Внешний аудит государственной поддержки МСП: какая роль у Счетной палаты - Медиацентр
Телефон:
Адрес:
123112, г. Москва, Пресненская наб., д. 8 стр. 1
Поиск по сайту
10 декабря 2020

Внешний аудит государственной поддержки МСП: какая роль у Счетной палаты

В начале ноября Счетная палата Российской Федерации при поддержке корпоративного акселератора GenerationS запустила первый долгосрочный Конкурс DataContest, направленный на решение актуальных исследовательских задач в области аналитики данных.

Департамент аудита государственной поддержки предпринимательства и резервных фондов также принял участие в разработке задач в области аналитики данных по поддержке МСП.

Валерий Ануприенко, директор департамента аудита государственной поддержки предпринимательства и резервных фондов Счетной палаты Российской Федерации

Господдержка МСП всегда была в фокусе внимания Счетной палаты Российской Федерации по ряду причин. Во-первых, МСП — значимый социально-экономический институт в нашей стране, создающий условия и места для обеспечения занятости и заработка миллионов российских (и не только) граждан. Во-вторых, на поддержку и развитие сектора МСП направляется большое количество бюджетных средств. В-третьих, это отсутствие полноценной системы мониторинга и контроля за деятельностью лиц, участвующих в проведении мероприятий по поддержке МСП.

Кроме того, в результате введения в 2020 году ограничительных мер, вызванных распространением новой коронавирусной инфекции, государство было вынуждено помогать МСП, на что были потрачены большие финансовые ресурсы, эффективность использования которых нам еще предстоит оценить.

Если смотреть на ситуацию с МСП в целом, то результаты завершенных Счетной палатой в этом году контрольных и экспертно-аналитических мероприятий выявили недостатки планирования мер поддержки МСП, в том числе отсутствие взаимосвязи реализуемых мероприятий с показателями национального проекта.

Актуальность тематики аудита МСП, гипотез, положенных в основу целей и вопросов проводимых палатой мероприятий, в определенной степени подтвердили предпринятые в ноябре 2020 г. Правительством России шаги по реформе системы институтов развития. Так, например, по результатам мониторинга реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» Счетная палата отметила проблемы, влияющие на качество управления реализацией национального проекта.

В первую очередь, это недостаточное внедрение риск-ориентированного подхода, связанное с отсутствием системы непрерывного мониторинга результативности мер поддержки, что исключает возможность оперативной корректировки или исключения мероприятий, не оказавших положительного эффекта на параметры сектора МСП.

Создание таких инструментов, в том числе в отраслевом и территориальном разрезе — на уровне отдельно взятых регионов — видится крайне актуальным, в том числе и для принятия решений о реализации дальнейших антикризисных мер.

Во-вторых, отсутствие декомпозиции показателей национального проекта до уровня институтов развития, получающих ассигнования средств федерального бюджета на поддержку сектора МСП, включая Федеральную корпорацию по развитию малого и среднего предпринимательства, Банк МСП, российские кредитные организации и другие юридические лица.

При подготовке в сентябре 2020 года уточненной версии национального проекта, соответствующей параметрам Указа Президента № 4741, урегулирован вопрос о недостаточной синхронизации нацпроекта со Стратегией развития МСП в части целевого ориентира по численности занятых в сфере МСП. В то же время в связи с изменением методики подсчета показателя2 его значения стали несопоставимы с показателями предыдущих лет.

Согласно отчету о реализации национального проекта по итогам 2019 года численность занятых в МСП составила 19,32 млн. человек, не достигнув планового уровня в 19,6 млн. человек. При этом в новой редакции национального проекта базовое значение по итогам 2019 года, рассчитанное на основании данных о страховых взносах работников сферы МСП, составило 22,2 млн. человек.

Кроме того, необходимо иметь в виду, что цифровизация экономики, о которой последнее время достаточно много говорится, предполагает существенное изменение структуры занятости населения, в результате чего на рынке труда могут появиться сотни тысяч человек, ищущих новую работу.

Именно малый и средний бизнес могли бы абсорбировать этих людей, предоставив им рабочие места и возможность для самореализации. Для этого органам власти всех уровней в рамках своей компетенции необходимо: создать благоприятные условия для этой абсорбции, способствовать развитию бизнес-инфраструктуры на местах для ресурсного обеспечения условий для роста и развития МСП.

В рамках проводимого Счетной палатой аудита реализуемости и результативности достижения стратегических целей социально-экономического развития России сектор МСП, выявление рисков его развития будут и дальше оставаться среди приоритетных целей контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Мы будем работать не только над новыми тематиками, но и разрабатывать новые способы проведения аудита, использования больших данных, а также представления информации. Для этого используются все методы.

Так, например, несколько задач по МСП наш департамент вынес на первый Конкурс Счетной палаты по анализу данных DataContest. Разработка готовых решений сейчас находится на финальной стадии. Участникам предстоит решить две задачи в рамках МСП. Результатом одной из них должна стать информационная панель, иллюстрирующая зависимость изменений в секторе МСП от той системы мер и мероприятий, направленных на его поддержку. В рамках второй задачи мы хотели бы увидеть визуализированную базу данных и понять, каким образом решения судов влияют на предпринимательскую активность в регионах.

Таким образом, сегодня Счетная палата использует не только традиционные способы проведения проверок, но также подходит к анализу с другой стороны — в этом помогают стратегический подход и аналитика больших данных, которые применяются в работе ведомства, ведь от эффективного мониторинга зависит эффективная работа всей системы госуправления.

В начале 2021 года Департамент цифровой трансформации Счетной палаты Российской Федерации проведет свой второй по счету Хакатон — DataAudit 2021 также при поддержке корпоративного акселератора GenerationS.

Источник: B-MAG
Вы успешно подписались!
Будьте в курсе!
Подписываясь на ньюслеттер проекта, вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения