Директор GenerationS Екатерина Петрова рассказала о роли инноваций в становлении технологического суверенитета страны
Директор платформы по развитию корпоративных инноваций GenerationS Екатерина Петрова рассказала о роли инноваций в становлении технологического суверенитета страны, а также о первом федеральном исследовании «Лучшие практики корпоративных инноваций российского рынка», которое подготовлено при поддержке и участии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации, где инновации определены как движущая сила экономического развития.
Текущие вызовы для России сегодня способствуют ускоренному переходу экономического развития к инновационной модели. Это относится не только к цифровым технологиям, но и к развитию добывающей и традиционной промышленности. Сегодня наблюдается стремительный рост числа компаний с высоким уровнем производства, способных производить принципиально новую продукцию и реализовывать задачи по импортозамещению.
1. Почему корпоративные инновации важны для успеха и развития компании? Какова роль корпоративных инноваций в условиях новых геополитических вызовов?
Скорость и сила экономических и социальных изменений нарастает, а успех и конкурентоспособность новых продуктов и сервисов сегодня напрямую зависит от скорости выхода на рынок и их импортной независимости. В настоящее время инновационная деятельность все чаще является основным резервом для реализации технологического суверенитета, потому что инновации позволяют компаниям быстро реагировать на происходящие изменения и реализовывать стратегические задачи, которые стоят перед компанией и страной в целом.
В условиях прерывания цепочек поставок продуктов, ограничения международных расчетов и разрыва контрактных отношений с контрагентами из-за рубежа инновационная активность внутри страны повышается.
Предприятия, преодолевая эти и другие трудности, начали своими силами вести разработки в области технологических инноваций или привлекать экспертов по их внедрению через акселерационные программы или поиск инновационных стартапов.
Одновременно государством поддерживаются и стимулируются инновационные разработки в вузах, инновационных центрах, технопарках, проекты инициативных команд: технологических проектов становится все больше и больше, в связи с чем шансы на то, чтобы повысить эффективность бизнеса, который является одним из главных субъектов коммерциализации инноваций, только увеличиваются.
2. Ведущие тренды на рынке корпоративных инноваций, которые были выявлены в ходе Исследования? Лучшие практики, существующие сегодня в инновационной деятельности компаний?
Для реализации инновационных задач корпорации используют стратегические документы, закрепляющие цели и направления инновационной деятельности. Как правило, под реализацию стратегии устанавливаются ключевые показатели эффективности на всех уровнях управления организацией.
Если говорить о направлениях инновационного развития компаний, то компании-отраслевые лидеры, как правило, обращают внимание при создании новых продуктов или модернизации существующих на улучшение клиентского сервиса, сокращение расходов производства, импортозамещение критически важного ПО и оборудования.
Особую роль в процессе инновационной деятельности играет процесс цифровизации — компании активно применяют средства автоматизации и искусственный интеллект, VR-технологии, сенсоры, цифровые платформы для реализации задач в рамках указанных направлений.
Однако главный тренд сегодня более общий — переход корпораций на модель работы «открытых инноваций», то есть развитие, оптимизация или масштабирование через привлечение внешних инноваций, которые нацелены на привлечение новых решений, людей и команд с рынка с учетом существующих корпоративных задач. Запрос рынка на внедрение новаторских решений растет каждый день, поэтому GenerationS в этом году провел первое исследование в области корпоративных инноваций «Лучшие практики корпоративных инноваций российского рынка», с помощью которого выявил измеримые результаты инновационной деятельности российских компаний. Представленные в исследовании инструменты и подходы работы лидеров инновационной деятельности могут стать примером для тех, кто только переходит на модель «открытых инноваций».
Каждая из компаний, кто вошел в фокус-группу Исследования, показал высокие результаты по работе с инновациями в критических технологиях и приоритетных направлениях развития науки и техники в Российской Федерации. Так, например, в 2022 году прекратились поставки аэрозоля Салметерол+Флутиказон на российский рынок. ПСК «Фарма» приняли этот вызов и смогли в рекордные сроки увеличить объем выпуска нескольких альтернативных препаратов из Перечня ЖВНЛП, благодаря чему компания стала драйвером роста антиастматических препаратов и препаратов для лечения ХОБЛ в государственном сегменте за 2022 г.
Также нужно отметить среди наиболее значимых инноваций в сфере импортозамещения кейс ПАО «Аэрофлот». В условиях осложнившейся геополитической обстановки и беспрецедентных санкционных ограничений в отношении авиационной отрасли России в 2022 году ПАО «Аэрофлот» реализовал масштабный проект, направленный на выполнение основных задач компании по противодействию санкциям, импортозамещению и созданию цифрового суверенитета: обеспечение авиационной мобильности населения и достижение суверенитета в авиатранспортной сфере; сохранение парка воздушных судов; организация процесса технического обслуживания и ремонта воздушных судов в РФ; импортозамещение критически важного программного обеспечения. За максимально короткое время компания привлекла отечественных поставщиков, расширила связи с контрагентами из дружественных стран и смогла обеспечить бесперебойную работу в условиях беспрецедентного санкционного давления.
3. Какую роль должно играть руководство компании в стимулировании и поддержке инновационной культуры организации?
Внутренняя мотивация лидера инноваций и сотрудников компании является одним из ключевых факторов инновационного развития всей компании. Сегодня руководитель инновационного процесса — это инновационный менеджер, специалист, в обязанности которого входят организация инновационной деятельности, разработка и внедрение инноваций. Он является главным звеном и основной движущей силой любого инновационного процесса в компании. В наше время к руководителю процесса инноваций предъявляются не только общие требования, но и специальные, которые определены характерными особенностями инновационной деятельности. Это всегда опытные руководители, имеющие значительных стаж в сфере инноваций и заметные профессиональные достижения, а, самое главное, заинтересованность в пилотировании и внедрении инноваций.
Для поддержания инновационной активности руководство, как правило, формирует систему поощрений сотрудников, складывающихся как из материальных, так и не материальных мер. Так, сотрудники через обоснование необходимости реализации инновационной идеи могут стать руководителями внедрения своей разработки, а инструменты геймификации, которые также активно используются некоторыми компаниями, формируют «спортивный интерес» к процессу проверки инновационных гипотез и проведению пилотирований.
4. Какие метрики и показатели стоит использовать для эффективности корпоративных инноваций?
По результатам Исследования было выяснено, что корпорации используют довольно разобщенные показатели оценки эффективности инновационной деятельности. Так, например, в качестве ключевых показателей эффективности в корпорациях закреплены сокращение CAPEX на проект от инноваций, количество контрактов, заключенных стартапами с компанией, количество пилотных инициатив, величина затрат на НИОКР, обучение сотрудников по работе с инновациями и др.
На наш взгляд, целесообразно оценивать внедрение инноваций с точки зрения конечных эффектов, выражающихся в количестве лояльных клиентов, объеме выручки от инновационного продукта или размере экономии от внедрения разработки — только в таком случае мы сможем говорить о том, что инновационные решения были внедрены с пользой для бизнеса.
5. Каковы перспективы развития инновационной деятельности компаний в России?
Изменившиеся геополитические условия требуют создания и проведения новой технологической политики нашей страны, нацеленной на достижение технологического суверенитета, обеспеченного собственной интеллектуальной собственностью, собственными кадрами и средствами производства, а также контролем жизненного цикла. В рамках Исследования GenerationS совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации определили ключевые угрозы технологического развития России, которые необходимо нивелировать, а также новые субъекты технологического развития, среди которых особое внимание уделяется малым технологическим компаниям (МТК), ориентированным как на встраивание в производственно-технологические цепочки крупного бизнеса, так и на самостоятельное развертывание серийного производства. Небольшой технологический бизнес является более гибким по сравнению с крупным и может стать основным драйвером в достижении технологического суверенитета. Именно МТК как форма капитализации знаний и идей являются ядром технологического развития России, поскольку с их помощью обеспечивается генерация и проверка наиболее прорывных инновационных разработок, способных оказать положительное влияние на развитие технологий в нашей стране.
Крупные компании в современных условиях продолжат использовать гибридный формат развития инноваций с развитием внутренних инноваций и за счет привлечения внешних стартапов и малых технологических компаний. При этом на новый уровень выходит и вопрос кооперации субъектов инновационной экосистемы — работая совместно с вузами и научно-технологическими центрами, создавая совместные лаборатории, центры пилотирования и экспериментальные площадки, компании смогут быстрее реализовывать свои инновационные стратегии и достигать показатели эффективности, поскольку взаимовыгодное сотрудничество интенсифицирует процесс проверки гипотез и проведения пилотов при непосредственном участии заказчиков, инновационных команд и инфраструктуры, позволяющей проводить технологические разработки.