Поиск по сайту
26 Июля 2020

Как изменился российский рынок стартапов за 10 лет

В российской стартап-индустрии доминируют инновационные проекты, причем скорость изменений и внедрения новых технологий последние 10 лет невероятно увеличилась. Но по мнению экспертов многие новаторы не знают как работать или сталкиваются с трудностями при взаимодействии с большим бизнесом. Хорошим подспорьем в продвижении стали корпоративные акселераторы, что подтверждается живыми примерами новых идей, успешно воплощенных в жизнь учениками таких платформ.


Кардинальные перемены — шаг в будущее: отвечает эксперт


Екатерина Петрова
директор корпоративного акселератора GenerationS



Сегодня наш мир выглядит совсем иначе: сейчас даже сложно представить, как мы жили и работали без тулов, приложений и многих других полезных вещей, которые за декаду прочно вошли в нашу жизнь, как повседневную, так и рабочую. Мы привыкли к тому, что скорость с которой движется наше общество по части внедрения новых технологий набирает обороты с каждым годом. Заказ такси через приложение, умные конструкторы еды, онлайн шопинг, VR-игры, цифровые двойники, экологически чистые покрытия, продлевающие срок службы оборудования, инновационные технологии по переработке материалов, экоупаковки — это лишь малая часть того, что появилось у нас за такой сравнительно небольшой, с исторической точки зрения, период.

Безусловно, инновации сделали нашу жизнь намного удобнее, а бизнес-процессы — эффективнее. Самые прорывные идеи и решения пришли именно тогда, когда наше общество и мир нуждались в них больше всего. Даже сейчас в период пандемии, когда практически все компании перевели своих сотрудников на удаленку, возникло множество полезных сервисов, которые сделали работу в онлайн режиме интересной и продуктивной.

Россия также осуществила большой «инновационный» скачок за 10 лет, оказавшись в 2019 г. на 46 месте ежегодного Глобального Инновационного индекса.


Эксперты оценивали 129 стран по 80 параметрам — от числа заявок на права интеллектуальной собственности и созданных мобильных приложений до расходов на образование и количества научно-технических публикаций. В 2009-2010 гг. Россия занимала 64 место среди 132 стран, принимавших участие в рейтинге. Сегодня у нас открывается все больше технопарков, центров и лабораторий, которые способствуют развитию инновационной экосистемы и оказывают поддержку начинающим стартапам. На 2020 г. в России свыше 100 действующих акселераторов и более 250 бизнес-инкубаторов.


Источник: freepik.com/rawpixel-com

Кстати, рынок корпоративных акселераторов также существенно поменялся за декаду. Еще 10 лет назад в мире их существовало всего несколько, некоторые ведут свою деятельность по сей день. Самым первым принято считать Y Combinator, он основан в 2005 г., берет начало из кембриджского университета, позже перебрался в Кремниевую Долину. Потом возникли такие известные международные платформы как TechStars (2006 г.), Seedcamp (2007 г.), Startupbootcamp (2010 г.). В России GenerationS образован 7 лет назад, в 2018 г. завоевал звание лучшего корпоративного акселератора Европы по версии Corporate Startup Summit.

Когда мы говорим об отраслях, где инновации находят применение больше всего, то сейчас, пожалуй, сложно назвать те, где бы не внедрялись новые технологии. Осознание такой необходимости пришло не сразу — постепенно энергетика, медицина, транспортная отрасль, FMCG сектор, металлургическая промышленность и другие сферы экономики приходили к тому, что без технологий компаниям просто не выйти на конкурентный уровень. Чтобы быть впереди и стать своего рода benchmark для других, ты просто обязан «подружиться» с инновациями.

С какими трудностями столкнулись: мнение директора по исследованиям

Антон Борисюк, старший директор по исследованиям, PepsiCo

Мы живем во времена очень быстрых перемен. 10 лет назад большинство FMCG компаний не задумывались о необходимости цифровой трансформации. Но потом технологии ворвались во все сферы жизни, начали менять потребителя. Люди стали выдвигать новые ожидания продуктам, которые они потребляют, и компаниям, с которыми взаимодействуют. На первый план вышли простота работы с сервисами, понятная ценность, высокое качество исполнения. Стали появляться новые конкуренты, например, маркетплейсы. Компаниям пришлось быстро искать пути для развития, отвечать на вопросы, как сократить расходы, улучшить сервис, конкурировать с новыми моделями.

