Платформа по развитию корпоративных инноваций GenerarionS и Высшая школа менеджмента СПбГУ при поддержке и участии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации провели исследование "Лучшие кейсы корпоративных инноваций в России". Было опрошено более 50 крупных компаний в период с 11 января по 31 марта 2023 года по итогам их инновационной деятельности за 2022 год.
Инновационное развитие в стране находится в активной стадии своего развития, - свидетельствуют данные исследования. Пандемия COVID-19 и существующие геополитические вызовы стали стимулом для инновационного развития компаний и импортозамещения - количество инноваций возросло более чем в 50% компаний. Абсолютное большинство представителей топ-менеджмента (92%) поддерживают инновационную деятельность и отмечают, что инновации занимают важное место в организационной структуре их бизнеса. В среднем же около 30% сотрудников опрошенных бизнесов вовлечены в инновационные процессы.
Заместитель Президента - Председатель правления Банка ВТБ, директор ВШМ СПбГУ Ольга Дергунова: "Глобальные тренды и изменения - это одновременно и вызовы, на которые нужно эффективно и своевременно отвечать, и возможности, которыми можно воспользоваться. Сегодня прийти к результативности можно только совместными усилиями. Научная и практическая экспертиза в вопросах управления Высшей школы менеджмента СПбГУ и опыт внедрения инновационных решений платформы GenerationS позволили впервые в России определить факторы успеха в развитии корпоративных инноваций. Полученные результаты должны стать основой для формирования эффективной системы управления инновациями в российских компаниях, поскольку базируются на детальном анализе деятельности лидеров рынка и подтверждены синергией науки и практики".
Наиболее популярным инструментом поиска инновационных решений в крупных компаниях являются акселерационные программы. В 2022 году 69% респондентов отбирали технологические решения для последующего внедрения через акселераторы. Также используются проведение хакатонов, собственных исследований и внедрение внутренних разработок, создание совместных предприятий и центров R&D, осуществление технологического скаутинга, создание корпоративных венчурных фондов. 79% опрошенных предприятий имеют в своей организационной структуре подразделение по работе с инновациями. Для того чтобы сформировать стимулы к работе с инновациями, 86% респондентов разработали и используют системы мотивации сотрудников к инновационной деятельности. Мотивируют сотрудников как материальными, так и нематериальными поощрениями, при этом преобладают нематериальные меры.
Директор платформы по развитию корпоративных инноваций GenerationS Екатерина Петрова: "Промышленные предприятия все чаще приходят к пониманию необходимости осуществления инновационной деятельности. Внедрение инноваций в производственные процессы все больше рассматривается ими как один из самых главных способов повышения конкурентоспособности производимой продукции, поддержания высоких темпов развития и уровня доходности. Поэтому предприятия, преодолевая различные трудности, начали своими силами вести разработки в области технологических инноваций или привлекать экспертов по их внедрению через акселерационные программы или поиск инновационных стартапов".
Представленные в исследовании инструменты и подходы работы лидеров инновационной деятельности могут стать примером для тех, кто только переходит на модель "открытых инноваций". В исследовании приняли участие ВТБ банк, МТС, Аэрофлот, ГМК Норильский Никель, ОК Русал, Лукойл, Северсталь и другие отраслевые лидеры и драйверы российской экономики.