Сложившаяся в России экономическая и политическая ситуация, как ни странно, открывает для отечественных компаний новые возможности для экспорта. Сотрудничество с Европой сейчас затруднено, однако многие азиатские и ближневосточные страны открыты для партнерства с нашей страной. Более того, в нынешних условиях у российских производителей и поставщиков есть шанс если не заменить, то по крайней мере существенно дополнить список игроков на некоторых рынках, где традиционно сильно влияние американских и европейских компаний. Найти такие ниши отечественному бизнесу помогает в том числе Российский экспортный центр, на базе которого при поддержке нацпроекта «Международная кооперация и экспорт» создана комплексная цифровая экосистема «Одно окно».
Одна из российских компаний, которая решила воспользоваться ситуацией и переориентировать свой сбыт на восток, — VR Concept. Это IT-стартап, путь к созданию которого начался 15 лет назад и который впоследствии стал одним из первых разработчиков технологий виртуальной реальности для российской промышленности. В 2019 году команда VR Concept стала резидентом «Сколково» и заполучила первых клиентов в Европе, но грянувшая пандемия COVID-19 и последующие события свели на нет все усилия по выходу на этот рынок. Гораздо более перспективными для компании стали Китай, Южная Корея, Индия и ОАЭ.
О том, как развивалась VR Concept, расскажем в нашей статье.
Полностью отечественная продукция компании VR Concept, появившейся в 2014 году, сегодня позволяет создавать, например, VR-модели нефтеперерабатывающих заводов в реальном масштабе, по которым виртуальные аватары заказчиков, инвесторов, проектировщиков могут вместе перемещаться, чтобы в реальном времени рассмотреть объект и обсудить необходимые детали текущего проекта. Вместо завода в приложение можно загрузить 3D-модель любого объекта: дома, квартиры, яхты. Работать с цифровыми двойниками можно не только в шлемах виртуальной реальности, но и в специально оборудованных комнатах (CAVE).
Пока что так использовать виртуальную среду попробовали немногие крупные промышленные компании. Например, Центр технологий судостроений и судоремонта в Санкт-Петербурге использует VR Concept для снижения количества ошибок на производстве и их стоимости, повышения качества продукции с точки зрения эксплуатации, а также сокращения времени на согласование и сроков реализации проектов.
Центр инновационного развития компании «Синара Транспортные машины» (одного из лидеров отечественного транспортного машиностроения) в 2019 году внедрил системы виртуального прототипирования VR Concept для экспресс-обучения сотрудников предприятия. Кроме того, технология успешно применяется для анализа эргономики обслуживания и ремонта локомотивов, анализа конструкции и представления продукции на выставках и конференциях.
Сергей Фадеичев/ТАСС
А дочерняя компания «Газпром нефть» «Газпромнефть — Цифровые решения» использовала разработки VR Concept для внутренней программы цифровой трансформации. Возможности VR Concept используют для приемки моделей в виртуальной реальности, контроля соответствия реального объекта его модели и для обучения и аттестации персонала.
Пока что гораздо активнее компаний технологиями виртуальной реальности интересуют школы и университеты, которые готовят будущих инженеров и конструкторов. Например, в Белгородском государственном технологическом университете им. В. Г. Шухова разработки VR Concept пригодились для обучения специалистов по информационному моделированию зданий (BIM). Студенты и преподаватели коллективно работают с BIM-моделями будущих сооружений в виртуальной среде, что позволяет учащимся получить навыки виртуального прототипирования. Кроме того, студенческие проекты в VR демонстрируют экспертам на выставках.
В 2018 году VR Concept заняла 3 место в крупнейшем в России и СНГ корпоративном акселераторе GenerationS. Команда проекта задумалась о выходе на европейский рынок и в 2019 году потратила на это много ресурсов. По словам основателя VR Concept Дениса Захаркина, компания провела более 300 встреч с клиентами, десятки переговоров с инвесторами, тратила время и ресурсы на подготовку к открытию там офиса, участвовала в выставках и делала первые продажи.
«Специфика нашего продукта в том, что многие не представляют себе, что мы умеем, и нужно просто надеть клиенту шлем на голову и показать. А для этого необходима личная встреча», — объясняет основатель компании.
А затем пришла пандемия. Все личные встречи и контакты были поставлены на паузу. VR Concept лишилась почти всех своих контрактов. От «смерти» стартап спас только грант Фонда содействия инновациям. Напряженная геополитическая ситуация в последующие годы стала дополнительным ударом.
И все же, несмотря на все сложности, команда, пережившая пандемию, устояла и даже расширилась до 25 человек.
основатель VR Concept Денис Захаркин
В отличие от 2020 года сегодня у компании нет ни одного приостановленного проекта.
«2022 год для нас начался с точки зрения рынка просто отлично, мы провели пять сделок, такого никогда не было», — делится основатель VR Concept.
Сергей Фадеичев/ТАСС
По его словам, крупные компании сейчас, как и в пандемию, пересматривают свои стратегии, но в отличие от прошлого раза не секвестируют расходы, сокращая их на определенную долю по всем статьям бюджета.
«Одно из наших конкурентных преимуществ — поддержка международных компаний и вузов, которые с нами работают и хорошо нас знают. Конечно, на нашем рынке тоже есть проблемы. Например, оборудование для VR — шлемы, очки, контроллеры и так далее — по большей части зарубежное. А оно необходимо для того, чтобы заказчики могли работать с нашими продуктами. Российское оборудование тоже есть, но его заметно меньше или оно находится на стадии разработки. И, конечно, это оборудование выросло в цене. При этом его все равно покупают», — отмечает Денис Захаркин.
На сегодняшний день у VR Concept более 70 клиентов в России и за рубежом.
Вместо Европы VR Concept переориентируется на рынки Китая, Южной Кореи, Индии и ОАЭ. Тем более, что один из партнеров компании тайваньская HTC. Эти направления VR Concept начала прорабатывать еще в 2019 году, когда только задумалась о выходе на международный рынок.
По мнению Дениса Захаркина, эти страны — очень перспективный рынок для российского ИТ. Например, арабские рынки сильно «завязаны» на продукты из США и Европы. В свете последних событий они хотят снизить эту зависимость и сейчас развернулись в сторону России. Наши технологии могут не заменить, а дополнить уже существующие на их рынке, уверен основатель VR Concept.
Предпринимателям с небольшим опытом международной торговли, которые хотят отправить свою продукцию на экспорт, готовы помочь Российский экспортный центр и Минпромторг. Зарегистрировавшись на платформе «Мой экспорт», которая развивается при поддержке нацпроекта «Международная кооперация и экспорт», предприниматели получают доступ к образовательным курсам и маркетинговой аналитике от опытных экспертов. Помимо адресных консультаций малый и средний бизнес может рассчитывать на помощь в участии в международных выставках, организацию корпоративных программ повышения конкурентоспособности и льготное банковское финансирование.