К этому времени, стартапы в России тоже начали набирать обороты. Главными их преимуществами было новаторское мышление, умение привлекать технологии для решения задач, скорость принятия решений, готовность рисковать. Многие компании поняли, что у start-up можно и нужно учиться, понимать, как меняться самим. Кроме того, их привлечение для решения бизнес задач позволило быстрее внедрять новые технологи, используя наработки, экспертизу.

Впрочем, взаимодействие это не всегда простое.

Стартапы иногда не понимают, как их идеи можно применить к крупному бизнесу, а кроме того, им зачастую сложно масштабировать свое решение.


В то же время, компании не всегда готовы менять существующие бизнес-процессы, рисковать. На данный момент FMCG сектор находится в самом начале пути цифровых перемен, лишь пытается научиться эффективно работать со стартап-индустрией.

Сложно предположить, что именно нас ждет дальше. С уверенностью лишь можно говорить, что скорость перемен последние 10 лет увеличивалась, мир продолжит меняться. Скорее всего потребность в эффективном взаимодействии классического предпринимательства и стартапов будет возрастать. Бизнес-модели со временем трансформируются, индустрия станет более гибкой, открытой. А как результат, у потребителя будет возможность получать сервисы, товары, услуги именно такие, как

Взаимодействие с большим бизнесом: рассказывает руководитель РЖД

Алексей Лохматов, руководитель корпоративного акселератора РЖД

Железнодорожный транспорт на протяжении всей истории разрабатывал и внедрял новые технологии на базе своих научно-исследовательских институтов, отраслевых подразделений. Активное взаимодействие с внешними разработками стартовало в 2011 г., когда ОАО «РЖД» начала применять системный подход к работе с инновациями, создав первую Программу инновационного развития ОАО «РЖД».


Фото: поезд инноваций.
Источник: rzd-expo.ru

Раньше, из-за специфики отрасли, организация взаимодействия со стартапами отсутствовала. Но с развитием цифровых платформ, благодаря комплексному подходу к инновациям в ОАО «РЖД» последние 5 лет, компания активно ищет и находит start-up, внедряет их технологии, расширяет инструменты взаимодействия с ними.

Например, с 2019 г. действует корпоративный акселератор ОАО «РЖД». В ближайшее время будет запущен отбор стартапов во вторую акселерационную программу с технологическим фокусом «подвижной состав».

Живые примеры инновационных стартапов


Екатерина Петрова
директор корпоративного акселератора GenerationS



Если взять ключевые направления экономики 10 лет назад и сравнить их с нынешним периодом — то разница будет на лицо. Мы видим, как:

  • многие производственные процессы стали более совершенными благодаря цифровым решениям;
  • цепочки поставок — более прозрачными вследствии применения технологий в области supply chain и big data;
  • энергетическая отрасль движется в «зеленом направлении»;
  • в медицине появляются новые решения и прорывные технологии, кардинально меняющие отрасль;
  • транспортный сектор становится более диджитализированным благодаря инновационным решениям, которые предлагают стартапы.

KUBO Technologies

Владимир Кузнецов, генеральный директор компании KUBO Technologies (выпускник GenerationS)


Очевидным образом, в течение последних 10 лет в мире наблюдается активный процесс перехода на зеленую энергетику, в т. ч. в области электротранспорта, который генерирует большую часть выбросов СО2 и других парниковых газов в атмосферу. Этому переходу способствует активное развитие:

  • микропроцессорной, силовой элементной базы,
  • в области усовершенствования аккумуляторных батарей, их удешевление,
  • инженерных методов проектирования электромеханических систем.

Сопутствующей тенденцией является переход электротранспорта, промышленности на электродвигатели с постоянными магнитами, как более эффективные, менее габаритные. Об этом свидетельствует рост мирового рынка бесколлекторных электродвигателей, который в 2018 г. составлял 34,2 млрд $ и вырастет к 2026 г. до 72 млрд $.

