В конце сентября прошла серия питч-сессий, где представители функциональных подразделений отобрали стартапы для дальнейшего участия в акселераторе.
Мы решили поговорить с Романом Кошелевым, руководителем корпоративного акселератора РЖД, о том, зачем компании инновационные технологии, собирается ли она инвестировать в проекты, и насколько "инновационная среда" внутри РЖД располагает к внедрению инновационных решений.
Роман Кошелев
Руководитель корпоративного акселератора РЖД
Зачем РЖД свой акселератор?
В 2018 году в холдинге РЖД была создана экосистема открытых инноваций. Корпоративный акселератор – один из элементов этой экосистемы.
Решение создать собственный акселератор было принято после изучения деятельности международных компаний в данном направлении и крупных отечественных компаний, имеющих опыт проведения корпоративных акселерационных программ.
Есть единое окно инноваций в РЖД и Акселератор – они выполняют разные функции?
В единое окно инноваций могут поступать предложения любого уровня технологической готовности. Акселератор работает с проектами, которые соответствуют технологическому фокусу проводимой акселерационной программы – от стадии MVP. Также важным моментом является то, что подать заявку в акселератор можно только в обозначенные сроки. На данный момент мы проводим одну программу в год. В этом году, как и в прошлом, нашим партнером стала платформа по развитию корпоративных инноваций GenerationS.
А зачем сразу два «инструмента»?
На самом деле, в центре инновационного развития РЖД имеется более двух инструментов для работы как с внешними, так и внутренними инновациями:
- Единое окно инноваций – это единая точка входа всех инновационных предложений;
-
Открытые запросы – целевой поиск готовых решений по запросу бизнес-заказчика;
-
Корпоративный акселератор – целевой поиск решений по направлениям с целью быстрой проверки гипотез о применимости решений на железнодорожном транспорте;
-
PRO.Движение – краудсорсинговая платформа для сбора идей;
-
Региональные инновационные площадки – точки взаимодействия с региональной инновационной инфраструктурой;
-
Конкурс «Новое звено» – работа с активными работниками, выявление внутренних лидеров.
-
Это позволяет транслировать на рынок запросы на инновации от бизнес-заказчиков Компании, вовлекать широкий спектр инновационных решений и проектных команд различной стадии зрелости в экосистему, тестировать различные подходы в работе с инновациями.
А как общаетесь с региональной инфраструктурой?
В РЖД создана сеть из 16 региональных инновационных площадок, которые организуют поиск и пилотирование проектов и команд по всей стране. Данные региональные центры являются точками взаимодействия со стартапами, ВУЗами, научно-промышленными предприятиями, региональными органами власти и институтами развития. Команда Акселератора активно общается с региональными площадками, как в ходе проведения акселерационных программ, так и при организации пилотирования стартапов. Это отличная возможность для стартапов представить свое решение, быстро получить обратную связь от бизнес-заказчика и провести пилот «рядом с домом». Причем стартап после успешного пилота получает возможность масштабироваться по всей сети железных дорог.
Сколько человек в команде акселератора?
В акселераторе 6 человек. Это та команда людей, которые обеспечивают организацию акселерационной программы и взаимодействие стартапов с бизнес-заказчиками, являются проводниками инноваций в РЖД. Каждая программа не обходится без партнеров-организаторов, так GenerationS обеспечивает скаутинг, бизнес-экспертизу и отбор стартапов, поступающих в воронку, поскольку обладает широким спектром каналов поиска и большим пулом инфраструктурных партнеров.
А почему выбрали такой тип партнерства?
Партнеры-организаторы помогают осуществлять скаутинг, бизнес-экспертизу и отбор стартапов, так как это является одной из сильных компетенций, они обладают широким спектром каналов поиска и большой базой стартапов под любой запрос компании.
Насколько в РЖД развита инновационная культура?
Культура инноваций в Компании постоянно совершенствуется.
Например, в перечень компетенций работников входит «инновативность» – открытость новому, цифровые навыки, предложение новаторских идей и формирование среды, способствующей инновационному развитию подразделения и Компании. Эти компетенции регулярно развиваются в рамках программ корпоративного университета, как пример программа «Создание инновационной среды в организации». Что касается университета, то он в этом году занял первое место на престижном конкурсе GCCU Awards.
В рамках целевой программы «Молодежь ОАО «РЖД» с 2008 года в компании ежегодно реализуется молодежный конкурс проектов «Новое звено». Целью конкурса является развитие инженерно-технической мысли у молодых сотрудников ОАО «РЖД», дочерних и зависимых обществ, повышение инициативности в работе. Кроме того, результаты, полученные в ходе реализации проектов конкурса, используются как основа для выполнения комплексных работ, направленных на повышение эффективности производственного блока ОАО «РЖД».
РЖД можно назвать «startup friendly»?
Безусловно. Команды стартапов – как и любые активные и мотивированные люди «заряжают» своим энтузиазмом и специалистов, и руководителей.
Акселератор в этом смысле стал идеальной площадкой для прямого общения между руководителями бизнес-заказчиков и командами стартапов.
Ситуация с короновирусом внесла свои коррективы и сейчас встречи перешли в онлайн. Но благодаря этому расширилась география работы со стартап-проектами.
Большая часть проектов сейчас на этапе пилотирования решений, мы ожидаем, что многие из них успешно пройдут этот этап и перейдут в масштабирование.
Сотрудники должны знать, что происходит в компании по части инноваций?
Определенно должны, это позволяет сотрудникам включаться в процесс, проявлять инициативу по внедрению проектов. Сотрудники заинтересованы в нововведениях напрямую, так как это влияет на их производительность труда. Мы активно включаем сотрудников в рассмотрение внешних стартапов, в работу над своими внутренними проектами, мотивируем материально и нематериально за участие во внедрении проектов. Мы проводим семинары, рассылаем дайджесты новостей о деятельности акселератора, приглашаем на наши мероприятия.
В компании имеется механизм поощрения сотрудников за работу с инновациями и их внедрение в процентах от полученного эффекта от внедрения.
Почему запустили внешний акселератор?
Во-первых, нам нужно было совместить специфику железнодорожного транспорта, масштабную отраслевую экспертизу и компетенции по проведению акселерационных программ. Поэтому выбор пал на привлечение внешнего партнера, но при этом центр компетенции был создан внутри компании, на базе научного отраслевого института.
Вторая задача состояла в том, чтобы сделать механизм интеграции внешних решений в бизнес-процессы компании. Поэтому акселератор запущен с целью быстрого пилотирования решений, стартапы проходят, так называемый fast track, который позволяет за полгода отобрать релевантные проекты, найти функционального заказчика, определить его потребность, а за следующие полгода проверить гипотезы в целях РЖД, и в случае успеха перейти к масштабированию.
А как выбирали партнеров?
Партнеров приглашаем в зависимости от направления акселерационной программы. В этом году у нас направление «Логистика», поэтому партнерами стали компании транспортно-логистической отрасли, такие как Почта России, Трансконтейнер, Первая грузовая компания, DPD в России, Трансмашхолдинг, Газпромтранс, Fesco, Новотранс, ПЭК, Северсталь, Кировский завод.
Важным критерием успешного партнерства также является высокий уровень развития системы работы с инновациями, например, наличие у компании партнера подразделения по работе с инновациями. В таком случае партнерство складывается наиболее плодотворным. Мы также пригласили к партнерству венчурные фонды: Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере г. Москвы (Moscow Seed Fund), Kirov Ventures (корпоративный венчурный фонд ПАО «Кировский завод»), Фонд «Новая индустрия», Kama Flow и ЗАО «Лидер».
Взаимодействие с партнерами в рамках акселерационной программы позволяет внедрять инновации не только в одной компании, а сразу в отрасли. Также благодаря экспертам со стороны партнеров мы проводим всестороннюю оценку проектов из различных областей транспортно-логистической отрасли.
На следующий год также планируете?
В следующем году акселератор планирует продолжить работу со стартапами и партнерами, а также развивать работу с внутренними инновациями Компании. Направление следующей программы определяется исходя из потребностей функциональных заказчиков и подразделений, готовых активно работать со стартапами.
Как оцениваете, какие направления «провисают» и наиболее нуждаются в инновациях?
Учитывая, что в компании реализуется широкий круг инструментов работы с инновациями, говорить о «провисании» не совсем верно. Проводится постоянный мониторинг потребностей функциональных заказчиков и поиск под них инновационных решений.
Инвестируете в стартапы?
На данный момент в Компании нет венчурного фонда, который мог бы стать одним из инструментов для инвестиционной деятельности. В РЖД функционирует программа поддержки инноваций (ППИ), предусматривающая финансирование стартапов по результатам испытаний.
