Эксперты определили ключевые soft skills, которые будут востребованы наряду с высшим образованием
Эксперты научно-образовательной среды и представители бизнес-сообщества на полях Петербургского международного экономического форума в ходе дискуссии «В фокусе — надпрофессиональные компетенции: эффективное развитие ключевых компетенций для будущего рынка труда» определили ключевые soft skills, которые будут востребованы наряду с высшим образованием. В дискуссии приняла участие директор платформы по развитию корпоративных инноваций GenerationS Екатерина Петрова.
Обучение необходимым современному человеку технологиям и методам развития надпрофессиональных навыков и компетенций должно стать частью образовательной и воспитательной работы в российских вузах. К такому выводу пришли эксперты в ходе дискуссии.
Заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Ольга Петрова: «Задача вуза состоит не только в том, чтобы дать базовые, фундаментальные знания по выбранной специальности, но и надпрофессиональные компетенции. Это позволит выпускникам быть более конкурентоспосообными на рынке труда. Кроме того, мы должны выстраивать бесшовную коммуникацию между университетами и работодателями для того, чтобы лучше понимать востребованность передаваемых навыков молодому поколению».
Эксперты также уделили большое внимание рассмотрению практических подходов к развитию надпрофессиональных компетенций в высшем образовании. Особенно важным становится выявление конкретных мер, которые могут быть реализованы в ближайшем будущем для улучшения качества высшего образования в России и подготовки выпускников, готовых к быстрой и эффективной адаптации в быстро меняющемся мире.
«Надпрофессиональные компетенции, такие как эффективное обучение и саморазвитие, умения работать в команде, быстро принимать решения и действовать в новых условиях становятся все более важными для карьерного роста. Корреляция между универсальными компетенциями и профессиональным успехом очевидна, поскольку специалисты, обладающие этими навыками, способны быстрее адаптироваться к постоянно меняющимся условиям, выделяться на фоне конкурентов и достигать профессиональных целей, — сказал заместитель генерального директора АНО «Россия — страна возможностей» Дмитрий Гужеля. — Кроме того, «гибкие навыки» напрямую влияют на бизнес-показатели российских компаний, большинство из которых сегодня работают с учетом разного рода внешних ограничений и санкций. Потому сотрудники, способные находить нестандартные решения, быстро реагировать на новые вызовы и эффективно взаимодействовать как внутри компании, так и за ее пределами, помогают предприятиям повысить эффективность всех производственных процессов, как следствие, сделать бизнес успешным, стать лидером на рынке». В ходе дискуссии участники пришли к выводу, что эффективные надпрофесиональные компетенции должны быть реализованы и внедрены на основе фундаментальности образования, сближения с высокотехнологичным бизнесом, а также путем приобретения и развития навыков на стыке интеллектуальных, культурных и нравственных способностей каждого обучающегося».
Директор платформы по развитию корпоративных инноваций GenerationS Екатерина Петрова: «Наша команда работает со студентами российских вузов в рамках федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства», ежегодно совершенствуя свой подход к работе с молодым поколением, основываясь на потребностях российского бизнеса. Только за 2024 год наши тренинги прошли более 6000 тысяч студентов со всей России. Несмотря на то, что проект направлен на раскрытие предпринимательского потенциала молодежи и подготовку профессионалов в области технологического предпринимательства, полученные навыки также отвечают требованиям российских корпораций к молодым кадрам — умение принимать решения и выносить собственные суждения, критическое мышление, креативность, адаптивность и эмоциональный интеллект.
Очень важно, чтобы образовательная среда и бизнес выстраивали эффективный диалог для раскрытия потенциала молодых кадров через синергию научной деятельности, социальной активности, бизнес-практики и института наставничества».
В дискуссии также приняли участие Мария Василькова, Член комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по промышленности и торговле, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Наталия Киселева, Заместитель Губернатора Томской области по образованию, молодежной политике и цифровому развитию, Иван Романчук, Ректор Тюменского государственного университета, Виталий Терентьев, Директор по связям с государственными органами, HeadHunter, Юлия Ужакина, Генеральный директор, АНО «Корпоративная академия Росатома» и другие.