В России процесс электрификации транспорта вероятно начнется со специальной техники, которая исторически была драйвером внедрения тех. инноваций.


Фото: синхронные электродвигатели с магнитами.
Источник: kubotechnologies.com


В последние годы появляются предприятия, которые стремятся занять этот динамично развивающийся рынок. Наша компания KUBO, отечественный производитель электродвигателей для робототехники и мехатроники, который представляет решения в области тяговых электроприводов для наземного и водного транспорта, в их числе. KUBO разработало и производит инновационные электроприводы для последовательных гибридов, полностью электрических транспортных средств.

Уникальность технологии обусловлена новым подходом к расчету, разработке тяговых электрических машин, в основе которого лежит собственная методика, инновационный программный пакет для расчетов, а также точные математические модели.

Высокоэффективные инверторы, сочетающие последние достижения в области адаптивного контроля, микропроцессорной и силовой электроники, делают управление электроприводом простым, энергоэффективным и безопасным.


SKYTRACKING Security


Екатерина Петрова
директор корпоративного акселератора GenerationS



Еще один стартап, участник GenerationS, компания «Скайтрэк» разработала программно-аппаратный комплекс SKYTRACKING Security, который позволяет определять обстоятельства, характеризующие нарушение водителем правил вождения, потерю внимания, концентрации, риски, связанные с дорожной ситуацией, на основе автоматизированного анализа изображений, получаемых с видеокамер, установленных на автомобиле. 

Илья Гоценко, генеральный директор ООО «Скайтрэк» (участник акселератора GenerationS)



SKYTRACKING Security оперирует тремя видами данных:

  1. С видеокамер, установленных фронтально по направлению к водителю и в сторону дороги.
  2. Из диагностической системы транспортного средства (OBD).
  3. Датчиков геолокации (ГЛОНАСС/GPS).

Анализ информации осуществляется непосредственно на борту ТС в режиме реального времени с помощью интеллектуального блока процессинга с предустановленными нейросетями и специализированным ПО. Далее сведения об инцидентах передаются по GSM каналу в облачную среду на сервер для отображения в портале мониторинга. Платформа может осуществлять сбор данных из других источников (датчиков), установленных внутри автомобиля и носимых устройств водителя. 

Инновационность системы заключается в совокупности следующих факторов:

  1. Применение собственных запатентованных алгоритмов на основе глубоких сверточных нейронных сетей, которые в реальном времени осуществляют автоматическое распознавание инцидентов в области безопасности, характеризующих нарушение водителем ПДД, правил вождения, потерю им внимания, концентрации на дороге.
  2. Беспрецедентный объем функциональных возможностей системы в части количества и состава инцидентов, детектируемых как с внутренней камеры (обращенной на водителя), так и с внешней (направленной на дорогу), не имеет аналогов ни в России, ни в мире:

    - отвлечение от дороги;
    - зевание;
    - курение;
    - засыпание;
    - разговор по телефону;
    - отвлечение на употребление напитков;
    - несанкционированный доступ к управлению ТС;
    - препятствие работе системы мониторинга;
    - водитель не пристёгнут ремнём безопасности;
    - фиксация и распознавание дорожных знаков, сигналов светофора;
    - определение пешехода в зоне дорожного полотна;
    - детекция транспорта и вычисление расстояния до него с целью определения критической дистанции.

  3. Уникальная архитектура платформы позволяет производить анализ событий одновременно, непосредственно в автомобиле в едином (с точки зрения конструктива) процессорном блоке с минимальным потреблением мощности процессора, что приводит к снижению стоимости аппаратной части программы для конечных пользователей.

Таким образом, SKYTRACKING Security представляет собой комплексную систему, позволяет осуществлять интеллектуальный анализ событий, детектируемых как в кабине транспорта, так и за его пределами, с целью выявления и предупреждения опасных ситуаций в режиме реального времени, обеспечивает объем функционала и точность работы, существенно превышающие показатели конкурентов в России и за рубежом.

Источник: MMF
Вы успешно подписались!
Будьте в курсе!
Подписываясь на ньюслеттер проекта, вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения