Проект по генетической диагностике наследственной онкологии YRisk — о чем говорит ваша ДНК - Медиацентр
Телефон:
Адрес:
123112, г. Москва, Пресненская наб., д. 8 стр. 1
Поиск по сайту
27 марта 2019

Проект по генетической диагностике наследственной онкологии YRisk — о чем говорит ваша ДНК

Почему в России сложно продвигать новые методы профилактики рака и как в развитии проекта помог российский акселератор GenerationS.

В США с середины 2000-х годов бурно развивается сегмент генетических тестов. Первопроходец на этом рынке — американская компания 23andMe, разработавшая методику анализа генома с помощью ДНК-микрочипов. Вначале услуги компании были очень дорогие, однако за 12 лет стоимость одного теста удалось снизить почти в 10 раз — до $99. Многие предприниматели после этого сумели повторить успех 23andMe. Сегодня США — один из крупнейших рынков, где продается несколько сотен тысяч тестов в год. Российский сегмент ДНК-тестов пока только зарождается.

Идея

Проект YRisk стартовал в конце 2017 года. Наш продукт — это генетический тест, позволяющий выявить наличие наследственных опухолевых синдромов, и благодаря этому определить риск развития рака. Далее на основе полученных сведений выстроить траекторию своевременной профилактики заболевания.

Создать и развивать проект в области онкологии нас, и еще порядка десяти таких же энтузиастов, подтолкнули успехи американских коллег. У нас не было сомнений, что и в России аналогичные исследования могут стать довольно востребованными.

Команда проекта

В проекте YRisk — четыре человека: трое основателей и специалист по маркетингу и продажам. Я являюсь ядерным физиком, мой коллега — молекулярный биолог. После обучения в университете мы начали работать в области медицинских технологий. Вместе занимались созданием радиоактивных фармацевтических препаратов и внедрением в России зарубежных технологий лечения рака. В течение последних пяти лет я занимаюсь информатикой и анализом данных для генетических тестов. Именно это направление стало самым успешным для меня с финансовой точки зрения.

Барьеры и перспективы

Развитие рынка генетических тестов в области опухолевых предрасположенностей во многом зависит от действий государства. Безусловно руководство страны осознает значимость борьбы с раком: реализуются программы в области онкологии, вкладываются средства в совершенствование лечения и методы диагностики. И это положительный сигнал.

Однако пока мы видим на своем пути и много барьеров. Трудности взаимодействия с медицинской средой — главный из них. В США, например, основная доля продаж генетических тестов реализуется через медицинских представителей. Мы также пытаемся обсудить с врачами и отдельными клиниками возможность информирования о наших продуктах и их дальнейшей реализации, но пока не очень успешно. Единицы из них готовы идти на сотрудничество.

В результате многие пациенты, которые даже заинтересованы в проведении генетического исследования, не делают этого из-за отсутствия подробной информации о продукте, из-за непонимания, недоверия или даже страха.

Несмотря на то, что в США люди в целом более ответственно относятся к своему здоровью, принципиально важно, чтобы пациентов по вопросам диагностики консультировали медицинские работники и предлагали им новейшие технологии. Тогда уровень знания и доверия к диагностическим исследованиям будет совсем иной.

Мы стремимся объяснить представителям медицинского сообщества необходимость назначения генетического теста пациентам из группы риска. То есть, например, людям с семейной историей онкологических заболеваний. Потому что даже если человек заинтересован в диагностике, его нужно поддерживать конкретными медицинскими решениями. И сделать это может и должен только лечащий врач.

О продукте

Проведение генетических тестов рекомендуется проводить людям, которые имеют наследственный фактор в семье. Продукт YRisk основан на методе секвенирования нового поколения — технологии, зародившейся в начале 2000-х годов в результате успешной реализации международного научно-исследовательского проекта по расшифровке генома человека («Геном человека»). Наша диагностика заключается в анализе множества участков в геноме. С помощью специальных алгоритмов мы сравниваем образцы ДНК пациента с базами данных. Далее интерпретируем полученные результаты и определяем, есть ли у человека патогенные варианты в геноме, приводящие к увеличению рисков появления онкологических заболеваний.

Если мы находим предрасположенности к тому или иному виду рака, то пациенту рекомендуются принять превентивные меры: провести ряд дополнительных обследований или провести хирургическую операцию.

YRisk запущен в конце 2017 года. В качестве офиса мы используем один из московских коворкингов, а собственная лаборатория — в Казанском (Приволжском) федеральном университете. Так как процедуру секвенирования мы сразу начали делать в своей лаборатории, то довольно быстро перешли от исследований непосредственно к продажам тестов, и проект постепенно стал приносить прибыль. Хотя сейчас мы, конечно, балансируем на грани самоокупаемости.

Продвижение и монетизация

Мы продаем около 100 генетических тестов в год и в будущем планируем существенно повысить эти показатели. Наша цель — в течение нескольких лет выйти на объемы продаж в несколько тысяч тестов. В 2018 году проект YRisk попал в акселератор Российской венчурной компании GenerationS, где мы нашли инвестора — венчурный фонд Самарской области YellowRockets, от которого получили инвестиции в размере 2 млн рублей. Эти средства пойдут на привлечение новых клиентов и расширение числа партнеров среди врачей и негосударственных медицинских организаций.

Сейчас наш основной способ продаж — это сотрудничество с небольшими частными клиниками и диагностическими лабораториями. В акселераторе РВК нам посоветовали регулярно проверять, насколько эффективны разные канал продаж. Мы были уверены в том, что нужно работать с небольшими частными клиниками, потому что у них наиболее лояльная и платежеспособная аудитория. Но в рамках работы в акселераторе мы подвергли сомнению эту гипотезу и выяснили, что лишь немногие врачи этих клиник могут грамотно рассказать о нашем продукте. В связи с этим часть инвестиций YellowRockets было решено направить на образовательные программы для врачей и пациентов.

Источник: vc.ru
Вы успешно подписались!
Будьте в курсе!
Подписываясь на ньюслеттер проекта, вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения