«Цифровая трансформация» DX требует не только внедрения цифровых технологий и их развития, но и развития «цифровой культуры», пересмотра бизнес-моделей. «„Цифровая трансформация“ предполагает изменение в трех плоскостях — технологии, процессы и люди, — отмечает Леонид Аникин, директор по развитию „Mail.ru Цифровые технологии“. — На основе этих изменений формируются новые бизнес-модели».
«Top five» основных препятствий для DX, отмеченных в ходе опроса DT Index, находятся за пределами ИТ.
Для достижения оптимального результата DX нужны специалисты самого разного профиля: классические «айтишники», аналитики, финансисты, специалисты по HR, менеджеры, юристы и т. д. Очень важна интеграция экспертизы сотрудников — вопросы в ходе DX часто надо решать не только «на стыке» отделов, но и междисциплинарные.
Компании понимают, что кроме внедрений необходима активная и разноплановая работа с персоналом, инвестиции в обучение сотрудников и в развитие цифровой культуры в целом. Для достижения целей «цифровой трансформации» требуется изменить бизнес-культуру компаний, говорит Тарик Альхаурани, исполнительный директор Kyocera Document Solutions Russia.
«Удаленная работа помогла выявить многим корпорациям „слабые“ стороны своих сотрудников и в целом организационной структуры», — подчеркивает Екатерина Петрова, директор корпоративного акселератора GenerationS. Но развитие современного телекома для DX необходимо, но недостаточно, чтобы все эти телеком-инновации раскрыли свой потенциал, нужно работать с повышением цифровой культуры компании. «Эффективная работа напрямую зависит только от сотрудника, его собранности, умения расставлять приоритеты, темперамента и уважения к задачам, которые он выполняет», — говорит г-жа Петрова.
Новую «цифровую культуру» называют одним из ключевых факторов успеха «цифровой трансформации» участники опроса, проведенного в ходе исследования KMDA. Российский бизнес понимает, что, если поменять модели бизнеса, но сами сотрудники при этом не изменятся — DX не случится. Изменение подходов к повседневной работе у сотрудников не является разовой акцией, это постоянный процесс, поэтому самообучение, гибкость и способность работать и принимать решения в условиях постоянных изменений являются требованием для каждого работника трансформируемой компании.
Отрадно, что необходимость развития цифровых навыков и цифровой культуры в российских условиях прекрасно понимают как компании, так и сотрудники — большинство российских сотрудников, 88%, по данным опроса Cisco, проведенного в 12 странах, включая РФ. «Опрос показал, что в России работники оценивают перемены, связанные с удаленным или гибридным режимом работы, в целом так же, как и их европейские коллеги, — сказал Джонатан Спарроу, вице-президент Cisco по работе в России и СНГ. — В связи с распространением дистанционной работы мы видим, что люди начинают обращать больше внимания на корпоративную культуру».
Корпоративные культуры тоже развиваются, в условиях DX очень часто динамика направлена на демократизацию, когда к мнению сотрудников прислушиваются при приятии важных решений для всего бизнеса. Это естественным образом повышает эффективность сотрудников, которые, оказавшись вовлеченными в процесс принятия решений, более эмоционально реагируют на успехи компании, ощущают ответственность за ее развитие и т. д., как отмечают аналитики KMDA. Также в отчете подчеркнуто, что для этих процессов крайне важны средства командной работы, которые кроме своих обычных задач помогают вовлекать сотрудников в процессы новой корпоративной культуры.
Культура меняется как внутри компаний, так и глобально, в целом бизнес-сообществе. «Произошла демократизация бизнес-коммуникаций, — отмечает Владислав Шершульский, руководитель направления перспективных технологий Microsoft в России. — Теперь есть возможность общаться с партнерами и заказчиками из любой точки мира удаленно без необходимости куда-то ехать».
Это приводит к глобализации компаний, которые активней ищут поставщиков, покупателей и партнеров на рынках в других регионах и континентах, причем это восходящий тренд несмотря на пандемию. Владимир Литошенко, старший вице-президент First Line Software, описывал ситуацию, когда его российская компания-разработчик, активно работающая, в частности, на австралийском рынке, проводила вебинар для британских клиентов, а на него пришли многие слушатели из Юго-Восточной Азии. Такие прецеденты быстро становятся нормой, что крайне важно для российского бизнеса.
«В эпоху цифровой трансформации технологии совместной работы становятся основой успеха для любого бизнеса», — уверен Максим Репин, руководитель подразделения Cisco по продвижению технологий для совместной работы в России.
«Наш опыт показывает, что встраивание „голоса“, видеосвязи, мультимедийных сообщений, чатов и других инструментов коммуникации расширяет возможности цифровизируемых процессов организаций и способы решения задач, которые эти процессы обслуживают», — отмечает Никита Журба, генеральный директор фирмы «Светец».
Нет, «цифровая трансформация» во всех своих формах — как рассматриваемых нами в этом цикле статей, так и относящихся к «Индустрии 4.0» с широкой автоматизацией-роботизацией — напрямую не ведет к массовой безработице, хотя рынок труда перекраивает очень сильно.
«От „цифровой трансформации“ в итоге выигрывает как бизнес, так и отдельно взятые люди, — отмечает Максим Рябов, сооснователь технологической платформы для планирования и мотивации массового персонала Goodt (входит в группу компаний ЛАНИТ). — Благодаря автоматизации человек освобождается от рутинной работы и получает возможность заниматься более творческой деятельностью».
Действительно, как отмечает Валентин Макаров, президент Ассоциации «Руссофт», «цифровая трансформация» часто приводит к замещению человека в бизнес-процессах на интеллектуальные ИТ-системы, управляющие этими бизнес-процессами, описанными их цифровыми моделями. Но это приводит лишь к тому, что людям приходится менять функции, место работы, а иногда и специальность. Новые специальности, востребованность которых высока, появляются в больших количествах.
«„Цифровая трансформация“ стала неотъемлемой составляющей для многих компаний, рынок труда изменился, появились новые требования к существующим профессиям, а также совершенно новые специальности», — отметила Кристина Тихонова, президент Microsoft в России.
Ситуация диалектическая. С одной стороны, ряд факторов — «цифровая трансформация» только один из них — вынуждают все больше людей в ходе трудовой деятельности к необходимости получать новую специальность. Но для многих DX — прекрасный инструмент для увеличения эффективности на рабочем месте.
«„Цифровая трансформация“ в медицине призвана не заменить врачей, а наоборот — дать доктору больше времени на индивидуальный контакт с каждым клиентом, чтобы предоставить не только максимально точную постановку диагноза, но и высочайший уровень сервиса», — говорит Егор Сафрыгин, директор по цифровой трансформации бизнеса многопрофильной клиники «Европейский медицинский центр».
Драйвером роста расходов в 2021 году будут не только инвестиции в традиционные ИТ, сколько в новые инициативы вокруг ИТ и в развитие «цифрового бизнеса», как отмечает Джон-Дэвид Лавлок, вице-президент программы исследования Gartner. Как видно, аналитики Gartner пришли к такому же выводу, что и опрошенные нами эксперты — инвестиций требуют не только хард и софт, но и реинжиниринг бизнес-процессов, цифровая культура, новые формы взаимодействия и прочие составляющие «цифрового бизнеса». Рост будет продолжен в 2022 году, но динамика ожидается более скромная — 5,5% год к году.
Экономике от ИТ-рынка нужны не только компоненты и интеграционные решения, но и консалтинг, построенный на разноплановой экспертизе. В общем случае попавшие в новую экономическую реальность компании испытывают сложности в самых разных задачах: от привлечения инвестиций для DX до юридической поддержки соответствующих инноваций, от ИБ до риск-менеджмента. В ряде случаев компаниям-заказчикам не хватает прямых знаний. Например, вполне возможно, что есть успешные кейсы «цифровой трансформации», подходящие под бизнес заказчика, но где узнать про них? «Соседи» по локальному рынку о своих успешных кейсах рассказывать прямым конкурентам, по понятным причинам, не будут, надо искать примеры на других континентах. Но заказчикам крайне проблемно продираться через языковые барьеры, оценивать ситуацию в масштабе дальних рынков и пытаться транспонировать решения на свои реалии, поэтому компании будут рады получить предложения с готовыми кейсами от интеграторов, а может, и от вендоров.
Кроме компонентов компаниям нужна организация многопрофильного обучения сотрудников. «Цифровая культура» сама расти не будет, во всяком случае, с требуемой скоростью. Тут тоже нужен системный подход, а не набор из разрозненных курсов, деловых игр, вебинаров и конференций. «Организациям требуется тренировать персонал и выстраивать процессы для того, чтобы была возможность извлекать уроки, адаптироваться и направлять усилия в нужное русло», — говорит Борис Щербаков, вице-президент и генеральный директор Dell Technologies в России. Обучение должно быть постоянным и не ограничиваться стандартными тренингами, считает он.
В организации нужных программ по обучению/переобучению корпоративным заказчикам тоже нужна помощь, так как в большинстве случаев это направление будет для них совершенно новым. «Требуются люди с новой системой взглядов, ориентированной на бизнес и, как следствие, на применение технологий, которые помогут компании заработать еще больше и стать успешнее, — говорит Игорь Потоцкий, генеральный директор компании „ЛАНИТ — Би Пи Эм“. — Такие сотрудники воспринимают цифровые технологии как неотъемлемый компонент продукта, который покупает их клиент».
Наконец, игроки рынка должны перестроить собственные бизнесы, и чтобы отточить понимание современных процессов на практике, и чтобы стать образцом для партнеров и для заказчиков. Многие гранды рынка так и поступают. Алексей Воронков отмечает значительные изменения во внутренней структуре компании, к которым приводят процессы «цифровой трансформации» вендора, а также к изменениям во взаимодействиях с партнерами и клиентами. Про внутренние изменения в компании говорил и г-н Щербаков в интервью CRN/RE, отмечая, что накопленным опытом корпорация Dell охотно делится с партнерами и заказчиками.