В рамках поддержки международной деятельности стартапов мы провели опрос среди стартапов и выявили ключевые проблемы, связанные с ведением международной деятельности. С новыми вызовами связаны как экспортная, так и импортная активность.
Наиболее насущные вопросы мы структурировали в два направления:
Ниже вы найдете ответы на вопросы по этим направлениям, информация актуальна на конец апреля 2022 года.
Партнерами гайда стали:
Как осуществлять валютные платежи и переводы иностранным контрагентам?
Самое главное сейчас – следить за новостями и не стесняться уточнять у своего банка, дойдёт ли платёж по свифту вашего контрагента и какой банк-корреспондент выбрать. Одному и тому же получателю первый платёж может пройти успешно, а следующий вернуться – к сожалению, это новая реальность. Также стоит учитывать, что сроки прохождения платежа сильно увеличились – будьте готовы, что платёж в Европу может идти 7–10 дней, а то и дольше.
На успешное прохождение платежа влияют 3 фактора:
Есть ещё четвёртый фактор – банк обслуживания российской компании, но с ним всё просто: он не должен быть под санкциями США (как лист SDN, так и CAPTA). Даже тот банк, который не попал под блокирующие санкции и технически может проводить платежи, для зарубежных банков является потенциально проблемным, следовательно прохождение платежей будет оставаться на усмотрение банка-корреспондента и получателя.
Разберём остальные факторы.
Страна контрагента. С Украиной сейчас платежи остановлены полностью, с остальными странами расчёты формально возможны.
Банк контрагента и банк-корреспондент. Это 2 звена, на которых платёж может застрять. Уточните в своём банке, отправляют ли они в банк вашего партнёра, и проконсультируйтесь насчёт банка-корреспондента.
Валюта платежа – это главное. С прохождением платежей в долларах сейчас самые большие проблемы – некоторые банки-корреспонденты из США в принципе отказывают в проведении платежа из российского банка. Евро отправляются лучше, с юанями и другими нацвалютами практически нет проблем. Ещё один вариант – трансграничный платёж в рублях, который может быть интересен для партнёров в странах СНГ, Турции.
Западные санкции коснулись банков, и российский бизнес столкнулся с проблемами при расчетах с контрагентами за рубежом. В настоящее время открыть валютный счет можно в банке, который не попал под санкции и сохранил корреспондентские счета за границей, но лучше заранее уточнять данную информацию. В настоящий момент на рынке остались платежные системы, которые позволяют проводить международные транзакции:
Есть еще некоторые сервисы, которые позволяют переводить деньги за границу. Например, Contact, Skrill, Unestream. Но эти решения или не позволяют переводить средства юрлицам, или ограничены в странах работы, или не дают возможности получить деньги на карты российских банков. Также эксперты отмечают, что криптовалюта способна стать хорошей альтернативой традиционным валютам.
Отметим, что если банк не под блокирующими санкциями и не отключен от SWIFT, то технически перевод валюты возможен. Однако европейские, американские и другие банки из недружественных стран очень часто отклоняют перевод либо на этапе банка-корреспондента, либо на этапе банка-получателя. Лучше уточнить у банка-получателя, насколько он готов принимать перевод из России из конкретного банка. Некоторые российские кредитные организации еще работают с системой SWIFT и не находятся под западными ограничениями. Не через SWIFT-перевод можно отправить средства на карты "Мир" зарубежных банков и на карты с местными платежными системами: "Белкарт" (Белоруссия); "АрКа" (Армения); "Мир" Национального банка Южной Осетии; "АПРА" (Абхазия); "Элкарт" (Киргизия); "Корти Милли" (Таджикистан); Express Pay (Таджикистан).
Иногда единственный выход — это открыть счет вне России, в странах СНГ, перевести туда рубли или до $10 тыс. в валюте в месяц и платить уже оттуда.
В текущей ситуации, когда действуют внутриэкономические ограничения и внешние санкции, платежи в иностранной валюте исполняются в течение 5-14 дней, в отличие от привычных нам ранее сроков 1-2 дня. Также следует отметить, что необходимо отслеживать исполнение платежа с помощью внутрибанковских программ.
По оплате импортируемых услуг введено ограничение по авансам, не более 30% от суммы контракта, ЦБ может выдать разрешение на увеличение аванса, например, на транспортные услуги, но на консультационные и маркетинговые услуги, скорее всего, получить не получится. Однако, по импортируемым товарам нет ограничений на переводы авансов.
Наличные и командировочные расходы в валюте – ЮЛ за период с 10.03.2022 по 10.09.2022 могут снять всего $5 тыс. Но также можно подать ходатайство об увеличении лимита – для этого необходимо подать заявление в обслуживающий банк, который согласовывает с ЦБ увеличение лимита.
Также можно перечислять валюту своим представительствам и филиалам, либо сотрудникам, которые работают в этих филиалах для оплаты за товары.
Возможет перевод денежных средств физическому лицу в валюте, но с ограничением в $10 тыс. в месяц.
Получать деньги за оказанные работы/услуги могут филиалы, например, в Казахстане, однако полученную выручку обязательно необходимо зачислить на транзитный счет в РФ для дальнейшей продажи в размере 80%, либо получить разрешение Минфина на зачисление выручки в филиал, находящийся не в РФ.
Чтобы не продавать валюту и не терять на конвертации денежные средства, можно полученной экспортной выручкой оплатить за товар поставщику-нерезиденту в этой же валюте - необходимо оформить вычет из экспортной выручки в обслуживающем банке.
Допускается взаимозачет импорта (с соблюдением срока возврата аванса) и экспорта (кроме леса и сырьевых энергетических товаров, без требования о репатриации) в рамках одного поставщика-покупателя.
Для оперативной работы по экспорту/импорту – переводы и получение валюты, ввоз/вывоз товаров и оказание работ/услуг необходимо открыть представительства/филиалы в регионах (например, в Казахстане).
Также в настоящее время наиболее удобно проводить платежи по ВЭД через дочки иностранных банков, пока еще работающие в РФ. По ним риск включения в санкционные списки минимален.
Что делать, если иностранные банки (даже из дружественных стран) отказываются принимать в долларах от российского юридического лица? Как получить платежи за уже оказанные услуги?
Центробанк советует для получения заграничных переводов:
После получения оплаты надо исполнить новую обязанность — продать 80 % любой иностранной валюты. А наличную валюту снять нельзя, только в рублях — разъяснения Центробанка по санкциям.
Способы получения денег:
Как в текущих условиях работать с дистрибьюторами в европейском направлении (и как работать с Европой в целом?)
На текущий момент, прежде чем отгрузить груз из Европы необходимо убедиться, что выполняется одновременно КАК МИНИМУМ два условия:
Есть много ресурсов, где можно посмотреть нормативные документы ЕС, в которых отражены санкции в отношении России. Например, можно проверять попали ли те или иные коды ТН ВЭД под санкции тут.
В случае, если эти два условия соблюдены, необходимо фактически заново разработать логистическую составляющую процесса, т.к. все выстроенные и наработанные цепочки на сегодня разорваны.
В нынешних быстро меняющихся реалиях мы рекомендуем два варианта отправки грузов из ЕС в РФ – авиа и авто.
Авиационные отправки сейчас работают в крайне ограниченном режиме – ведь почти все авиакомпании перестали выполнять рейсы в/из РФ (как зарубежные, так и российские). Поэтому здесь есть варианты транспортировки, которые мы рекомендуем, а именно – через Стамбул, Дубай и т.д.
Пример: морская доставка из ОАЭ
Если ранее все контейнеры по этому маршруту спокойно доплывали до Санкт-Петербурга, то сейчас все морские линии, которые были перевозчиками по этому маршруту, перестали доставлять грузы в наш порт, поэтому необходимо искать новый маршрут и новых перевозчиков. Теперь можно возить так: ОАЭ-Мерсин, Турция - далее перевозим по земле в Самсун, Турция - далее по Черному морю в Новороссийск, где делаем таможенное оформление и отправляем по России куда необходимо.
Сухопутная доставка грузов пока возможна, несмотря на запрет проезда по ЕС перевозчикам из РФ и РБ. После этого запрета рынок автоперевозок находится в шоковом состоянии – перевозчики задирают ставки в разы, а грузовладельцы готовы на всё, лишь бы доставить груз. Однако, этот вариант тоже возможен и при ограниченности выбора компании его используют.
Возможны несколько вариантов для автоперевозок грузов из ЕС на текущий момент:
Сегодня в России на рынке логистики работают сотни компаний различного калибра, а выбор подрядчика для грузовладельца огромный.
Выбирать крупного оператора или небольшого – индивидуальное решение заказчика. Многим комфортнее работать с подрядчиками, имеющими огромное количество филиалов, но есть и недостаток такой работы – отсутствие индивидуального отношения. Если с грузом вашей компании абсолютно всё в порядке – вы можете не беспокоиться за него. Однако, стоит возникнуть непредвиденным вопросам, например, на таможне (а они периодически возникают даже с абсолютно, 100% верно оформленной поставкой), то тогда, увы, вряд ли стоит ждать индивидуального решения вашего вопроса – вашим вопросом займутся только когда решат все остальные, либо, вообще не будут давать внятной обратной связи.
Что касается небольших логистических компаний, то здесь вы можете получить полное внимание и индивидуальное отношение к вам клиентского менеджера, но при этом есть риски надежности компании и сохранности вашего товара - каждый год сотни логистических и таможенных компаний закрываются и уходят с рынка.
Именно поэтому, на наш взгляд, оптимальным решением в большинстве ситуаций является транспортно-логистическая компания средних размеров.
Мы бы обозначили следующие критерии при выборе поставщика логистических и таможенных услуг: