Виртуальная фабрика: как мы придумали VR для промышленности - Медиацентр
Телефон:
Адрес:
123112, г. Москва, Пресненская наб., д. 8 стр. 1
Поиск по сайту
24 апреля 2019

Виртуальная фабрика: как мы придумали VR для промышленности

VR Concept — российское приложение виртуального прототипирования для коллективной работы с трехмерными моделями в виртуальной реальности.

Позволяет значительно снизить количество и стоимость ошибок, сократить до 15-30% сроки разработки продукта и повышает эффективность обучения персонала работе на сложных производствах. Проект сделан полностью на собственном графическом движке.

Продукт

Работает это следующим образом: пользователь загружает 3D-модель создаваемого изделия, а приложение воссоздает его в реальном масштабе в виртуальной среде. В одной сессии могут участвовать порядка 10–20 людей одновременно, в том числе удаленно. При этом все участники видят друг друга, словно собрались в одной комнате, и могут рассматривать, взаимодействовать или разбирать виртуальный прототип создаваемого изделия прямо во время сессии. Приложение готово к применению сразу без необходимости в сложной интеграции, благодаря простому пользовательскому интерфейсу, и не требует навыков программирования.

Идея

До VR Concept мы работали в крупной компании, оказывающей услуги по интеграции решений виртуальной реальности в промышленности — VE Group. В своих проектах компания использовала зарубежное ПО, которое не полностью удовлетворяло потребности заказчиков.

И мы подумали — а почему бы не создать собственное программное обеспечение? Так родилась идея стартапа. При этом на старте мы сразу ориентировались не только на российский, но и мировой рынок. Мы уверены, что сможем составить конкуренцию западным аналогам, так как учли слабые стороны зарубежных коллег и в своем продукте постарались их избежать.

Команда

Над проектом VR Concept сейчас работают 16 специалистов. Бо́льшая часть — это разработчики: программисты, инженеры, тестировщики. Также в нашей команде есть несколько маркетологов. В основном все сотрудники — выпускники технических вузов. Мы познакомились 10 лет назад, и, хотя и работали в разных компаниях, у нас были совместные проекты, и мы так или иначе сотрудничали друг с другом. За это время мы успели хорошо узнать друг друга.

Рынок

VR Concept используют компании в сфере промышленности (машиностроение, строительство и др.) и технические образовательные учреждения: вузы, школы, кванториумы. Последние на базе VR Concept создают классы VR для подготовки будущих инженеров и конструкторов.

Компании используют наше приложение для ускорения разработки продукта, совещаний и обеспечения безопасности на производстве, так как в виртуальной среде можно совершать любые манипуляции без риска для жизни человека и материальных затрат на создание прототипа: моделировать различные ситуации, проводить эргономические тесты. Организации также обращаются к нам с целью апробировать технологию и наработать у себя соответствующую компетенцию.

Сейчас мы гораздо активнее стали взаимодействовать с образовательными организациями – это гибкая и открытая к новым технологиям сфера. Программа развития цифровой экономики, в рамках которой вузам нужно готовить «кадры будущего», способствует внедрению технологий виртуальной реальности в образовательный процесс.

Сложности, с которыми мы столкнулись

Несмотря на то, что рынок VR не новый — ему уже более 30 лет — общество и бизнес в целом еще не до готовы к активному внедрению технологии. И это, пожалуй, главный барьер. Как писал американский социолог Эверетт Роджерс, через путь «принятия» проходит любая технология: «сначала ее берут на вооружение первопроходцы, а уже потом осваивает большинство», — отмечал он. В нашем случае первопроходцы –представители бизнеса и образования.

Несмотря на то, что в СМИ часто пишут о построении в России так называемых «умных» фабрик и «индустрии 4.0», пока не многие компании используют технологии виртуальной реальности в своем бизнесе. Часто в коммуникациях с ними мы сталкиваемся с непониманием необходимости применения VR (virtual reality). А ведь эта технология может стать основой для промышленности будущего. В 2018 году мы приняли участие в акселераторе Российской венчурной компании — GenerationS, где познакомились с индустриальными игроками, которые были заинтересованы в использовании VR технологий в своем бизнесе, и приобрели в их лице новых партнеров.

Почему же VR-технологии используют не столь активно?

Во-первых, виртуальная реальность вносит человека в непривычную ситуацию и влияет на вестибулярный аппарат. Человек при первом погружении может почувствовать дискомфорт. Но если он воспользуется качественным программным обеспечением и будет регулярно тестировать VR, то неприятные ощущения достаточно быстро уходят. Это такая же тренировка, как ходьба на лыжах.

Во-вторых, учеными не до конца изучено, насколько виртуальные технологии безопасны для здоровья человека. Например, детям до 14 лет на данный момент запрещается ее применять. В этом возрасте идет формирование нейронных связей головного мозга, и есть мнение, что виртуальная реальность может отрицательно повлиять на развитие когнитивных функций.

В-третьих, дефицит финансирования отрасли VR. Требуются инвестиции для масштабирования и выхода на новые рынки. Не так много людей готовы вкладываться в стартапы, работающие на слабо прогнозируемом рынке. Даже несмотря на то что компания приносит прибыль.

И все же мы надеемся, что в ближайшие пять лет отношение общества и бизнеса к VR изменится. Некачественные продукты будут вытеснены, люди привыкнут к технологии, и рынок станет массовым. Уже в прошлом году международная исследовательская компания Gartner признала VR «зрелой» технологией. И это важный этап.

Еще 5-7 лет назад программное обеспечение и VR-устройства были не совершенно и очень редко обновлялись. Сейчас ситуация другая. Такие гиганты как HTC, Oculus VR, Samsung, Sony чуть ли не каждый месяц анонсируют новые VR-шлемы. С каждым релизом повышается качество и удобство использования продуктов, а цена снижается.

Монетизация

Наша бизнес-модель построена по подписке на использование VR Concept на год, месяц или другой срок. Основные продажи реализуются через партнеров — интеграторов, реселлеров, дистрибьюторов, которые продают и устанавливают VR-оборудование, консультируют и обучают клиентов.

Мы работаем как с крупными промышленными компаниями и государственными заказчиками, так и с университетами, детскими технопарками, инжиниринговыми организациями и др.

Продвижение

Основные методы продвижения нашего продукта: отраслевые конференции, выставки, семинары, питч-сессии, акселераторы.

Например, в прошлом году мы участвовали в GenerationS, где познакомились с представителями Объединенной авиастроительной корпорации, ОДК «Сатурн», Ростеха, Объединенной судостроительной корпорации, а также стартапами смежной тематики и экспертами. Мы активно сотрудничаем с ними и в настоящее время.

Также в рамках акселерационной программы GenerationS мы изучали вопросы построение бизнес-модели, обучались навыкам публичных выступлений перед инвесторами. В результате мы вошли в финал акселератора, заняли третье место и получили 3 млн рублей. На тот момент эта сумма была для нас существенной, и мы полностью вложили её в дальнейшее продвижение проекта.

Также используем инструменты контент-маркетинга — пишем колонки, пресс-релизы, участвуем в интервью, готовим экспертные комментарии для СМИ. В последнее время все активнее работаем с социальными сетями: ведем Facebook, YouTube-канал и др.

Но самый эффективный канал для продвижения нашего бизнеса — это личные встречи. Безусловно, интернет позволяет продвигать бренд и привлекать к себе внимание. Но без личных встреч практически невозможно продавать сложные технологические продукты. Потому что очень важно демонстировать наше решение в реальной жизни и объяснять, как оно работает.

Планы

Выход на европейский рынок. Есть первые продажи в промышленности Европы. Далее наша команда планирует развивать продажи в США и странах Азиатско-Тихоокеанского региона.

Что касается работы над продуктом, то мы планируем выходить на рынок мобильных устройств виртуальной и дополненной реальности и выпустить облачное SaaS решение, чтобы сделать VR Concept более доступным для широкой аудитории.

Источник: Vc.ru
Вы успешно подписались!
Будьте в курсе!
Подписываясь на ньюслеттер проекта, вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения