Акселерационная программа. Зачем это крупному бизнесу? - Медиацентр
Телефон:
Адрес:
123112, г. Москва, Пресненская наб., д. 8 стр. 1
Поиск по сайту
14 июня 2022

Акселерационная программа. Зачем это крупному бизнесу?

В инновационной экосистеме акселераторы играют роль дополнительной инфраструктуры, которая оказывает поддержку как стартапам, так и корпорациям. Благодаря акселератору, стартапы получают возможность быстрее выйти на заказчиков и расширить портфель своих клиентов, а корпорации — внедрить технологичные инновационные решения, получив ряд конкурентных преимуществ на рынке или существенно сократить какие-либо затраты.

Самый первый акселератор Y Combinator появился в США в 2005 году. Именно благодаря такой программе смогли выйти на рынок и добиться успеха Airbnb, Dropbox, Reddit и другие известные стартапы. О том, что из себя представляют корпоративные акселераторы в российской экономике, рассказывает директор платформы по развитию корпоративных инноваций GenerationS Екатерина Петрова.

 

Корпоративные и бизнес-акселераторы

Сегодня и в России, и за рубежом без инноваций не обходится ни одна серьезная компания. Пандемия ускорила осознание того, что без прорывных технологий невозможно дальнейшее успешное развитие. Многие компании и до пандемии проводили акселерационные программы, просто сейчас, к удивлению, их стало гораздо больше. Некоторые корпорации сегодня предпочитают создавать и свои собственные корпоративные акселераторы, которые помогают успешному внедрению инновационных решений и обеспечивают постоянный поток интересных стартапов.

Можно сказать, что корпоративный акселератор выполняет функции единого окна по поиску технологических решений, аккумуляции всех запросов, которые есть внутри компании у различных департаментов, так называемых бизнес-линий. При его поддержке и координации выстраивается скаутинг проектов, осуществляется пилотирование решений, определяются проекты, которые могут быть потенциально масштабированы на всю компанию и т.д. Ведь любое инновационное решение имеет успех, если оно реально протестировано в компании, работает и соответствует всем необходимым требованиям и стандартам. Конечно, иногда пилотирование проходит небыстро: некоторые компании должны снять статистику и посмотреть, как технология будет работать в долгосрочной перспективе. Это может занимать и полгода, и год.

При запуске акселерационной программы, каждая компания определяет свои требования к стартапам-участникам: уровень зрелости продукта, объемы продаж, готовность масштабироваться и т.д. Причем рассматриваются, как правило, зрелые компании, а не стартапы, которым нужны инвестиции. Многие компании не готовы выступать в роли инвестора, им ближе формат индустриального партнерства. Также, исходя из задач заказчика, решается как будет проходить акселерационная программа. Обычно она состоит из следующих ключевых этапов:

  • Поиск проектов (скаутинг). Важно отметить, что на этапе отбора проектов в некоторых случаях компании могут запросить бизнес-план и учредительные документы.
  • Экспертиза. Обычно длится не больше месяца, но бывают и индивидуальные кейсы.
  • Питч-сессия. Определяются проекты, которые пройдут в акселерационный этап. Обычно это 50% от тех, кто представил свое решение.
  • Акселерация проектов. Чаще всего включает программу пилотирования.
  • Демо День. Стартапы представляют свои решения первым лицам компании и партнерам программы, если такие участвовали и были заказчиками на технологии. В среднем корпорации отбирают не более 10-15 проектов, всё зависит от бюджета и кадровых ресурсов.

Многие компании сейчас немного модифицируют формат акселерационной программы, добавляя или исключая какие-то элементы, чтобы она была максимально полезна и продуктивна с точки зрения результатов.

Если с первыми тремя пунктами всё понятно, то акселерационный этап заслуживает особого внимания, потому что именно он самый продолжительный и ключевой. В рамках акселерационного этапа ведется подготовка к Демо Дню: доработка проекта и его тестирование с внутренними экспертами компании. Иногда проходят менторские сессии с приглашенными внешними экспертами. Однако сегодня всё больше компаний отказываются именно от этого блока, получая фидбэк от стартапов, что этот элемент акселерационной программы не несет для них ценности. Важнее провести время, общаясь с внутренним заказчиком компании, который может в будущем заинтересоваться развитием технологии в периметре корпорации на постоянной основе.

В качестве примеров корпоративных акселераторов можно привести первый цифровой акселератор СИБУРа и акселератор МКБ, которые были запущены при поддержке GenerationS в 2021 году. Программа СИБУРа была сфокусирована на поиске инновационных цифровых инструментов для ежедневной деятельности сотрудников, корпоративного образования и HR. За четыре месяца акселерации 9 команд-финалистов совместно с функциональными заказчиками компании смогли разработать и протестировать прототипы цифровых продуктов, которые были представлены в октябре 2021 года на Демо Дне. По итогам 8 команд-участников получили возможность продолжить развивать свои продукты с целью дальнейшего масштабирования в компании.

Стоит отметить, что у некоторых компаний, например, PepsiCo (лаборатория TechLab), есть свои лаборатории и отделы по инновациям, однако они также прибегают к помощи внешних партнеров в виде корпоративных акселераторов, которые обладают большими ресурсами.

Бизнес-акселераторы являются институтами поддержки стартапов. Они выступают программой по ускорению развития стартапов и поиску клиентов в лице корпораций и фондов. Эффект достигается за счет менторства, обучения, финансовой и экспертной поддержки и создания специальной катализирующей среды. Чаще всего программа акселератора длится от 3 месяцев, но иногда она может достигать и 6 месяцев. Одно из главных отличий бизнес-акселераторов от корпоративных заключается в том, что первые создаются не в рамках отдельной корпорации.

Главные особенности бизнес-акселератора:

  • Формирование состава акселератора происходит на конкурсной основе. Это значит, что все команды проходят строгий отбор. Хотя число заявок может превышать несколько тысяч, в один набор смогут пройти только несколько десятков команд.
  • Прошедшие отбор команды проходят подготовку в одно и то же время, что дает участникам возможность общения и взаимной поддержки.
  • Посевное финансирование (инвестиции в бизнес на раннем этапе развития) стартапов и получение дохода за счет роста стоимости доли в капитале проинвестированных проектов.

 

Задачи корпоративного акселератора

У каждого акселератора есть четкий KPI, обозначены результаты, к которым он должен прийти по итогам программы. Результаты измеряются успешностью пилотных проектов. Акселератор же служит своего рода конкурентной воронкой стартапов. Например, за семь лет существования на рынке GenerationS сформировал воронку из более 20 000 стартапов, к которым есть доступ у различных партнерских венчурных фондов. GenerationS таким образом выступает в роли коннектора.

 

Финансирование стартапов

Как я писала выше, не все компании готовы инвестировать в стартапы на начальной стадии. Многие из них ищут зрелые решения, оценивают уровень подготовки стартапа и его возможности. Например, в июне прошлого года американская компания-разработчик программного обеспечения Mitek купила стартап ID R&D с петербургскими корнями. Стартап уже был на рынке некоторое время и успел зарекомендовать себя. Он занимается разработкой системы распознавания пользователей, которая анализирует голос, лицо и поведение человека с использованием искусственного интеллекта. Это особенно важно при проведении крупных транзакций, предоставлении биометрических данных.

Со зрелыми стартапами корпорации продолжают взаимодействие как с индустриальными партнерами,  здесь совершаются крупные сделки. Например, в 2020 году платформа Miro (тоже выпускник GenerationS), предназначенная для удаленной работы команд и разработанная россиянами, привлекла 50 млн долларов от американского фонда ICONIQ Capital. Игровая компания 110 Industries получила 20 млн долларов от инвестиционной компании Романа Абрамовича Norma Investment, GEM Capital и кинопродюсера Сергея Корнихина. Однако такие инвестиции приходят не сразу.

GenerationS, как платформа по развитию корпоративных инноваций, поддерживает стартапы, помогает им развиваться и дорабатывать свои решения под нужды заказчиков, поскольку хорошо знает рынок и корпорации. Например, можно вспомнить стартап VeeRoute — оптимизатор, направленный на решение логистических задач. С помощью GenerationS компания смогла запустить пилотный проект совместно с «М.Видео», который впоследствии был масштабирован на группу «М.Видео – Эльдорадо». В процессе пилота продукт был доработан: в него добавили указание причин недоставки, указание типа и вида заказов, просмотр, редактирование и комментарии к заказу, место оформления, тип клиента, быстрый звонок в техподдержку, собственная статусная схема, перенос доставки в рамках одного дня. В итоге компания привлекла в 2018-2019 годах около 2 млн долларов инвестиций, вышла на рынок Казахстана и продолжает расширять географию присутствия.

Успех стартапов и широкое практическое внедрение продуктов, которые они предлагают, объясняет, почему многие крупные корпорации не отказались от акселерационных программ даже в непростых экономических условиях.

  • Производитель минеральной воды «Боржоми» на каждом рынке внедряет локальные решения. Именно поэтому в России компания планирует продолжить работать с местными стартапами, причем этап пилотирования намерена проводить оперативно, в режиме fast track. Сейчас в «Боржоми» проявляют интерес к проектам, связанным с повышением эффективности работы в любой области: от производства до логистики.
  • «Билайн» в качестве приоритета на 2022 год определил работу с отечественными компаниями, которые могут заменить иностранных производителей ПО. Достаточно часто стартапы предлагают именно такие решения. «Билайн» будет рассматривать в первую очередь идеи в области создания облачной инфраструктуры, кибербезопасности, предложения по цифровым продуктам в сегменте B2B, AdTech/MarTech и т.д. Правда фаундер, который приходит к «Билайну», должен учитывать требование компании: она рассматривает стартапы, которые демонстрируют двузначные показатели роста от квартала к кварталу и кратно год от года.
  • «Росатом» по-прежнему остается лидером отрасли и планирует продолжить работу со стартапами. Компания выдает гранты, осуществляет портфельное инвестирование, помогает стартапам в маршрутизации проектов внутри отрасли. Сейчас «Росатому» особенно интересны проекты, направленные на создание новых логистических цепочек.
  • «PwC в России» (переименована в «Технологии доверия») сообщила о том, что продолжает ориентироваться на работу с инновациями. В компании есть собственная программа поддержки внешних и внутренних инноваций, в том числе в ней могут принять участие сотрудники. Стартапы разной степени зрелости могут принять участие в программе Venture Hub. Предоставляется также fast track по пилотированию.

 

Как акселератору выйти в прибыль

Чтобы акселератор выходил в прибыль, у него должно быть не меньше 30-35% активно развивающихся стартапов. Эти проекты должны быстрее расти, привлекать рыночных инвесторов. Это абсолютно закономерно: по мере роста проекта и улучшения продукта, стартап, как правило, стремится к масштабированию на рынке. Соответственно, у него должно появляться больше клиентов. Если у акселератора 30% таких успешных стартапов, то это дает возможность окупать все затраты с точки зрения организационной модели.

Источник: biz-anatomy.ru
Вы успешно подписались!
Будьте в курсе!
Подписываясь на ньюслеттер проекта, вы соглашаетесь с условиями пользовательского соглашения