Госкорпорация "Роскосмос" объявила старт отраслевого акселератора, запущенного совместно с Фондом "Сколково". Акселератор нацелен на поиск перспективных проектов в области цифровых технологий для целей реализации программы "Цифровой Роскосмос". Целью акселератора является привлечение инвесторов к космосу, упаковка проектов и формирование партнерства с "Роскосмосом".
Сбор заявок на акселератор продлится месяц, до конца июня. В июле будет проводится углубленный анализ заявок, и лучше будут отобраны на участие в программе, которая продлится два месяца. Программа завершится в ноябре 2021 г., и далее будет следовать этап внедрения проектов. "Мы планируем проводить акселератор на регулярной основе. Мы планируем получать обратную связь со стороны как стартапов, так и наших организаций, адаптировать подходы и решения, которые мы отработаем. Партнерство такого направления несет стратегический характер", — отметил директор департамента цифрового развития "Роскосмоса" Константин Шадрин. Как подчеркнул исполнительный директор фонда "Сколково" Алексей Беляков, это первый опыт работы "Сколково" запуска акселератора с госкорпорацией.
"Мы открыты к заявкам как от резидентов, так и от нерезидентов фонда "Сколково". Одна из задач, которую мы должны решить, это найти все те проекты, которые находятся за периметром "Сколково", но которые бы хотели поучаствовать в нашем акселераторе, которые потенциально могут быть востребованы "Роскосмосом", — подчеркнул Алексей Беляков.
Набор в отраслевой акселератор будет вестись по направлениям: цифровая система управления; цифровизация производств и жизненного цикла изделий; цифровая система управления данными; цифровая корпоративная культура; цифровые продукты и сервисы.
Резиденты акселератора получат доступ к тестовым полигонам, смогут пилотировать проекты с организациями "Роскосмоса" (в приоритете отечественные стартапы) проконсультируются по защите прав интеллектуальной собственности. После успешного пилотирования "Роскосмос" готов гарантировать продвижение проектов внутри корпорации.
"Отличия акселератора заключаются в том, что резиденты будут проходить все четыре этапа жизненного цикла отработки технологий. Мы гарантируем нашим стартапам полный доступ к smart money, советам и менторству, и здесь мы будем максимально открыты для решения различного рода задач. Кроме того, мы заинтересованы в развитии новых технологий. Я бы отдельно хотел подумать с коллегами из "Сколково" над тем, что осталось девять лет до перехода на сети связи шестого поколения. Развитие сетей связи шестого поколения невозможно без спутниковых технологий, поэтому мы открыты к взаимодействию в этом направлении", — подчеркнул Константин Шадрин.
Как отметил Константин Шадрин, ключевые направления цифровизации "Роскосмоса" — это цифровизация производств и создание цифровых двойников изделий, переход к управлению данными. Цифровизация — это средство для создания принципиально новых цифровых продуктов и сервисов. По мнению Константина Шадрина, необходимо переходить на дата-сеты и метаданные.
"Важно, чтобы сотрудники госкорпораций, которые являются партнерами и потребителями технологий стартпаов, были восприимчивы к новым идеям, которые мы собираемся реализовать. Изменить корпоративную культуру госкорпораций, сделать ее более открытой к новым идеям, внешним технологиям — это одна из целей, которые мы преследуем. Еще одна цель нашего акселератора — привлечь инвесторов, упаковать для них проект и сформировать партнерство с "Роскосмосом". Также мы хотим увеличить вовлечение резидентов в систему "Сколково", — отметил Алексей Беляков.
Как подчеркивает директор по продвижению решений ИТ-компании "Крок" Иван Пластун тема космоса и космических технологий, безусловно, у всех на слуху. И не только из-за советской романтики, но и из-за стремительно растущей капитализации таких компаний как Tesla и Virgin Galactic. Эти исключительно коммерческие по своей сути компании показали, как важно сохранять даже в космической теме быстроту и агрессию, привычную для стартапов.
"Другое дело — что скрывается под термином "цифровой стартап для космоса". Здесь могут быть не только технологии, которые непосредственно связаны с полетами в космос, но и достаточно коммерческие вещи. Насколько я знаю, в "Сколково" числится резидентом компания Avantspace, которая специализируется на рекламе с помощью спутников: они выстраиваются в огромные рекламные щиты прямо в небе. Не удивлюсь, если мы увидим в числе стартапов абсолютно разные форматы специализации: и игровые, и по оптимизации внутренних процессов внутри "Роскосмоса", и подстройки условного электронного документооборота", — подчеркивает Иван Пластун.
"Также интересно узнать, как будет происходить процесс внедрения технологий в сам Роскосмос. Многочисленные корпоративные акселераторы показали, что самая главная проблема не столько в построении стартапа, сколько во внедрении чужеродного организма в традиционный бизнес. 6-8-недельные циклы, работа с трекерами, custdev-интервью, цепочки ценности и demoday — уже привычные всем инструменты. А вот внедрение — всегда вызов. Несовпадения идут регулярно, начиная от тяжелой интеграции и заканчивая абсолютно разным майндсетом. Кажется, что с точки зрения принятия стартапов, "Роскосмос" ставит перед собой интересный вызов. Тем интереснее посмотреть, как он с ним справится", — отмечает Иван Пластун.
Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын подчеркивает, что для оценки достаточности нужно знать цели и представлять себе, кто их ставит. "Три дня назад было объявлено об успешно запуске в космос будущего космического такси SpaceShipTwo Unity компании Virgin Galactic. Понятно, что в будущем космические такси смогут развиться в некоторую отрасль экономики, и, наверное, с большим эффектом. Есть ли у нас цель конкурировать с Брэнсоном, Безосом и Маском? Нет цели, или цель благая, но нет возможностей. Мы этого не знаем. Понятно, что декларировать отказ от попытки построения новой индустрии не будут. В таком случае разумно предположить, что цели остаются традиционными, и для их реализации предложения представлены в достаточной степени", — отмечает Леонид Делицын.
По мнению Леонида Делицына, в космическую индустрию необходимо привлекать средства, чтобы она развивалась. Чтобы у инвесторов был стимул вложить эти средства, необходимы привлекательные проекты достаточной степени зрелости. Акселераторы помогают стартапам подготовиться к общению с инвесторами.
"Вообще, я всегда считал акселераторы бесполезными, но если посмотреть на список американских IPO из ИТ-сектора, которые прошли на NASDAQ и NYSE в течение последнего года, то многие коллективы начали свой путь с акселератора Y-Combinator. Получается, что в условиях, когда построена вся система, путь от акселератора до IPO могут пройти лет за 10-12 совершенно необычные идеи, такие как AirBnB. Не исключено, что какой-нибудь космический AirBnB уже растет в акселераторе. Космическая отрасль — потребитель самых сложных ИТ-решений, поэтому спрос на инновации там будет всегда", — отмечает Леонид Делицын.
Аналитик "Фридом Финанс" Евгений Миронюк считает, что возможности применения инновационных предложений в космической отрасли чрезвычайно широки. "Российские компании могут уже сейчас адаптировать свои продукты под нужды "Цифрового Роскосмоса". Это касается цифрового проектирования, применение технологий математического моделирования и суперкомпьютерных вычислений, создания единого информационного пространства управления производством и жизненным циклом выпускаемых изделий, преобразования системы управления на базе эффективных механизмов работы с данными", — отмечает Евгений Миронюк.
По мнению Евгения Миронюка, IT является драйвером развития инноваций в космической отрасли. Инвестиции в IT, привлеченные при помощи акселератора, могут окупаться с учетом долгосрочных программ финансирования "Роскосмоса" и тенденции коммерциализации сферы космических разработок.
"Если понимать под эффективностью финансовые результаты, то наиболее часто монетизация деятельности корпоративных акселераторов происходит за счет привлечения команд или приобретения новых технологий и развития внутренних проектов, позволяющих корпорации выйти на новые или смежные рынки, сократить издержки. В аэрокосмической отрасли свои акселераторы есть у Boeing, NASA, Airbus", — отмечает руководитель направления цифрового консалтинга "Рексофт" Виталий Баланда.
Как подчеркивает Виталий Баланда, аэрокосмическая индустрия исторически более инертна из-за высоких порогов входа, сложной регуляторики, требований по безопасности. Поэтому инициатива разумна и в перспективе может способствовать появлению перспективных технологий. Ограничения формата связаны с тем, что как правило деятельность акселератора ограничена по времени и по привлекаемому финансированию, которого может не хватать на создание проданных технологий, поэтому не менее востребованы выглядит формат корпоративного венчурного фонда.
Директор платформы по развитию корпоративных инноваций Generation S Екатерина Петрова считает, что в России программ, помогающих молодым проектам получить инвестиции крайне мало, как и самих заказчиков подобных технологий. Космическая отрасль в России и за рубежом существенно отличаются друг от друга, особенно когда дело касается технологий и инноваций. Зарубежные страны более открыты к бизнесу, новым решениям, а у стартапов есть возможность выбора заказчика. Безусловно, Россия обладает высоким потенциалом, но ввиду определённой специфики отрасли в нашей стране, этот инновационный потенциал предстоит еще раскрыть. Цифровые технологии сегодня переживают настоящий бум и востребованы как никогда практически везде. Космическая отрасль не исключение. Для того, чтобы у российских проектов в данном направлении появился шанс заявить о себе, им зачастую необходимы инвестиции для доработки решений и менторская поддержка.
"Акселератор предоставляет корпорациям доступ к уникальным решениям в краткие сроки. Все стартапы точечно отбираются экспертами под запросы компании, а это означает в большинстве случаев 90% попадание. Все акселераторы всегда индивидуальны по своей программе и могут быть кастомизированы под нужды заказчика. Основная задача акселератора — найти проекты, помочь им упаковать свое решение, сделать его привлекательным для инвестора, а также подготовить к пилотным внедрениям. Когда данный этап программы завершен, дальнейшее взаимодействие со стартапами с компания осуществляет напрямую. Бывают кейсы, когда процессы замораживаются или тормозятся, хотя это происходит уже не в рамках акселератора, но у стартапов все равно остается осадок, а иногда и пропадает желание участвовать в таких инициативах. Поэтому компании всегда важно ответственно подойти к этой задаче и распределить ресурсы — кто на каком этапе будет вести коммуникацию с проектами, чтобы был win-win", — отмечает Екатерина Петрова.