Российским железным дорогам нужны инновации со всей России - Медиацентр
Телефон:
Адрес:
123112, г. Москва, Пресненская наб., д. 8 стр. 1
Поиск по сайту
27 августа 2020

Российским железным дорогам нужны инновации со всей России

В июле был запущен корпоративный акселератор РЖД, который компания запустила совместно с платформой GenerationS от РВК. Новый акселератор ориентирован на поиск инновационных технологий для развития железнодорожной отрасли.

Основной фокус в конкурсе 2020 года направлен на снижение затрат, связанных с процессом эксплуатации и ремонта подвижного состава, а также на повышение безопасности перевозок. До 30 августа стартапы могут подать заявку и предложить свои готовые решения по нескольким основным направлениям: локомотивный комплекс, моторвагонный комплекс, скоростное сообщение и специальный подвижной состав. Директор корпоративного акселератора GenerationS Екатерина Петрова рассказала РЖД-Партнеру о том, какие проекты наиболее востребованы в отрасли сегодня и как проходит отбор участников акселератора в этом году.

– Екатерина, прием заявок начался 24 июля. Сколько участников зарегистрировались на данный момент и какое их число ожидается к окончанию регистрации?

– Поскольку в этом году в фокусе более узкое направление, а количество заявок, которое мы для себя определяем по итогам, зависит именно от фокусов, то мы ожидаем не такой большой приток, как, например, был в других акселераторах с более широкими направлениями поиска. Связано это в первую очередь с тем, что проекты должны быть уже в достаточно зрелой стадии. То есть мы не рассматриваем стартапы в классическом понимании. Это должен быть технологически зрелый проект и у него должен быть продукт, который он готов масштабировать либо прорабатывать в соответствии с задачами функциональных заказчиков из ОАО «РЖД». При работе с заявками очень важно сосредоточиться не на количественном показателе, а на качественном. Со своей стороны, мы проводим индивидуальную работу с каждой заявкой – смотрим, что нужно доработать, в каком ключе лучше преподать проект. Если говорить про прогнозы, то цель акселератора РЖД – это как минимум 150 зрелых проектов.

– Какое из направлений вызывает наибольший интерес у стартапов?

– По всем направлениям идет достаточно большое количество заявок, то есть они в принципе равномерно распределены. Но если говорить про узкий фокус, то самую большую часть воронки у нас занимают проекты, направленные на повышение энергоэффективности и безопасности в процессах эксплуатации подвижного состава. Почему энергоэффективность? Потому что не только РЖД, но и ряд партнеров, которые присоединились к акселератору и будут оценивать идеи, тоже объявили это направление как одно из приоритетных. Хочется особенно отметить, что многие зрелые проекты в энергетической сфере, которые являются выпускниками акселератора GenerationS и у которых уже были пилоты с энергетическими компаниями, в том числе подают заявки, понимая, что внутри акселератора есть заказчик, которому их технология будет интересна.

– Может ли подать заявку участник с проектом футуристического характера – например, аналогом Hyperloop (проект вакуумного поезда)?

– Мы обсуждали этот вариант с коллегами и пришли к выводу, что готовы смотреть на эти проекты, но не как на потенциальных участников акселератора, а больше как на идеи, которые потенциально могут дать РЖД новую инновационную волну для развития своего бизнеса. Поэтому если подобные проекты все же будут подавать заявки, то мы готовы их рассматривать, но сейчас они не заявлены как приоритет внутри направлений работы.

– Что получат победители конкурса?

 – Проекты, которые пройдут в финал, с одной стороны, получат конкретного бизнес-заказчика, который выделит им время на проработку бизнес-кейса, проведение тестовых испытаний с последующим внедрением при условии положительных результатов. То есть потенциально это возможность заключения контракта с РЖД, что позволит проектам в будущем стать поставщиками технологии для компании. Кроме того, у РЖД тоже есть несколько направлений работы с инновационными проектами. И конечно же, финалисты могут заинтересовать и партнеров акселерационной программы. Те проекты, которые будут отобраны, в том числе нашими партнерами, могут напрямую получить контракты с такими компаниями, как группа «Синара», «Трансмашхолдинг», Федеральная пассажирская компания и др.

– То есть имеется определенная вероятность того, что удачный стартап, представленный на акселераторе, будет достаточно быстро применен на практике?

– Да. Команда акселератора РЖД проделала большую работу, чтобы показать рынку успешные кейсы с прошлого акселератора 2019 года. Кейсы четырех таких финалистов уже можно посмотреть на официальном сайте акселератора. Это истории успеха четырех компаний, которые прошли акселератор и сегодня успешно работают с РЖД.

– На сайте акселератора говорится, что участники получат доступ к отраслевой экспертизе от ведущих специалистов отрасли. На что именно будут обращать внимание эксперты?

– В первую очередь мы будем изучать ценностное предложение – то, какой продукт и проект предлагает конкретный стартап. Нам очень важно обратить внимание на то, какую бизнес-задачу они смогут решить с помощью своей технологии в компании. Кроме того, значение имеет и сам способ решения этой задачи. То есть нас интересует эффективность решения. Не менее важна технологичность (насколько он в рынке, насколько он быстрый) и его экономическая выгода. Потому что сейчас многим корпорациям, РЖД в том числе, очень важно видеть экономически целесообразные решения, которые могут оптимизировать их текущие процессы и с помощью которых они могут заработать – если это, например, проект, который решает потенциально новую задачу с точки зрения бизнеса, либо, наоборот, сократить затраты там, где это необходимо.

– Также на сайте есть информация о том, что у стартапов-участников будет возможность получить ускоренный доступ к испытаниям своих проектов. Какие конкретно испытания можно будет провести в рамках этого пункта?

– Испытания будут проходить на базе АО «ВНИИЖТ» – это дочернее общество РЖД, которое является крупнейшим научным центром в области создания инновационных и цифровых решений для железнодорожного транспорта, проведения научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ, а также испытаний элементов железнодорожной инфраструктуры и подвижного состава. Испытательный центр ВНИИЖТ обладает уникальными условиями для проведения испытаний новой и существующей железнодорожной техники. Этот центр обладает всеми необходимыми условиями для проведения испытаний как в области новых технологий, так и для существующей железнодорожной техники. В рамках акселератора проекты могут использовать для своей работы лабораторию, экспериментальное кольцо со скоростью до 140 км/ч, высокоскоростной полигон со скоростью до 250 км/ч и испытание на действующих линиях.

– В каких разработках, на Ваш взгляд, сегодня особенно нуждается РЖД?

– Сейчас однозначно мы обращаем внимание на те направления, которые были определены в фокусе акселератора, – локомотивный комплекс, моторвагонный комплекс, скоростное сообщение и специальный подвижной состав. Потому что это то, что в первую очередь интересно РЖД. С другой стороны, это достаточно крупный холдинг, который включает в себя множество дочерних компаний и бизнес-направлений. У каждого из них есть своя инновационная повестка в части технологий. Но отдельное внимание РЖД уделяет цифровизации – всему, что связано с цифровыми технологиями, с которыми РЖД работает в рамках программы «Цифровая экономика».

Отдельно хотелось бы обратить внимание на то, что мы открыты к активной работе с регионами. У регионов высокий инновационный потенциал и есть много хороших решений. Именно поэтому мы провели целый ряд онлайн-мероприятий в городах с самым высоким инновационным индексом в тесном взаимодействии как с экспертами РЖД, так и представителями местной инновационной экосистемы. Для каждого отдельного региона предварительно проводился анализ технологий, в которых он наиболее силен и которые могут быть потенциально применимы в ключевых направлениях акселератора. Поэтому нас очень интересуют проекты из регионов, которые можно было бы тестировать на региональных железных дорогах, в том числе при участии ВНИИЖТ. Если технология универсальная и решает задачу, то мы стараемся максимально дать понять стартапам, что нужно смело предлагать решение, ведь именно их проект может пройти в финал и в дальнейшем быть масштабирован.

Источник: РЖД-Партнер
Вы успешно подписались!
Будьте в курсе!
Подписываясь на ньюслеттер проекта, вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения