Как стартапу понять, что корпоративный акселератор — это то, что ему нужно, и что нужно сделать, чтобы обратить на себя внимание корпорации?
Автор: Екатерина Петрова, директор корпоративного акселератора GenerationS от РВК.
Корпоративный акселератор — это общее название инструмента, при помощи которого крупные корпорации приглашают стартапы к сотрудничеству. В зависимости от целей и задач, которые стоят перед бизнесом, акселератор может являться как программой пилотирования технологий, так и выполнять роль образовательной программы с менторской поддержкой.
В отличие от акселераторов при венчурных фондах или акселерационных программ институтов развития, главным результатом работы корпоративного акселератора является партнерство команды с конкретным бизнес-заказчиком. Компаниям такие инструменты позволяют держать руку на пульсе технологий, искать лучшие решения на рынке и интегрировать их в свои бизнес-процессы, а стартапам — получить доступ к ресурсам, инфраструктуре и каналам продаж «старшего партнера».
Зачастую такие возможности для команды на старте оказываются даже важнее, чем привлечение исключительно финансового инвестора без профильной экспертизы.
Корпоративный акселератор — это хороший способ ускорить развитие своего проекта, но для начала в него надо попасть.
В первую очередь это, разумеется, доступ к отраслевой экспертизе и конкретным людям — потенциальным заказчикам, как внутри самой корпорации, так и из числа ее клиентов. Это полезно для стартапа хотя бы с точки зрения проведения проблемных интервью и понимания реальных задач заказчиков. Но также это полноценный процесс предпродажи своего продукта или решения.
Корпоративный акселератор зачастую представляет собой одно из немногих «окон в отрасль», в рамках которого можно быстро погрузиться в специфику рынка, компаний, технологий и, что очень важно, в регуляторные особенности, которые могут повлиять на возможность адаптации вашей технологии на новом рынке.
Иногда акселератор запускается не с целью внедрения технологии в периметре компании, запустившей акселератор, но для того, чтобы предложить решение стартапа текущим клиентам, такой формат часто используют ИТ-интеграторы. Есть и другие примеры — акселератор РЖД, например, позиционирует себя как платформа инноваций для всей железнодорожной отрасли. В число партнеров программы входят такие компании, как «Трансмашхолдинг» и «Газпромтранс», на производственных мощностях которых и происходит тестирование продуктов.
В случае, если продукт заинтересует клиента компании, она может профинансировать пилот в рамках акселератора и предложить модели работы, когда стартап и компания совместно оказывают услуги крупным клиентам, которые в другой ситуации, возможно, не вышли бы целенаправленно на стартап.
Кроме общения с бизнес-заказчиками, акселератор может предоставлять и свои собственные сервисы. Это может быть подготовка к питчам, техническая экспертиза проекта, юридические консультации, менторские и коуч-сессии, образовательные программы для сотрудников.
Во-первых, надо решить для себя, готовы ли вы серьезно рассматривать одно из следующих направлений развития своего проекта:
Если ни одно из направлений вам не подходит, то участие в программе вряд ли будет вам полезным.
Если вы понимаете, что готовы работать в этих направлениях, то следует разобраться, как структурирован акселератор и что конкретно предлагается проектам-участникам.
Акселерационные программы могут быть реализованы как внутренними ресурсами корпорации и специальной профессиональной командой, занимающейся управлением акселератора, так и с помощью внешних партнеров, которые выполняют те или иные задачи или разрабатывают модель акселератора под ключ. Уровень вовлеченности в такие программы может быть различным в зависимости от целей корпорации.
Преимущество реализации акселерационных программ силами внутренних ресурсов компании состоит в том, что команда внутри корпорации лучше понимает непосредственные запросы своих бизнес-линий, может быстрее выстраивать коммуникации и другие процессы внутри корпорации, в том числе саму акселерационную программу. Очевидные плюсы в этом случае есть и для стартапа: в случае отбора в такую программу, и он может быть уверен почти на 100%, что получит необходимую поддержку и пилотный проект с внутренним заказчиком. Корпоративные акселераторы in-house реализуют, например, SAP и Airbus.
Реализация акселерационных программ с помощью квалифицированных внешних партнеров также имеет свои преимущества: профессионализм и ноу-хау партнера при реализации программ, качественные ресурсы привлечения и поддержки лучших стартапов. При этом корпорация может сама варьировать уровень вовлечения внешнего партнера в свои процессы, начиная от делегирования конкретных задач — скаутинга, экспертизы, менторской поддержки, — до полного аутсорса всех процессов. На российском рынке такими партнерами выступают GenerationS, ФРИИ, «Сколково», GVA и другие.
Основной плюс для стартапов при участии в акселераторе, реализуемом с помощью квалифицированного партнера, заключается в дополнительной ценности: даже если он не запустит пилот и не пойдет в сотрудничество с этой конкретной корпорацией, качественные менторы, инсайты и нетворк самого внешнего корпоративного акселератора могут обеспечить ему рост в будущем. Так, согласно статистике международного акселератора Techstars, 100% стартапов, прошедших акселератор Disney в 2014 году, вне зависимости от дальнейшего сотрудничества с компанией, получили инвестиции или были куплены в дальнейшем.
Поэтому обращайте внимание на то, кто является организатором акселератора, поскольку это может быть дополнительным источником возможностей для проекта. Чаще всего на сайте акселератора и в информационных рассылках будут указаны элементы ценностного предложения — менторство, пилоты и т.д. Самый простой и действенный способ узнать больше информации — спросить у организаторов по электронной почте.
Четкие вопросы, которые вам важны при принятии решения о подаче заявки. И начинать письмо лучше с краткого описания вашего проекта:
По краткому описанию проекта и по первым слайдам презентации должно быть понятно, что ваш проект подходит под заявленные направления и решает задачи организатора акселерационной программы.
На что следует обращать внимание:
В зависимости от формата отбора проектов в акселератор, после заявки может быть интервью, питч-сессия или видеопрезентация. Если до этого момента к заявке можно было приложить презентацию на 130 слайдов, то на этом этапе нужно четко сфокусироваться на том, как донести до корпорации свою ценность. Вот несколько советов:
После получения приглашения работа только начинается. Сразу после отбора самая важная задача для стартапа — выстроить эффективную коммуникацию с командой акселератора и бизнес-заказчиками.
Выделите конкретного участника своей команды, который будет отвечать за ваши коммуникации с корпорацией. Держите его в копии всех переписок, чтобы в случае необходимости он мог отследить «провисающие» вопросы. Поставьте этому человеку задачу максимально «обрасти» контактами в корпорации — не только на уровне бизнес-заказчиков, но и всех служб, которые в будущем могут быть вовлечены в вашу совместную работу (закупки, бухгалтерия, юристы и так далее).
Также важной задачей для всей команды будет выяснение корпоративных процедур, от которых зависит ваше взаимодействие с корпорацией. Какие этапы, какие коллегиальные органы, какие документы нужны? Заведите привычку еженедельно держать вашего трекера / куратора / проектного менеджера в курсе вашего движения в рамках акселерации / пилотного проекта.