Мы много говорим об искусственном интеллекте и про то, как он может повлиять и улучшить бизнесы многих компаний, про блокчейн и то, как технология за несколько лет вошла в топ самых востребованных на рынке, про квантовые технологии и то, как они смогут изменить наш мир.
Но, чтобы лучше разобраться в каждом из этих наиболее востребованных направлений сегодня, мы решили узнать из первых уст от ведущих экспертов, в чем состоит их суть, инновационная ценность и какое цифровое будущее нас ждет.
В период пандемии Covid-19 весь мир осознал важность и необходимость технологий, пожалуй, больше, чем когда-либо. Именно технологии поддерживали работу многих компаний и помогали людям всегда оставаться на связи. Алия Байюми, старший бизнес-аналитик из международного Венчурного фонда Sequence Ventures считает, что инвестиции в новые технологии, такие как искусственный интеллект, блокчейн и квантовые вычисления, сейчас имеют первостепенное значение, потому что именно они станут, своего рода, инновационным ядром следующих десятилетий. Европейский рынок — один из тех, кто продемонстрировал растущий потенциал в данном направлении, особенно за последние пару лет. Благодаря центрам новейших технологий, ориентированных на прорывные решения, а также быстрорастущим стартапам в различных областях, Россия и весь европейский рынок являются идеальным местом для инвестиций. В Sequnce Ventures уверены, что искусственный интеллект, блокчейн и квантовые вычисления находятся на вершине списка технологий, которые сильно повлияют на технологическую экосистему в будущем.
Несмотря на то, что первый квантовый экзит состоялся еще в 2018 году, когда компания ID Quantique, мировой лидер в области квантово-безопасных криптографических решений, проинвестированная еще в 2013 со стороны QWave Capital, экспериментального сестринского фонда Runa Capital, была приобретена SK Telecom, интерес со стороны венчура к области квантовых технологий только начинает набирать активные обороты.
Согласно нашим оценкам на текущий момент на мировой арене существует порядка 250 стартапов в сфере квантовых технологий на стадиях pre-Seed, Seed, pre-A, Series A/B/C. Из них 45% находятся в Северной Америке, 30% — в Европе , 10% — в Великобритании, 15% — в других регионах, таких как Китай, Чили, Япония, Сингапур, Израиль.
При этом, из-за специфики индустрии, истоки которой исходят из соответствующих университетских лабораторий и R&D центров, и нуждающейся в дорогостоящем редком оборудовании, а также научной специфики команд и относительно доступного грантового финансирования квантовых исследований и разработок — зачастую данные спин-оффы подолгу находятся в невидимой фазе внутри своих лабораторий и не торопятся из нее выходить. С учетом того, что в мире существует порядка 400 лабораторий, занимающихся квантами, и из каждой такой лаборатории в среднем может отпочковаться один спин-офф, можно предположить, сколько квантовых стартапов мы сможем наблюдать через 2-3 года, когда данные, пока еще по большей части лабораторные научные проекты выйдут из невидимой фазы.
Впрочем, далеко не все из существующих игроков на мировой квантовой арене занимаются активным фандрайзингом. Зачастую это связано с весьма неплохой доступностью грантового финансирования со стороны университетских и государственных программ, которого иногда вполне достаточно для финансирования проекта вплоть до стадии pre-prototype.
Quantum computing и quantum technologies являются одним из ключевых инвестиционных фокусов нашего третьего фонда Runa Capital. Мы выделяем такие ключевые поднаправления данного фокуса, как quantum sensors & advanced materials, quantum computing & hardware, quantum software, quantum communication, optical & photonic computing. Как и по другим инвестиционным направлениям фонда, здесь мы также смотрим на стартапы на Series A и B, типичные для нашей инвестиционной стратегии. В виду высокой наукоемкости и продолжительной R&D фазы квантовых стартапов, в рамках данного фокуса мы дополнительно рассматриваем проекты на стадиях Seed и pre-A.
Проводя оценку квантовых стартапов, мы уделяем особое внимание команде, продукту и технологии, а также стратегии выхода на рынок и его готовности к подобным решениям, бизнес-модели и характеру текущей/будущей выручки компании, оцениваем необходимое будущее финансирование и возможность его привлечения командой, ожидаемое время до экзита. Кроме того, поскольку иногда данные стартапы даже на Series A, B и далее продолжают выделять существенные внутренние ресурсы на R&D, мы обращаем внимание, на каком этапе будет осуществлен переход к стадиям pre-prototype, product и revenue-generative. Поэтому для подобных наукоемких стартапов со сложной технологической начинкой и, как следствие, продуктом, очень важно наличие грамотного лидера и бизнес-команды, которые смогут осуществить переход от лабораторного спин-оффа с передовой технологией к продукту и его рыночной реализации с понятной бизнес-моделью.
В тоже время, пока рынок венчурного финансирования квантовых технологий все еще носит скорее “камерный” характер. Число фондов, обладающих необходимой технологической экспертизой и видением траектории развития индустрии невелико, но популярность и внимание к сегменту быстро растут. Впрочем, станет ли мейнстримом инвестирование в quantum computing и quantum technologies со стороны венчурных капиталистов, покажет время
За последние несколько лет блокчейн-индустрия прошла огромный путь, пережив качественную трансформацию. Бум 2017-2018 годов обеспечил сегменту широкий приток капитала и стимулировал предпринимательскую активность, приведя к взрывному росту количества новых компаний в этой области. Последовавший период спада внимания к сегменту и волатильности криптовалютных рынков в 2018-2019 годах протестировал эти компании на устойчивость. Сегодня, когда многие стартапы из этой большой волны дошли до стадий работающих продуктов и бизнес моделей, наконец, можно говорить о первых значимых результатах.
Мы видим прорывы в ключевых прикладных областях, таких как платежи (больше $5 млрд/день — передается ценности с использованием блокчейнов), токенизация активов (80% центральных банков работают над выпуском цифровых аналогов национальных валют), децентрализованные финансы (с $1 млрд до $15 млрд — рост сегмента за 2020 год), первые применения на практике таких глобальных концепций как технологии суверенной личности (Self-sovereign identity) и распределенного Web 3.0. Сегодня приложения блокчейн-технологий как никогда близки к настоящему прорыву в нашу повседневную жизнь.
По мере взросления индустрии и валидации практических приложений публичных распределенных сетей меняется и отношение со стороны корпоративного сектора. Так, по нашим оценкам, в этом году 7 из топ-10 инвестиционных банков и 9 из 10 крупнейших публичных технологических компаний инвестировали в блокчейн-стартапы. Немаловажным фактором здесь является и развитие регуляторного поля: к настоящему времени в большинстве развитых стран установлен дружественный по отношению к криптоиндустрии режим, а, в США и Германии, например, с этого года банки уже могут предлагать своим клиентам прямой доступ к цифровым активам.
Что касается РФ, то здесь локальный рынок пока развивается медленно, в том числе по причине регуляторной неопределенности. Однако, Россия была и остается одной из ключевых географий с точки зрения зарождения новых команд и компаний. Так, по моим подсчетам, только за последние два года 12 блокчейн-стартапов с русскими основателями привлекли финансирование от западных венчурных фондов на общую сумму порядка $200 миллионов. Мы в G1 Ventures активно работаем с российским рынком и всегда рады компаниям с русскоязычными фаундерами
Перспективность рынка искусственного интеллекта в медицине подтверждает и объем инвестиций в компании, работающие в этой сфере. Израильские, американские и китайские компании получают инвестиции в десятки миллионов долларов, в России этот рынок также развивается, хотя, безусловно, размер инвестиций в разы, а порой и в десятки раз скромнее.
Искусственный интеллект в целом — тема крайне горячая на данный момент и внушительный пул инвесторов проявляет к компаниям-разработчикам этой отрасли повышенный интерес. Привлекательными же, на мой взгляд, проекты делают 4 основных критерия: востребованность, своевременность и перспектива коммерциализации продукта, разрабатываемого компанией, а также качество команды разработчиков и, как следствие, качество продукта.
Выход на международный рынок сопряжен с проработанной стратегией, которая должна строиться исходя из четкого понимания внутренних особенностей рынка. Этот процесс затратный и требующий времени. Ещё одним фактором, относящимся к технологиям искусственного интеллекта и продуктам на их основе, является существенная разница между результатами работы продуктов при внутренних тестах и при реальном использовании. В текущий момент в России создаются условия для помощи компаниям в “боевом” применении продуктов, их доработке и последующем использовании. Надеюсь, что прикладываемые усилия позволят нашим компаниям добиться успехов и в успешной международной экспансии
В декабре стартовала серия профильных онлайн сессий #TechTalks , которые GenerationS организует при поддержке Sequence Ventures, Runa Capital, G1 Ventures и Botkin Ai. В ходе наших #TechTalks мы подробнее расскажем о каждом из трех направлений и дадим полезные инсайты о том, как сделать проекты привлекательными для инвесторов.
Узнать расписание и подробнее ознакомится с программой можно здесь.
А если вы не успеете на наш сегодняшний #TechTalk , мы сохраним для вас запись здесь!