Екатерина Петрова: Роль женщины в инновационном бизнесе - Медиацентр
Телефон:
Адрес:
123112, г. Москва, Пресненская наб., д. 8 стр. 1
Поиск по сайту
6 мая 2020

Екатерина Петрова: Роль женщины в инновационном бизнесе

Даже в 2020 году женщины во главе инновационных компаний и технологичных стартапов — это скорее исключение из правил, чем закономерность. Почему так происходит, и что поможет «слабому» полу отстоять свое право на участие в перспективных проектах?

С каждым годом все больше зарубежных и российских компаний открывают собственные инновационные хабы, лаборатории и R&D центры, внедряют передовые решения и тестируют технологии самых перспективных и конкурентоспособных стартапов. Количество запущенных пилотов используют в качестве KPI у многих компаний, а подход «открытых инноваций» фигурирует почти в каждом бизнес-плане крупных отраслевых игроков.

Второе мировое веяние, которое сейчас находится на пике популярности — «women empowerment» — расширение прав и возможностей женщин. Эта тема проходит красной нитью через самые знаковые мероприятия и затрагивает почти все сферы жизни.

По данным отчета Международной Организации Труда (International Labor Organization) по состоянию на 1 марта 2020 года в инновационной индустрии работает всего 16,1% женщин. Если взять бизнес в целом, то показатель соотношения мужчин и женщин также не сильно поменяется.


Удивительно, но в XXI веке мир по-прежнему сталкивается с проблемой гендерного неравенства, даже в тех отраслях, где его быть не должно. Говоря про инновации, особенно интересно посмотреть, почему в таком прогрессивном направлении прослеживается, порой, такая весьма непрогрессивная тенденция.

На заседании Комитета по развитию и интеллектуальной собственности (КРИС) в сентябре 2019 года Генеральная Ассамблея ВОИС признала, что в мире необходимо:

  • создать возможности для достижения гендерного равенства;
  • расширить права женщин, которые занимаются инновационной и творческой деятельностью;
  • интегрировать гендерный аспект в политику в области интеллектуальной собственности и продвижения инклюзивной и доступной для всех системы (чтобы сократить гендерный разрыв и расширить участие женщин и девушек в поиске инновационных решений серьезных проблем, которые стоят перед человечеством).

Комитет по развитию и интеллектуальной собственности также в своем отчете подчеркнул, что по имеющимся у ВОИС данным, женщины как никогда ранее активно используют международную патентную систему, хотя до гендерного паритета еще далеко.

На лицо заметна, хоть и не быстрая, но все же, динамика в положительную сторону. Однако, несмотря на определенные положительные сигналы, для достижения гендерного равенства нужно сделать еще очень и очень много. В отчете инновационного агентства Innovations UK отмечается, что 1/3 опрошенных женщин испытали сложности в становлении своей карьеры именно из-за своего пола.

Неравенство в начале карьерного пути

На самом деле, проблемы гендерного неравенства, как правило, начинаются с университета. Статистика показывает, что большинство женщин-предпринимателей закончили именно технические университеты. Однако, если взять технический ВУЗ, то во время студенчества большинство девушек сталкивается с весьма неоднозначным отношением со стороны некоторых преподавателей. Это заставляет студенток сомневаться в себе, думая, что шансы сдать экзамен на «отлично» у них гораздо ниже, чем у мужчин.

В сознании некоторых преподавателей технических университетов еще бытует мнение, что технические специальности — это априори больше для мужчин. Например, мне и моим сокурсницам никогда не удавалось сдать некоторые экзамены на «отлично» с первого раза, мы всегда получали оценку «хорошо». Но мы не отчаивались и шли на пересдачу, ведь очень хотелось показать преподавателям, что девушки тоже способны не хуже мужчин осваивать технические специальности.

Удивительно, но именно такое отношение и помогает многим девушкам сформировать свой характер и мотивирует их еще больше вникнуть в процессы и разобраться в сложных дисциплинах, доказав себе и окружающим, что дело тут совсем не в разнице полов. К слову, стоит заметить, что именно такие амбициозные личности и становятся в будущем предпринимателями и руководителями. К техническим навыкам очень органично добавляется структурированность, внимание к деталям и любовь к визуальной эстетике — те качества, которые так свойственны женскому полу.

Ситуация в России

Если говорить об инновациях и соотношении полов, то статистика в России претерпевает весьма положительные изменения. Еще два года назад участниками акселерационных программ было порядка 30% девушек — основателей стартапов и 70% — мужчин. Сейчас мы наблюдаем рост женского предпринимательства: в нашей стране запускается множество программ по поддержке, создаются сообщества, которые вносят свой вклад в развитие данного направления. Поэтому, в 2020 году есть вероятность, что показатель достигнет соотношения 50% на 50%. Такие изменения говорят о том, что инновационная деятельность в России движется в правильном направлении, и идет в ногу со многими прогрессивными в этом отношении странами.

Но сказать, что женщинам в бизнесе приходится легко, будет совсем неправильно. Большинство отраслей в России, да и в мире, все-равно формируется мужчинами. Средний уровень менеджмента и топ-менеджеры крупных компаний — также в большинстве своем мужчины.

В нашей стране существует укоренившееся мнение на тему профессиональных компетенций женщины. Верх берут устоявшиеся предрассудки о том, что если ты женщина, то бизнес — это не та сфера, где нужно развиваться и совершенствоваться. Также, присутствует некий скептицизм относительно твоих навыков. Несмотря на прогрессивные течения в мире, в России мы по-прежнему сталкиваемся с такой проблемой. Очень сложно найти золотую середину.

Кроме того, в России, к сожалению, еще остались компании, которые «встречают по одежке». И существует устоявшееся мнение, что если женщина молодая, хорошо выглядит и ухаживает за собой, то значит она недостаточно профессиональна и не имеет необходимых компетенций.

Говоря о Западе, конечно, нельзя не заметить, что он более передовой в данном отношении, там есть больше возможностей для женщин — различных конкурсов, грантовых программ. Да и сама среда располагает к предпринимательству. В России для женщин возможностей для развития, к сожалению, пока недостаточно.

Как отстоять свое право быть у руля

Учитесь ждать. Часто в карьере возникают такие ситуации, когда нужно просто подождать — если ты действительно хочешь достичь успеха, нужно не останавливаться, необходимо продолжать действовать, даже если это будет требовать еще больше времени, чем обычно. Если вокруг есть ряд факторов, которые не дают тебе стать лидером именно сейчас, то иногда нужно отступить на шаг назад, чтобы потом сильнее и быстрее рвануть вперед. Бывает, что вовремя не полученное признание дает тебе еще больший стимул и мотивацию двигаться выше, развивать лидерские качества, решимость, упорство и получить больше опыта в жизни.

Переключайте чужое внимание на свои дела. Изменения отношения к женщинам в инновационном бизнесе происходят только тогда, когда они начинают очень сильно включаться в процесс и демонстрировать тому же топ-менеджменту компании свою структурность в подходе и результаты. Только когда ты показываешь, как ты меняешь внутренние процессы и формируешь среду, тебя начинают воспринимать серьезно. Важно сломать барьер твоего возраста и статуса женщины, и направить восприятие тебя в сторону твоих профессиональных навыков и результатов.

Горите идеей. Желание что-то поменять — вот что должно мотивировать и двигать женщинами, которые основывают стартапы и занимаются бизнесом. Все, как правило, начинается с идеи. И, к сожалению, очень много действительно стоящих концепций так и не воплощаются в жизнь, просто перегорают. Начинать что-то с нуля всегда нелегко, это требует много сил и времени. Но результат достигается лишь тогда, когда твое желание привнести что-то новое настолько велико, что попусту перевешивает все остальные аспекты. В любых сложностях всегда нужно искать для себя точки роста и новые возможности для самосовершенствования.

Станьте частью женских сообществ. Важность формирования женских сообществ нельзя отрицать, ведь помимо бизнеса у женщин может быть множество схожих интересов и точек соприкосновения, где можно найти возможности для развития. Различные отраслевые сообщества помогают женщинам еще больше почувствовать свою принадлежность к той или иной сфере, показать свою экспертизу различных вопросах.

Источник: РБК Pro
Вы успешно подписались!
Будьте в курсе!
Подписываясь на ньюслеттер проекта, вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения