Екатерина Петрова о том, что нужно знать стартапу, прежде чем принять решение идти в акселератор
Как акселераторы могут помочь стартапам в их развитии?
Цель корпоративных акселераторов — представить работающий продукт, в котором нуждается бизнес или целая отрасль. Как правило, стартапы сталкиваются с рядом проблем на всем пути существования: от недостатка ресурсов до дефицита технической базы и отсутствия грамотной упаковки продукта. Решить эти задачи эффективно в относительно короткий срок помогают акселерационные программы через подбор индивидуальных решений с целью ускорения внутренних инициатив и усиления всего проекта. Иными словами, акселераторы нужны компаниям и стартапам, которые хотят роста.
Соответственно, под потребности каждого проекта в рамках акселерации разрабатывается «дорожная карта» по представлению его на рынке и реализации бизнес-задач. Программа может включать такие шаги, как презентация продукта, проведение рекламной компании, предложение данного продукта целевой аудитории, конечная упаковка и другие инструменты, исходя из потребностей проекта. Сам факт, что проект стал участником крупного акселератора, уже хорошо сказывается на последующем поиске партнеров и помогает заработать репутацию. К тому же, в ходе акселерационной программы появляется возможность сильно развить и «прокачать» навык презентации проекта через питчинги на демо-днях, где участники программы встречаются с крупными заказчиками или фондами, представляют им свои идеи и получают обратную связь. Это комплексно помогает взрастить как компанию, так и бизнес-команду.
Таким образом, акселератор дает молодому предпринимателю импульс для рывка, который необходим для выхода продукта на рынок и на потенциальных заказчиков или покупателей.
Как происходит процесс подбора стартапов для участия в акселераторе?
Требования к участию в акселераторах, как правило, прописывает заказчик, исходя из собственных потребностей. Нередко для презентации требуется MVP (Minimum Viable Product) — минимально жизнеспособный продукт, который уже выполняет основную функцию и представлен пользователям, но все еще имеет ряд проблем в технологическом или бизнес процессах. Зачастую критерии отбора указаны на сайте конкретного акселератора, но все же есть ряд не меняющихся требований:
Какие ресурсы и поддержку акселераторы предоставляют участникам программы?
В ходе работы с компаниями акселераторы предлагают множество мер поддержки: от менторства в различных формах до инвестиций от крупнейших фондов, — все зависит от уровня проекта и, конечно, от наработанных в ходе программы навыков.
Как правило, решение большинства задач в рамках акселерационных программ решается через совокупность нескольких инструментов:
Менторство. Команда работает с экспертами из разных областей, которые предоставляют бизнес-консультации. Зачастую к работе в акселераторах также приглашаются успешные предприниматели;
Обучение. Программы акселераторов включают в себя мастер-классы, лекции и воркшопы, где необходимая информация изложена на доступном языке. Это позволяет команде получить знания и контакты, использование которых поможет в развитии бизнеса;
Мероприятия. «Demo Day» — обычно финальная точка работы в акселераторе. В этот день команды представляют свои проекты потенциальным партнерам и инвесторам. Попасть на него могут команды, бизнеса-план которых готов пройти проверку на практике. Создание такого типа акселераторов является лучшим решением для привлечения максимально разнообразных проектов;
Нетворкинг. В программах участвуют команды, которые могут постоянно контактировать с экспертами и инвесторами, обрастая полезными связями. Таким образом формируется сплоченное сообщество с общими интересами;
Инвестиции. Во многих акселераторах инвесторы и инвестиционные фонды, крупные корпорации или эксперты отраслей участвуют в процессе рассмотрения заявок. Иногда сам акселератор может выступать в роли фонда, как в случае с Y Combinator. Инвестиции покрывают расходы команды на протяжении работы. К примеру, их можно вложить в сторонние разработки для подготовки прототипа проекта.
Какие конкретные результаты и достижения стартапы могут ожидать от участия в акселераторе?
Когда мы говорим о результате чего-либо, важно понимать, какая задача ставилась изначально. Разные типы акселераторов решают разные задачи.
Формат подходит не только для предпринимателей, которые уже запустили стартап, но также для тех, у кого есть идея, но они не знают, как подойти к ее реализаци, или не могут найти первое финансирование. Вместо стадии Friends&family можно обратиться за поддержкой в венчурную студию.
Какие вызовы и риски связаны с участием стартапа в акселераторе?
Участие в акселераторе предоставляет стартапу множество преимуществ, но также может сопровождаться определенными рисками. В частности, потерю контроля — в некоторых случаях, акселераторы требуют долю в компании в обмен на финансирование и поддержку. Это может привести к потере влияния у основателей компании; ограничение на развитие — в некоторых случаях, акселераторы устанавливают требования и контролируют процесс развития стартапов, ограничивая свободу их действий. Еще существует такой момент, как конкурентная конфиденциальность. Поскольку в акселераторах могут участвовать несколько компаний со схожими идеями и направлениями, интеллектуальная собственность может оказаться под угрозой, особенно если акселератор не предоставляет достаточную защиту.
Поэтому крайне важно тщательно изучить и проанализировать акселератор и принять взвешенное решение об участии.
Каким образом акселераторы поддерживают стартапы после окончания программы?
Как правило, поддержка со стороны акселератора заканчивается вместе с самой программой. Однако в GenerationS выпускники объединяются в экспертное сообщество уже за рамками программы. Более того, GenerationS продолжает оказывать как PR, так и GR поддержку. Так, например, в рамках ПМЭФ-2023 к участию был привлечен проект «Умникоин», а материалы с успехами проектов систематически выходят в федеральных СМИ.
Также мы формируем полноценную воронку из выпускников, которые очевидно выигрывают на фоне новичков перед заказчиками, потому что уже знают, как продавать продукт успешно.
Какие примеры успеха стартапов, которые прошли акселерацию, можно привести?
Один из ярких проектов GenerationS — Корпоративный акселератор РЖД, который в этом году трансформировался в самостоятельный проект «Транспортный акселератор РЖД» и объединяет ключевых участников всего направления, не только железнодорожного. Это результат эффективной работы акселератора, в рамках которого несколько компаний уже внедрили свои решения в деятельность крупнейшего холдинга РЖД. Например, сервис OVISION позволяет оплачивать счет и проходить на посадку без денег и билета — он идентифицирует лицо пассажира. Уже сейчас такой сервис оплаты внедрен в вагонах-бистро поездов «Сапсан». По этой же технологии работают устройства контроля доступа в административные здания ОАО «РЖД». В скором времени планируется распознавание лиц для допуска в поезда без предъявления билета.
TITAN Power Solution – гибридные системы рекуперации энергии (суперконденсатор + АКБ) для различных режимов работы локомотивов. Мощные и компактные гибридные системы накопления энергии на основе суперконденсаторных накопителей энергии и традиционных аккумуляторных батарей для рекуперации энергии и поддержки тяговых режимов работы. Успешный пилот проекта реализован на Дальневосточной железной дороге.