Глава российского финансового регулятора Эльвира Набиуллина призвала отечественные банки активнее инвестировать в цифровую трансформацию, иначе уже через пять лет им предстоит «кусать локти». На открытом рынке российские компании, в том числе банки, все чаще ищут инновационные решения в формате акселераторов. Недавно свою первую акселерационную программу по поиску перспективных технологичных проектов в сфере финтеха и смежных отраслей — «МКБ Реактор» — запустил Московский кредитный банк (МКБ), одна из ведущих финансово-кредитных организаций страны. Программу реализуют совместно с GenerationS, платформой по развитию корпоративных инноваций (входит в РФПИ). О задачах акселератора, а также о решениях, которые рассчитывают найти с его помощью, «Инвест-Форсайту» рассказал Александр Феденко, руководитель направления инновационных решений МКБ.
В фокусе — клиентский опыт
— Александр, расскажите, пожалуйста, какие цели вы ставите, запуская акселератор? Какие направления приоритетны?
— Все технологии и новации, которые наш банк сегодня внедряет, служат цели повышения удовлетворенности клиента. Для нас в фокусе всех усовершенствований — выработка эффективных решений для улучшения клиентского сервиса и продуктового ряда.
При запуске акселератора мы выделили ряд векторов поиска инноваций, при этом с точки зрения бизнес-направлений делаем максимально широкий заход. Большой интерес есть как со стороны направления МСБ, так и со стороны корпоративного и инвестиционного бизнеса. Последние, возможно, даже с большими интересом и ожиданиями заходят в акселератор, потому что их потребности в инновациях удовлетворены в меньшей степени, чем у розничного бизнеса, в силу того что давление финтеха происходит в первую очередь на рынок услуг для физлиц.
С точки зрения технологий отдельным направлением выделили все, что связано с machine learning (машинным обучением) и искусственным интеллектом. Это обусловлено тем, что в этом году мы запустили большую внутреннюю экспертизу по данному направлению и готовы ее подпитывать извне как идеями, так и решениями, и ресурсами. Также намерены искать предложения, связанные с дальнейшей диджитализацией продуктов и сервисов банка, — всего, что касается взаимодействия с клиентом. Какими бы терминами его ни называли — клиентский путь, клиентский опыт, — очевидно: бизнес трансформируется в эту сторону, пытаясь отталкиваться от потребностей и нужд клиента. И если еще пять лет назад типичным был продуктовый подход, сегодня он уходит на второй план. Потребности клиентов формируют индивидуальные сценарии, которые банки стараются им предлагать.
— Связанные с блокчейном решения интересуют банк?
— Если говорить про технологию блокчейн и NFT, интерес, безусловно, есть. Мы ищем оригинальные решения, в которых ценным был бы сам сценарий использования блокчейна или цифровых активов для клиента. Несколько отойти в сторону от формата цифровых валют, цифровых денег и посмотреть совершенно в другую сторону. Например, это могут быть решения, которые позволят клиентам работать с NFT.
Сценарий для победителя
— Сколько планируете привлечь команд в рамках акселератора?
— На вход ожидаем не менее 50 команд, в итоговую воронку пилотов может попасть 10–15 решений. На каждое мы готовы выделять до 1 млн рублей. Это не грант, это покрытие расходов участника на пилот: они должны быть обоснованы.
— Как видите формат взаимодействия с победителями акселератора?
— Основным будет вполне традиционный сценарий: партнерские договорные отношения, когда мы не поглощаем компанию, а взаимодействуем с ней в формате «подрядчик-заказчик». В определенной степени это зависит и от того, что хочет сам стартап, какого формата взаимодействия. Если он хочет продать продукт, услугу, сервис, соответственно, мы будем исходить из базового сценария. Если стартап заинтересован в инвестировании, во вхождении внешнего партнера в бизнес, такой запрос мы также готовы рассматривать: например, если к нам придет компания, создавшая продукт, который может быть вписан в нашу продуктовую линейку или интегрируется с ней. Но не думаю, что таких участников будет много.
— От акселератора какой эффект для бизнеса ожидаете?
— Последние несколько лет банк развивается очень быстро, в том числе в технологическом плане. Очень многое меняется и с точки зрения позиционирования на рынке перед клиентами. И если появятся внешние команды с новыми решениями, технологиями, которые помогут нам улучшить процессы, мы будем считать это значительным успехом мероприятия.
Мы рассчитываем, что с точки зрения финансовых результатов мероприятие может быть окупаемо как минимум в среднесрочной перспективе. Сами метрики будут формироваться уже исходя из конкретных проектов, которые пойдут в активную фазу. Но такая задача тоже есть — оценить итоги акселератора по финансовому результату.
Рост клиентской удовлетворенности — еще один критерий. В данном случае оценка будет идти в разрезе конкретных проектов, акселератор в целом оценивать с этой точки зрения затруднительно, да и не вполне правильно. Необходимо понимать эффект отдельных проектов.