Поиск по сайту
27 Августа 2020

Российским железным дорогам нужны инновации в сфере подвижного состава

В 2020 году РЖД запустили вторую корпоративную акселерационную программу по поиску стартап-проектов для внедрения в свою работу. В настоящее время завершается первый этап проекта – прием заявок. Руководитель корпоративного акселератора РЖД Роман Кошелев рассказал о том, каких разработок железным дорогам сегодня не хватает больше всего и что учитывают эксперты проекта при отборе конкурсантов.

– Роман Юрьевич, как устроена технология отбора проектов на акселератор? По каким критериям определяется потенциальная успешность стартапа?

– Ко всем стартапам у нас одинаковые требования – это молодая команда, которая предлагает достаточно проработанное решение, имеет юридическое лицо. И самое главное – это потенциал команды, когда видно, что они пришли сюда не просто посмотреть, что это такое, а затем, чтобы что-то внедрить и начать сотрудничество с РЖД.

– Как вы определяете, готовы авторы проектов к сотрудничеству или подают заявку только из любопытства?

– С нами работают партнеры – GenerationS, они имеют большой опыт в проведении акселерационных программ. И на этапе премодерации они рассматривают заявки и изучают материалы, которые подал стартап, дают участникам обратную связь, отправляют их заявки на доработку и задают вопросы. Я считаю, что если после этих вопросов команда-участник дорабатывает свой проект и присылает на повторное рассмотрение, какой-то потенциал уже есть. А если команда больше ничего не дорабатывает и на этом все останавливается – это о многом говорит. Далее, когда заявку изучают эксперты (как с точки зрения бизнеса, так и с научно-технической), они учитывают разные факторы, в том числе насколько команда кадрово дополненная. Допустим, у стартапа есть 3 человека, это IT-проект. И у них есть свой IT-специалист, свой ответственный за финансово-экономическую сторону, свой ответственный за общую политику. И этого достаточно с тем решением, которое предлагается, есть потенциал развития. А может быть, в команде и 20 человек, но все – технические специалисты. Тогда это уже звоночек к тому, что конкурсанту надо дать обратную связь и попросить найти новых специалистов.

– По итогам проекта победители получают заключение контракта. А что победа дает участникам в долгосрочной перспективе?

– Надо понимать, что компания «РЖД» – это долгосрочная компания. Если проект, придя к нам, сделает свое предложение – он, во-первых, уже получает обратную связь, поучаствует в тестовых испытаниях. И ему уже скажут: хорошо, что вы нам принесли это, но есть вот такая и вот такая проблематика, над которой нужно поработать. Это один из вариантов долгосрочной перспективы. Второй вариант – команда сможет интегрироваться в какую-то комплексную программу РЖД, которая может идти до 2025 года. В принципе, если стартап интересный, он начнет работать с каким-то одним из подразделений, а если его решение гибкое, то перспективы по масштабированию очень неплохие.

– Чего РЖД ожидают от акселератора-2020?

– Проводя вторую программу, мы тоже развиваемся и сейчас ждем более проработанных решений. Мы сузили фокус. Если в том году был широкий охват и к нам пришло 720 заявок, то в этот раз было решено работать со стартапами более точечно и искать решения, которые можно внедрить максимально быстро. Поэтому мы хотели бы увидеть технически проработанные решения. Мы ждем хорошего потенциала от участников. Чтобы они не опускали руки, если эксперты скажут, что нужно потрудиться и что-то доделать, а шли вперед. Как акселератор, в этом будем им помогать.

– Среди уже поданных заявок есть такие, которые особенно удивили компанию?

– Сложно сказать. WOW-эффект не всегда можно увидеть сразу. Но в то же время, когда начинаешь общаться с командой, знакомить их с функциональным заказчиком, становится ясно, что это действительно интересный проект. Пул заявок пока только начал набираться в хорошем количестве. Есть интересные предложения, которые читаешь и понимаешь, что они действительно затронули какую-то актуальную проблематику. Но их все равно нужно рассмотреть более тщательно, провести экспертизы.

– Если участвовать захочет стартап с более прорывной идеей, например проектом сверхскоростного вакуумного поезда, его будут рассматривать?

– Этот акселератор направлен на максимально быстрое внедрение проектов. Поэтому такие заявки не то чтобы неинтересны – они в данном случае не в приоритете. Мы хотим в рамках проекта видеть оперативный результат, а такие идеи футуристического характера все-таки работают на перспективу. Но акселератор работает гибко. Поэтому если у такой заявки будет потенциал, мы ее все равно покажем экспертам и функциональным заказчикам. И если возникнет интерес к идее, то продолжить сотрудничество можно будет и вне рамок программы.

– Каких разработок, на Ваш взгляд, сегодня не хватает РЖД?

– Если говорить в общем – это цифровые двойники, топливно-энергетические разработки, гибридные установки. Актуальны решения, которые позволяют оптимизировать затраты при ремонте подвижного состава и при его эксплуатации, ресурсосберегающие технологии и альтернативные источники энергии. Также интерес вызывает VR- и AR-обучение.

Источник: РЖД-Партнер
Вы успешно подписались!
Будьте в курсе!
Подписываясь на ньюслеттер проекта, вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения