Поиск по сайту
24 Декабря 2020

Идеи затянуло в воронку инноваций

Из 600 заявок выбрано 7 проектов, которые получат воплощение на сети РЖД.

Проведением демодня в онлайн-формате во вторник завершилась программа работы корпоративного акселератора ОАО «РЖД» 2020 года, с помощью которой выбирались лучшие стартапы по направлению «Подвижной состав». Победителями стали семь проектов, с авторами которых будут подписаны дорожные карты пилотных испытаний их решений на инфраструктуре ОАО «РЖД». Проекты, которые докажут свою эффективность в ходе практического применения, будут масштабированы на всю сеть, а их разработчики получат возможность долгосрочного сотрудничества с РЖД.

Корпоративный акселератор создан в 2019 году на базе АО «ВНИИЖТ». Его задача — найти и привлечь инновационные проекты, способные повысить эффективность работы ОАО «РЖД». В прошлом году заявки принимались по всем направлениям работы железнодорожного транспорта. Тематический фокус этого года предполагает сбор предложений по улучшению технологий, связанных с работой подвижного состава РЖД. Программа нынешнего года проведена совместно с платформой развития корпоративных инноваций GenerationS (принадлежит Российской венчурной компании), входящей, по версии экспертов исследовательской группы UBI Global, в пятёрку лучших в мире государственных акселераторов.

На первом этапе для участия в акселерационной программе ОАО «РЖД» поступило более 600 заявок. Основная часть предложений пришла из России, но были заявки и из Казахстана, Израиля, Беларуси, Латвии, Германии, США, Сингапура, Узбекистана, Франции и Эстонии. После оценки проектов специалистами ОАО «РЖД» и представителями партнёров программы, среди которых Первая грузовая компания, «Трансмашхолдинг», «Синара – Транспортные машины», «Газпромтранс» и ряд других крупных предприятий, осталось 50 предложений, допущенных к следующему этапу. Их авторы в октябре выступили перед жюри, состоящем из представителей потенциальных заказчиков — подразделений ОАО «РЖД», занимающихся эксплуатацией, обслуживанием и ремонтом подвижного состава. На этом этапе было отобрано 20 лучших проектов.

До финала программы 22 декабря — демодня, во время которого команды представляли свои разработки жюри, состоящему из главных инженеров семи профильных дирекций ОАО «РЖД», — дошли 14 команд (шесть снялись в ходе доработки проектов). Среди финалистов иностранцев не оказалось. Члены жюри выбрали семь победителей. Это «Апейрон» — система мониторинга подвижного состава, Titan Power Solution — гибридные системы рекуперации энергии, «Твейджер» — беспроводная сеть обмена короткими сообщениями со сверхдальней зоной покрытия, «Система управления ТОиР по фактическому состоянию техники» — оптимальное управление техническим состоянием подвижного состава, «Гуд-вилл» — комплексные универсальные защитные покрытия, SmartMaintenance – прогнозная аналитика для подвижного состава и Imredi — цифровая платформа для трансформации процессов управления и развития персонала. Дипломы победителям вручил в режиме онлайн заместитель генерального директора ОАО «РЖД» — главный инженер Сергей Кобзев.

Теперь предстоит внедрить пилотные проекты в подразделениях РЖД. Так, в Дирекции тяги готовятся к тестированию проекта «Твейджер», предлагающего создание системы связи, обеспечивающей передачу сообщений на расстояние до 800 км без установки промежуточных стационарных станций. Для сравнения можно сказать, что существующие средства радиосвязи имеют покрытие на удалении не более 20–30 км от базовых станций.

«Для нас это более чем актуально, потому что внедряемые системы ресурсосбережения и интервального регулирования движения поездов используют радиоканал. При этом качество радиосвязи на сети железных дорог не всегда идеально», — говорит начальник технической службы Дирекции тяги Дмитрий Хомченко.

По заявлению разработчиков, их беспроводная сеть позволит создать надёжную систему связи с покрытием труднодоступных и отдалённых территорий РЖД без применения дорогостоящей спутниковой связи и использования сотовой связи, которая концентрируется в населённых пунктах и которой просто нет на большей части территории РФ.

Пилот системы мониторинга подвижного состава «Апейрон» пройдёт на одном из предприятий Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава. Генеральный директор разработавшего её Тихвинского испытательного центра железнодорожной техники Сергей Дмитриев рассказал «Гудку», что «Апейрон» собирает данные с установленных на отдельных узлах электропоезда датчиков, проводит первичный анализ информации в установленных в вагонах блоках, с которых передаёт данные в режиме онлайн на удалённый сервер, где проводится дополнительная обработка и выдаётся заключение об отклонениях в состоянии узлов и наличии деградации, приводящей к возможному выходу оборудования из строя в будущем. Система позволяет перейти к ремонту электропоездов по состоянию, а не исходя из объёмов работы, как сейчас.

«Программное обеспечение всё наше, и «железо» сейчас уже своё спроектировали», – подчёркивает Сергей Дмитриев.

Отмечая детальную проработку всех проектов демодня, генеральный директор АО «ВНИИЖТ» Сергей Виноградов рассчитывает, что вторая программа акселератора станет ещё более результативной, чем первая, часть проектов которой уже получили возможность масштабирования на сети. По его мнению, не в последнюю очередь это связано с более предметным фокусом программы, позволившим отработать конкретные задачи со стартапами и максимально удовлетворить интересы функциональных заказчиков в ОАО «РЖД». Данный подход акселератор планирует применять и в процессе реализации будущих программ.

Тематику акселерационной программы на следующий год сейчас определяют в Центре инновационного развития ОАО «РЖД», рассматривая предложения дирекций и филиалов компании.

Источник: Гудок
Вы успешно подписались!
Будьте в курсе!
Подписываясь на ньюслеттер проекта, вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения