Поиск по сайту
9 июня 2021

Нужны ли сегодня корпоративные акселераторы

Многие стартапы уже разочаровались в акселераторах: образовательные программы кажутся бесполезными, а долгие согласования раздражают. Екатерина Петрова (GenerationS) — о том, как компании сегодня ищут инновации и какие форматы могут потеснить акселераторы.

Акселераторами называют платформы, которые помогают стартапам довести свои проекты или решения до нужного рынку или заказчику уровня. По данным Hackernoon и International Business Innovation Association, сегодня в мире их насчитывается свыше 7 тыс. Самую первую такую  программу запустила в 2005 году американская платформа Y Combinator. В России же первый корпоративный акселератор был создан сравнительно недавно, в 2014-м году.

Сегодня слово «акселератор» используется довольно часто, однако не у всех оно вызывает одинаковую реакцию. Скорее к нему относятся неоднозначно, так как сомневаются нужен ли такой формат инновационному сообществу. Давайте разберемся, действительно ли акселераторы выполняют важные функции или эта  модель уже морально устарела и должна остаться в прошлом?

Акселератор — помощник в поиске стартапов

Крупные компании нередко обращаются к корпоративным акселераторам, когда им необходимо найти стартапы, способные привнести прорывные решения в их бизнес. Они ставят четкие цели и задачи, заранее определяют функциональных заказчиков, а также ставят конкретные KPI по количеству проектов и пилотов. Наконец, компании решают, в каком формате будет проводиться программа и как долго она продлится. 

Для крупного бизнеса акселератор выступает в роли помощника, потому что у него есть выход на многие площадки, представителей инновационной экосистемы, а значит — на стартапы. Такой формат для корпораций удобнее, чем точечный поиск. В частности, в рамках таких программ стартапы обычно дорабатывают свои решения под нужды заказчиков. 

Каждая компания может адаптировать акселератор под себя. Вот несколько кейсов из нашей практики. РЖД в 2020-м году самостоятельно проводила акселерационную часть, чтобы функциональные заказчики могли работать напрямую со стартапами.  А компания «Уралхим» искала технологии для решения очень узких задач, поэтому ограничилась только точечным скаутингом проектов без образовательной части и питч-сессий.

Стартапы и акселератор: точки соприкосновения

За последний год мы все чаще слышим от стартапов, что они не хотят принимать участие в акселераторе, потому что «уже не раз проходили всю эту программу». Такая реакция понятна и объяснима, ведь многие из них — вполне состоявшиеся предприятия малого и среднего бизнеса. Некоторые стартапы жалуются на неудачный опыт работы с корпорациями в прошлом, слабую обратную связь, длительные процессы согласования и отсутствие перспектив масштабирования.  

Корпорации «считывают» подобные настроения стартапов и предлагают кастомизированные программы, которые выстраивают исключительно под совместные задачи с проектами. Например, используют акселераторы, только чтобы отобрать нужные проекты или сразу запустить пилоты, исключив образовательные блоки. Тем не менее, и сегодня есть стартапы, которые готовы полностью посвятить себя участию в акселераторе. Чаще всего это маленькие компании в самом начале пути своего развития. Им необходимо раскрутиться и заполучить в свое портфолио крупного клиента. Поэтому они не жалеют времени и усилий на участие в разных программах — непозволительная роскошь для развивающегося бизнеса. 

Акселераторы также обучают участников важным soft skills, в частности навыкам публичного питчинга. Они, безусловно, пригодятся в будущем: если компания только выходит на рынок, то одна из первостепенных задач для нее — привлечь потенциальных инвесторов. Это невозможно сделать без грамотной презентации своего продукта.

Акселератор, лаборатории или хабы — что выбрать?

На самом деле можно не выбирать — все три формата работы со стартапами способны спокойно сосуществовать друг с другом. Каждый их них решает определенные задачи корпорации. Например, лаборатория разрабатывает собственные решения для компании, которые можно  внедрить в существующие процессы  и масштабировать или создать на их основе самостоятельный продукт и вывести его на рынок.

Инновационные хабы, как правило, входят в структуру больших компаний, обладают собственным бюджетом и автономно принимают решения. Они нацелены на поиск инновационных проектов и работу с ними  в долгосрочной перспективе. Хабы служат точкой входа в корпорацию и решают конкретные задачи, которые ставит руководство организации. Это довольно гибкие подразделения, легко адаптирующиеся к новым требованиям. У них есть свои сайты, где каждый желающий может ознакомиться направлениями поиска и подать заявку на участие в проектах. 

Наличие лабораторий и хабов, как упоминалось выше, не мешает  параллельной работе акселератора. Например c PepsiCo Россия мы запустили корпоративный акселератор в 2019-м году, при том, что у компании на тот момент уже действовала своя собственная лаборатория TechLab. Сейчас отобранные проекты находятся на стадии пилотирования. 

Модель корпоративного акселератора выигрывает у других форматов взаимодействия со стартапами за счет своей комплексности и быстроты. Именно поэтому многие компании отдают предпочтение им, делая ставку на то, что смогут всего за несколько месяцев найти, проработать и подготовить к пилотам прорывные решения. Ключ к успеху — доказать стартапам  полезность инициативы, объяснить, какие преимущества они получат от программы.

Но и компаниям-организаторам акселераторов тоже нужно быть готовым к переменам ради результатов. В частности, упрощать внутренние процессы, чтобы быстро внедрять проекты, своевременно давать обратную связь, создавать специальные команды для работы с инновациями. 

Акселераторы, хабы и инновационные лаборатории предлагают стартапам и компаниям возможность расти и развивать свой бизнес, но у них есть очень конкретные различия. Важно их понимать, чтобы определить, какой из форматов лучше всего соответствует стратегическим целям организации и позволит ей получить конкурентные преимущества.

Будущее за новыми форматами

“Бум” акселераторов постепенно подходит к концу, на его место приходят другие формы работы со стартапами, более прогрессивные,гибкие и главное — результативные. Например, стартап-студии, которые дорабатывают проект вместе с научной командой, запускают пилоты с предприятиями, достраивают коммерческую часть проекта, привлекают инвестиции. В таких студиях достаточно велика вероятность вырастить «единорога». Кроме того, там появляются и идеи для будущих проектов. 

Многие компании также создают свои собственные центры по различным направлениям, например, ИИ, блокчейн, big data, и выделяют их в отдельные дочерние организации. Такие центры самостоятельно работают со стартапами и могут инвестировать в интересные проекты, запускать коллаборации.

Вероятно, в будущем крупные компании будут напрямую обращаться в такие стартап-студии или центры в поисках уникальных технологий. Число корпоративных акселераторов, напротив, может сократиться, поэтому важно разрабатывать новые продукты и решения, которые будут одинаково полезны как корпорациям, так и стартапам.

Источник: РБК Pro
Вы успешно подписались!
Будьте в курсе!
Подписываясь на ньюслеттер проекта, вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения