не все стартапы преследуют исключительно коммерческие цели. Такие проекты получили название импакт-стартапов (также их называют социальными или impact-driven, от англ. impact — влиять на что-либо). Они, конечно, ориентированы на рынок, но главное — решают важные экологические и/или социальные проблемы. И привлекают инвестиции: в 1Q2022 impact-стартапы по всему миру получили $12.9 млрд (это 8% всего венчурного рынка), а число единорогов среди них увеличилось до 179. Рассказываем, какие решения в тренде, чем занимаются импакт-стартапы, и почему инвесторы готовы в них вкладываться, а крупные компании — сотрудничать.
Модель некоммерческих организаций, которые не ориентируются на прибыль и направлены на масштабные социальные изменения (НКО), существует довольно давно. Независимо от трансформаций, основные принципы их финансирования не меняются. Так или иначе все НКО финансируются из трех основных источников: пожертвований физ- и юрлиц, собственных накоплений организаторов НКО, а также различных государственных грантов. Несмотря на определенную эффективность сегодня, такая модель начинает немного устаревать в быстро меняющемся мире из-за своей ограниченности и негибкости.
На смену НКО могут прийти импакт-стартапы. Social impact (влияние на общественную среду) можно обозначить как то, что приводит к значительным позитивным изменениям для решения определенной социальной проблемы, будь то загрязнение вод или недоступность образования. В отличие от НКО, импакт-стартапы, за небольшим исключением, являются бизнесом, т.е. все равно стремится окупить свою деятельность, расти и масштабироваться. Они, как и все стартапы, привлекают инвестиции для развития — просто наряду с коммерческой целью имеют и социальную миссию.
Инвестировать в социальный стартап — win-win стратегия. Для инвестора это не только шанс приумножить свои вложения, но и возможность внести вклад в решение социально значимой проблемы.
Мировым лидером по количеству импакт-стартапов являются США и Канада, второе место делят между собой страны Западной Европы и Латинской Америки.
Если говорить о сферах, то больше всего инвестируют в стартапы, разрабатывающие решения в области энергетики, особенно ядерной. Например, за последний год в технологии ядерного синтеза вложили больше, чем за 10 лет. Американский стартап TAE Technologies привлек в общей сложности $1,2 млрд. Его цель — создание реактора для ядерного синтеза (слияния атомных ядер в противовес делению, которое используется в АЭС): такая энергия почти безгранична, безопасна и не имеет радиоактивных отходов, а реакторы могут быть переработаны. Эта технология может решить проблему эко- и энергокризисов.
Для подобных стартапов ежегодно запускаются различные акселерационные программы и премии, позволяющие получить новых клиентов и инвесторов:
Поскольку импакт-стартап представляет собой уникальную модель бизнеса, ориентированную на решение реальных социальных проблем, ему нужны специальные подходящие KPI, которые будет оценивать инвестор.
SI помогает измерить эффективность импакт-стартапа, показывает, какое воздействие/эффект произвела деятельность проекта в определенное время, в определенном месте и на определенную аудиторию. Чтобы измерить конечный Social Impact, нужно также видеть цепочку до него: ресурсы — деятельность – результаты — SROI (метод, объединяющий результаты и ресурсы) — SI (как количественные, так и качественные данные. Например, благодаря стартапу X в городе N снизилось количество выбросов вредных веществ в атмосферу на Y%).