Женское предпринимательство в период пандемии: международные исследования и вызовы - Медиацентр
Телефон:
Адрес:
123112, г. Москва, Пресненская наб., д. 8 стр. 1
Поиск по сайту
12 октября 2020

Женское предпринимательство в период пандемии: международные исследования и вызовы

Кризис, вызванный пандемией Covid-19, существенно затронул частный бизнес. Последние исследования структур ООН и Всемирного банка показали, что от кризиса женщины-предприниматели пострадали сильнее мужчин: 64% против 52%.

Екатерина Петрова, директор корпоративного акселератора GenerationS от РВК рассуждает об экономическом положении женщин в России в период пандемии.

Екатерина Петрова
Директор корпоративного акселератора GenerationS 


Глобальный взгляд


Пандемия COVID-19 может существенно снизить рост экономических возможностей женщин, тем самым еще больше увеличив гендерный разрыв, который все равно хоть и не в изначальном виде, но сохраняется. Об этом говорится в июньском исследовании Международного торгового центра. Почему пандемия несоразмерно повлияла на экономический статус женщин? Эксперты называют несколько причин.

В первую очередь, число женщин, занятых в социальных секторах, таких как сфера услуг, розничная торговля, туризм и гостиничный бизнес, где требуется личный контакт значительно выше, чем мужчин. Именно эти отрасли наиболее пострадали от введенного режима самоизоляции. Во-вторых, на плечи женщин помимо основной работы ложится также и уход за детьми и большинство домашних хлопот.

Говоря о гендерном вопросе и бизнесе, нельзя не отметить, что в сложившейся ситуации женщины оказались в более уязвимом положении. Даже если брать предпринимательство, то, например, стартапы, основанные мужчинами, с большей вероятностью получат инвестиции от венчурных фондов или бизнес-ангелов. Аналогичная картина при запросах на кредитование или лизинг капитала. Почему? Четкого ответа на этот вопрос пока, к сожалению, нет. Кстати, вовлечение в предпринимательство женщин наравне с мужчинами может дать глобальному ВВП прирост примерно на 3–6%, а мировой экономике — дополнительно от $2,5 трлн до $5 трлн,  подсчитали в 2019 году аналитики международной The Boston Consulting Group.

Когда мы говорим о сроках, задачах и работе, которая должна быть сделана, то гендерный вопрос отходит на второй план. Перед нами сотрудник, неважно мужчина или женщина, который должен показать результат, то же самое касается и руководителей. Если поставленные задачи не выполняются, то определенно точно никто не скажет, что компании следовало назначить руководителем мужчину или женщину, пол не имеет значения. Из своей практики и наблюдений я могу сказать, что многие женщины, с которыми мы так или иначе пересекались по работе, умеют очень грамотно контролировать рабочие процессы, прекрасные управленцы, которых ценит и уважает их команда. Конечно, женщине, порой свойственна эмоциональность, но умение ее «отключать» там, где это необходимо — вот навык, который необходимо обязательно приобрести.


Особый путь и главные вызовы


Россия в целом повторяет мировой тренд. Женщины-предприниматели чаще отмечают негативные последствия для их бизнеса, чем мужчины (90% и 82% соответственно). Об этом говорят  результаты исследования влияния пандемии коронавируса на российский бизнес от НАФИ. Две трети женского бизнеса (68%) — это небольшие организации с численностью штата до 15 человек, занятые в сфере услуг, культуры, спорта и организации мероприятий.

В тоже время, есть и серьезные отличия. Так, доля женщин-руководителей в России в 4,5 раза выше, чем в среднем в мире — об этом говорят результаты  исследования Deloitte, в ходе которого проанализировано 224 100 российских компаний. Такой тренд на лидерство стал возможен благодаря ряду инициатив, направленных на развитие и поддержку женского предпринимательства — от различных комитетов и сообществ, до ассоциаций, форумов и премий. Женский Евразийский форум, Международная премия Stevie Awards, Ассоциация  Diversity and Inclusion, которая организует ежегодный форум «Woman who matters», Cartier Women's Initiative — это лишь малый список активностей, цель которых раскрыть потенциал женского предпринимательства, вдохновить женщин и на примере success stories показать, что пол не должен являться барьером в бизнесе.  Исследования комитета по развитию женского предпринимательства «Опора России» показывают, что индекс женской предпринимательской активности демонстрирует устойчивость на протяжении последних двух лет.

Конечно, все еще бытует мнение, что мужчины — лучшие предприниматели, чем женщины. Я думаю, что в предпринимательстве не должно быть деления на мужчин или женщин: есть идея, есть компания, ты либо хороший руководитель, либо плохой, твоя компания либо взлетит, либо ее постигнет неудача, неважно, мужчина ты или женщина — нужно уходить от гендерных стереотипов, которые все еще присуще нашему обществу. Мы знаем множество успешных мужчин и женщин чей бизнес является примером для многих.

Женщины во всех секторах из разных стран, включая тех, кто вовлечен в предпринимательскую деятельность, с каждым годом получают все больше и больше возможностей. Исследования показывают, что женщины догоняют мужчин в деловом мире, и имеют преимущество в ряде областей становясь более успешными, чем когда-либо. И очень не хочется, чтобы пандемия повлияла на такую положительную динамику, ведь то, что мы имеем сейчас — результат даже не нескольких лет, речь идет о десятилетиях.


Что дальше?


В кризис проблемы у всех предпринимателей схожи, но подход к их решению может кардинально отличаться.  Исследование о разнице в стиле руководства между мужчинами и женщинами показало, что руководители-женщины чаще придерживаются демократических взглядов по сравнению с мужчинами — 72% против 61%. Доля мужчин c авторитарным стилем управления выше, чем доля женщин, независимо от возраста.

Возможно, женщинам легче будет справляться с кризисом в силу определенных навыков —  исследования показывают, что у женщин чаще всего лучше развиты вербальные способности — они могут грамотно и правильно сформулировать мысли, чтобы донести до слушателя информацию. Кстати, именно эти навыки — умение слушать, слышать и точно доносить информацию и помогают женщинам вести успешные переговоры.

Лично мне очень хочется надеяться, что бизнес извлечёт определённые уроки из сложившейся ситуации. А некоторые процессы, которые занимали десятилетия, покажут достигнутый прогресс уже очень скоро. Если вы спросите меня, каким я вижу бизнес через 5 лет, я отвечу — свободным, без каких-либо барьеров, где такое понятия как «гендерное неравенство» просто перестанет существовать.

Источник: VC.ru
Вы успешно подписались!
Будьте в курсе!
Подписываясь на ньюслеттер проекта, вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения