Ассоциации незрячих несколько лет назад объявили тревогу — бесшумный электротранспорт создает постоянную угрозу пешеходам, особенно с ограниченными возможностями. Так возникла необходимость в акустических системах, которые могут сделать электрокары и самокаты заметными. Project-менеджер и R&D-менеджер THOR AVAS, компании-выпускника GenerationS, Тимофей Максименко рассказал «Хайтеку» о развитии AVAS-систем и звуковых пристрастиях россиян.
Команда THOR AVAS существует с 2016 года. Изначально компания занималась созданием фановой системы THOR, которая сегодня продается по всему миру: 70% — за рубежом, 30% — в России.
После создания аналогичного продукта для электрокаров возникла идея системы, нацеленной, в первую очередь, на безопасность и для установки на массовый продукт. Система AVAS существует с 2020 года.
В 2022 году компания THOR AVAS приняла решение о внедрении своего продукта на рынок микромобильности через установку специализированного ПО.
Стартап THOR AVAS — выпускник платформы по развитию корпоративных инноваций Generation S.
— С чем связана сравнительно высокая аварийность электротранспорта и почему во многих странах этот вид транспорта обязали иметь акустические системы?
— Хороший вопрос, на самом деле. Даже автопроизводители не сразу поняли связь между бесшумностью и аварийностью. Но, в первую очередь, нужно сказать, что любой транспорт аварийный не из-за звука, а из-за очень быстрого разгона. Это касается автомобилей, мотоциклов, мопедов. Если мы говорим про микротранспорт, то тут, конечно, свою роль играет их количество. Особенно в таких крупных городах, как Москва, где присутствует огромное количество шерингов. Изначально власти даже терялись, но сегодня уже появляется какое-то регулирование их деятельности.
Что касается звука, то здесь все просто: пешеход, когда идет, просто не слышит, что к нему что-то приближается сзади. Настолько это бесшумный вид транспорта, особенно если мы говорим про микротранспорт. Мы проводили большие исследования и убедились, что человек способен услышать самокат, движущийся на скорости 25 км/ч (это сегодня максимальная разрешенная скорость для шеринга) меньше чем за секунду. И пилот транспортного средства может не ожидать какого-то маневра от пешехода. В итоге эта ситуация превращается в аварию. И таких кейсов, когда человек куда-то повернул, а в него въехал микротранспорт, множество. Безусловно, определяющую роль тут играет высокая скорость.
Про AVAS-системы изначально вообще никто не думал, напротив, производители были рады, что сделали бесшумные транспортные средства, потому что это минимизирует шумовые загрязнения в городе.
Первыми забили тревогу общества незрячих, которые чисто физически не могут визуально идентифицировать транспортное средство, а в итоге они его еще и не слышат. Если обычный бензиновый автомобиль мы привыкли слышать, у него практически похожие все гармоники, и мы понимаем, что он ускоряется или тормозит, то в случае с электротранспортом мы вообще ничего не слышим, и это может приводить к аварийности.
Количество аварий, связанных с электротранспортом:
Германия: 2 155 + 356 случаев = 2 511 случаев за период январь 2020 — март 2021.
Англия: 460 аварий = 484 человека пострадали и 1 погиб, из них 384 — пользователи электросамокатов. 128 человек получили серьезные ранения и 355 получили легкие ранения — все это за 2020 год.
США: травмы с использованием электронных скутеров, электронных велосипедов и ховербордов подскочили на 70% за последние четыре года. С 2020 года в Нью-Йорке произошло 588 несчастных случаев с электросамокатами, в которых в общей сложности пострадали 538 человек и погибли как минимум 3 пешехода.
— В России где-нибудь введены ограничения и в плане скорости, и в плане звука?
— Да, по скорости вводятся, самый передовой город — это Москва. Но и в других городах Европы уже сейчас вводятся ограничения на максимальную скорость, где-то запрещается вождение электротранспортных средств, например, в парках.
То есть, во-первых, вводится лимит на скорость. Мы заезжаем в какую-то определенную зону, самокат отслеживается по геолокации, он попадает в эту зону, и его скорость резко снижается с 20 до 15 или даже до 5 км/ч.
Что касается звука, то в мировом законодательстве нет каких-либо ограничений для микротранспортных средств. Единственное, что прописано в законах, это ограничения на максимальный уровень шума для всех транспортных средств. В некоторых странах Европы, Японии, Китае и США сейчас с 2017–2019 года действуют требования по минимальному уровню шума для автомобилей. Что касается микротранспортных средств, пока идут только обсуждения.
— Снизится ли количество ДТП, если будут введены такие ограничения для микротранспорта?
— Безусловно, да. В первую очередь, это заметно там, где введен полный запрет на использование микротранспорта. Если мы говорим про ограничение скорости, это тоже видно, потому что пользователю шерингов, например, будет скучно ехать со скоростью 5 км/ч, и он побыстрее уедет с этой зоны. В некоторых странах Европы, если не ошибаюсь, в Норвегии, недавно запретили движение по тротуарам. Но там хорошо развита инфраструктура и микротранспорт может двигаться по дорожкам. И, конечно, это тоже сказывается на аварийности, она падает.
Сказать некую конкретную цифру, насколько сильно это повлияет на аварийность, пока сложно. Но, по первым прикидкам, это приведет к снижению аварийности примерно на 20%.
— И с другими участниками дорожного движения или только с пешеходами?
— В целом. То есть для самоката это пешеходы, велосипедисты и другие самокатчики. Потому что, конечно же, есть некий процент аварийности между двумя самокатами.
Например, в парках, где ввели ограничения, там количество ДТП снизилось на 40–50%. В Москве на ВДНХ уже введены подобные ограничения на максимальную скорость, разумеется, это заметно.
— Но нет ли двойных стандартов: все ругают самокаты, но существуют Tesla, которые тоже ездят бесшумно и их никто не запрещает?
— На самом деле, зависит от страны: в США и в некоторых странах Европы все электрокары и гибридные автомобили, выпускаемые с 2019 года, должны иметь AVAS-систему, функцию, которую запрещено отключать пользователям. То есть пользователь просто не имеет интерфейса для осуществления этого.
— Если говорить о технологии подобных систем, то как бы вы объяснили ее устройство человеку не в теме?
— В первую очередь, необходимо упомянуть требования. Это 138-е правило ООН или 141-е правило, которые в США применяются. Там есть, во-первых, необходимость в определенных третьоктавных полосах, это касается необходимой акустики. Звук должен максимально напоминать обычный ДВС, Но при этом мы можем делать звук, похожий на сайфайный какой-то, вплоть до корабля из «Звездных войн». Тут никак не ограничены.
Наши устройства читают данные с транспортного средства: неважно, с какого, будь то самокат, автобус, что угодно. В первую очередь, это скорость, положение акселератора, то есть ручки или педали газа, затем считывается ускорение, торможение — положение ручки или педали тормоза. В зависимости от этого у нас складывается принцип воспроизведения, который позволяет сделать звук, реально повторяющий то, что делает пользователь. То есть мы газуем, у нас увеличивается частотность. Если тормозим, наоборот, получается гудящий звук, который будет напоминать другому участнику дорожного движения о том, что есть рядом транспортное средство, оно тормозит или, наоборот, в зависимости от типа движения, — ускоряется или просто двигается.
Особенность нашей системы в том, что благодаря принципу с учетом психоакустики любое транспортное средство будет слышно за 5 с на любой скорости. То есть, если оно едет со скоростью 3 км/ч, мы его услышим за 5 с, и точно так же, если оно едет на скорости 300 км/ч, мы тоже услышим его за 5 с.
При этом мы делаем звук максимально тихим, насколько это возможно, чтобы он был при этом еще и заметен. Чтобы, когда в парке едут рядом 30 самокатов, оттуда не хотелось побыстрее убежать.
— А нет в этом некоего обмана ожидания? Человек может установить звук звездолета, а вместо чего-то огромного к пешеходу будет приближаться обычный самокат?
— Понимаю ваш вопрос. Но когда создаем звук, то, в первую очередь, ориентируемся на то, что хотел бы услышать пользователь, то есть насколько это популярно и так далее. Во-вторых, мы рекомендуем использовать для каждого типа транспортного средства свои звуки. То есть какой-то более басистый, тяжелый звук, скорее, ассоциируется с индустриальными, большими машинами. Это может быть шаттл, беспилотник, автобус. А для небольших транспортных средств — самоката, электровелосипеда, микроскутера — подойдет акцент на высокочастотные звуки, которые ассоциируется с более легким транспортным средством.
— Другая сторона медали: шумовое загрязнение в городе. Вроде появилось что-то, что не издает шума, а мы зачем этому устройству его специально создаем? Вокруг и так много машин, а тут еще звуки космолета?
— Важно понимать, что мы должны использовать, во-первых, те частоты, которые у нас максимально свободны с точки зрения звука для того, чтобы их можно было услышать, и делать этот звук с минимальной амплитудой, то есть максимально тихо, насколько это возможно. Одна из основных целей продукта — сделать его акустически экологичным, чтобы мы минимально затрагивали экологию звуковую. Поскольку сегодня действительно уже есть отчеты о том, что птицы улетают из крупных городов как раз из-за шума.
Звук должен быть максимально тихим, но при этом заметным, а того времени, которое дается на регистрацию транспортного средства до его подъезда, хватало пешеходу для того, чтобы он среагировал с минимальными, а лучше вообще отсутствующими для него последствиями.
— Если в городе необходимость наличия звука объясняется безопасностью пешехода, то нужен ли он за городом, на трассе, например?
— На самом деле это неоднозначная проблема. Во-первых, тут необходимо, чтобы устройство считывало окружающую среду. Это можно сделать либо при помощи геолокации, либо при помощи микрофона. То есть мы рассматриваем два варианта. Если мы работаем в сотрудничестве с кем-то, например, с платформой шеринга, мы можем отслеживать локацию. И, естественно, где-то на загородной улице делать звук более тихим. Данный принцип основан на том, что транспортное средство должно звучать немного громче окружающего шума: в мегаполисе он очень громкий, а за городом — напротив. Но в то же время нужно учитывать фактор риска: даже на проселочную дорогу может кто-то выбежать, поэтому лучше перестраховаться и заложить немного безопасности. Это в принципе основано на том, что у нас зависимость слышна, то, как мы слышим, то, как мы реагируем.
— Вы ранее сказали, что в Европе и США все электрокары, выпущенные после 2019 года, должны быть оснащены подобными акустическими системами. Но почему их изначально не было?
— Во-первых, это маркетинг, и речь идет о дополнительных костах. Никто не хочет делать дополнительные истории, за которые надо будет платить. Во-вторых, наоборот, это была мечта — сделать бесшумное транспортное средство. Но, как оказалось, данная фича несет больше опасности. И как раз после того, как об этом заявили ассоциации незрячих, вопрос был поднят на законодательном уровне, после чего в 2017 году был принят первый закон.
— Если говорить про азиатский рынок, то насколько они соблюдают эти правила?
— Не все страны, но Китай и Япония точно соблюдают данные правила об установке акустических систем. Мы в рамках акселератора GPP изучили весь рынок, в том числе Китай. И да, там подобная система требуется на законодательном уровне, но при этом есть такая особенность, что некоторые звуки отличаются по восприятию вследствие культурных особенностей. Например, мы провели опрос по звукам автомобилей, которые нравятся. И «Мерседес Гелендваген» оказался по культурному коду так же близок китайцам, как и русским.
— То есть в России самое приятное, что можно послушать, — это «Гелендваген»?
— Статистика говорит, что да. У нас есть основной продукт, который нацелен на тюнинг — это устройство для дооснащения бензиновых, дизельных и гибридных двигателей. Это такая фановая, мощная, громкая система. Естественно, мы ведем статистику, смотрим, на чем ездят наши клиенты. И, конечно, в основном это что-то связанное с СНГ. Тут любят, конечно, и на спорткаре кататься типа «Феррари», но и «Гелендваген» популярен, видимо, за счет басовитости.
Если говорить о перспективах, то что еще может предложить эта технология в будущем?
— Сейчас мы наблюдаем тренд по зарождению, резкому скачкообразному движению рынка электротранспортных средств. Уже сейчас есть программа 2030–2050, которая в том числе ведет к отказу от производства бензиновых транспортных средств. Об этом говорили и Daimler, и BMW. За счет этого рынок AVAS-систем также будет расти. Причем, скорее всего, расти даже чуть шире, чем рынок электрокаров, за счет того, что в течение ближайших нескольких лет будет указано о необходимости звука для легких транспортных средств.
Несмотря на все попытки людей сделать транспорт будущего совершенно бесшумным, это не удастся по меньшей мере по нескольким причинам, и все они связаны с безопасностью. Поэтому мы надеемся, что при помощи таких проектов, как THOR AVAS, в России и мире появятся гармонично звучащие электродвигатели, способные улучшить не только акустическую экологию городов, но и восприятие всех типов транспорта.