Успешные кейсы масштабирования технологии уже есть?
У нас есть кейс масштабирования проекта по распознаванию лиц O.Vision, по всей сети РЖД установлено уже более 100 устройств. Устройство позволяет обеспечить организацию пропускного режима в административное здание работников РЖД и посетителей, а также учета нахождения их в здании. Команда стартап-проекта быстро отреагировала на сложившуюся в 2020 году ситуацию оборудовало устройство датчиками замера температуры тела, тем самым обеспечила бесконтактное измерение температуры работников и посетителей зданий РЖД, исключив доступ в здание людей с признаками заболевания ОРВИ, ГРИП, covid-19 (с повышенной температурой тела). Сейчас стартап проводит работу по установке своих устройств на региональных железных дорогах.
Стартап Imredi, диджитал платформа, на данный момент интегрируется в существующую систему, что позволит улучшить сервис. Предлагаемое проектом решение позволяет увеличить эффективность и мотивацию поездных бригад, а также обеспечит прозрачность управления с целью принятия управленческих решений, связанных с премированием и дополнительным обучением персонала Дирекции скоростного сообщения.
Большая часть проектов сейчас на этапе пилотирования решений, мы ожидаем, что многие из них успешно пройдут этот этап и перейдут в масштабирование.
Успех инноваций измеряется в…
Если говорить про метрики, то наша компания не стала исключением и как для большинства крупных корпораций первые несколько лет – это воронка проектов и пайплайн. Начиная с этого года, мы оцениваем уже полученные эффекты. Конечно, есть и специфика, для ритейла или банков time-to-market значительно короче, поэтому и к экономическим метрикам они переходят быстрее.
Если говорить про факторы, которые приводят к успеху, то это, конечно же, активная заинтересованность первых лиц компании, а также вовлеченность работников на всех уровнях.
Какие сложности есть при работе со стартапами?
Основной и, пожалуй, самой сложной и важной задачей является обеспечение согласованной работы функциональных заказчиков и стартапов, так как заказчики обладают очень сжатыми временными ресурсами, поэтому стартапам необходимо быть достаточно гибкими и быстро адаптироваться к запросам компании.
Как вы понимаете, что нашли «ту самую» технологию?
У нас есть ряд входных критериев, которым должен соответствовать стартап для попадания в акселерационную программу, это соответствие технологическому фокусу, наличие минимально жизнеспособного продукта (MVP) и наличие юридического лица или готовность его создать ближайшее время. Если технология «та самая» ее пилотирование и внедрение ускоряется, об этом свидетельствует вовлеченность функциональных заказчиков и партнеров.
Бизнес-линии (их еще называют функциональные заказчики) активно участвуют в работе, ведь запрос исходит от них в первую очередь?
Работа с функциональными заказчиками является одной из основных задач акселератора, так как вовлеченность заказчиков и их активная работа напрямую связаны с эффективностью работы акселератора, позволяет стартапу чувствовать поддержку и заинтересованность в положительном результате в процессе пилотирования, что в свою очередь, позволяет внедрять решение в кротчайшие сроки. Бизнес-заказчики принимают участие в акселерационной программе с самого ее начала и до завершения: они направляют свои запросы на инновации, из которых формируется технологический фокус программы, выступают экспертами, дают свои заключения по проектам, входят в состав жюри на всех этапах отбора проектов. По итогам программы именно они являются заказчиками, с которыми стартапы проводят пилот.
Как в целом оцениваете потенциал стартапов в транспортной отрасли?
Транспортная отрасль в целом, да и железнодорожная отрасль в частности – это богатейшая «нива» для стартапов. Во-первых, в отрасли есть возможности создания новых продуктов, потребности клиентов быстро меняются. А значит, это возможности для постоянной генерации ценности бизнес-заказчиков и их для клиентов.
Во-вторых, большой объем сложных повторяемых бизнес-процессов – это широкие возможности для оптимизации, и это тоже ценность для бизнес-заказчика, которую стартап может ему принести.
Но нужно понимать, во-первых, железнодорожная отрасль содержит в себе много направлений сразу: перевозки, логистика, управление.
И, в-третьих, период выхода на рынок в железнодорожной отрасли будет дольше. В том числе из-за времени допуска на инфраструктуру, который напрямую связан безопасностью пассажиров и грузового движения.