Мировой рынок ждет прорывных решений в сферах виртуальной и дополненной реальности. Рассказываем, какие разработки в области этих технологий есть у российских стартапов и где они применимы
Интерес к технологиям виртуальной и дополненной реальности остается высоким вот уже десяток лет. Однако аналитики спорят о перспективах таких разработок: кто-то уверен, что в ближайшие годы технологическую индустрию ждет расцвет VR/AR. Другие же считают, что бума не будет — момент внедрения виртуальной реальности в жизнь уже упущен.
В 2014 году, когда Facebook купила производителя шлемов виртуальной реальности Oculus, звучали идеи, что VR станет популярнее смартфонов. К 2020 году «хайп» угас, но тут на сцену вернулась Apple. С 2017 года, когда был анонсирован ARKit, компания не показала чего-то особенно значимого в рассматриваемой области. Но в мае 2020 года Apple приобрела компанию NextVR, которая занимается созданием контента для устройств виртуальной и дополненной реальности. Теперь все ждут от «яблочной» компании выпуска собственного устройства либо большого медийного проекта, связанного с VR/AR.
Тем временем другие игроки рынка развивают свои продукты виртуальной и дополненной реальности. Они уже применяются во множестве сфер, помимо игровой: ритейле, модной индустрии, дизайне, строительстве и прочих. Активными пользователями и даже лидерами в части применения VR/AR стали крупные промышленные компании — эти технологии задействованы в производстве машин и крупной техники, на сложных производствах и в других сегментах.
Создаваемые в сфере VR продукты позволяют обеспечивать непрекращающийся и весьма внушительный поток инвестиций. Команды молодых и перспективных инженеров создают универсальные решения, которые могут быть применимы в различных сферах, тем самым обеспечивая привлечение самых разных клиентов. О наиболее интересных российских стартапах, которые разрабатывают VR/AR решения для самых разных индустрий, мы рассказываем в нашей подборке. Все проекты, представленные ниже, являются выпускниками GenerationS, крупнейшего корпоративного акселератора России и СНГ, созданного РВК.
Стартап Myspark занимается разработкой наручного браслета, который работает по принципу электромиографии или ЭМГ (от греческого myos — мышца) на базе нейронной сети. Через специальные датчики прибор считывает разность потенциалов мышечной активности и преобразует их в сигнал для электронных устройств.
При добавлении VR решение позволяет моделировать любую ситуацию и виртуально передвигать разнообразные предметы. Одна из ключевых особенностей решения — точное определение положение руки в пространстве, чего мировым разработчикам VR пока еще не удалось достичь. Существующие технологии сильно зависят от окружающей среды и радиуса действия, им не хватает мобильности.
Проект уже нашел индустриального партнера — белорусский завод «Полесье». Производитель совместно с Myspark запускает линейку детских игрушек, которые управляются движениями руки. Также партнер выступает и продавцом, поставщиком продукции на рынок — в магазины России, Белоруссии, Казахстана, Европы и не только.
Кроме того, Myspark удалось заинтересовать своими браслетами реабилитационные центры для детей. По мнению специалистов реабилитационных центров в Санкт-Петербурге и Москве, игровая форма занятий очень важна для восстановления детей после операции — заставить их заниматься обычными упражнениями, как и взрослых, очень сложно.
C 2019 года Myspark находится в процессе реорганизации и слился с компанией «Бионик Натали».
Компания CGF Инновации разрабатывает ряд технологических продуктов для кино, теле- и гейминдустрии. Среди решений есть те, что ускоряют процессы и помогают оптимизировать бюджеты на разных стадиях производства проектов.
CGF ViewGа — это платформа виртуального продакшена, позволяющая в режиме реального времени создавать превизы, снимать трехмерные кадры, делать скаутинг локаций, совмещать живые съемки с виртуальными объектами и компьютерными персонажами.
CGF Nimble — система захвата и переноса мимики человека на 3D-персонажа, позволяющая автоматизировать лицевую анимацию цифровых двойников и компьютерных персонажей, говорящих животных и вымышленных героев.
Частью виртуального производства CGF является технология фото- и 3D сканирования объектов и персонажей. Сканирование позволяет повысить скорость создания трехмерных моделей и достичь высочайшей детализации моделей и текстур любых размеров.
Стартапы CGF ViewGа и CGF Nimble участвовали в производстве кинокартин «Он Дракон», «Время первых», «Напарник», «Экипаж», «Потерянный в России», а также VR-фильма «Эффект Кесслера». Творческая постановка камер, сделанная с помощью CGF ViewGа в анимационном проекте «Чик Чирик», была оценена на нескольких международных анимационных фестивалях.
CGF — трижды лауреат премии «Золотой орел» в номинации «Лучшие визуальные эффекты» (к/к «Экипаж» — в 2016 году, «Время Первых» — в 2017 году и «Движение вверх» — в 2018 году). Компания является многолетним партнером «Кинокомпании «СТВ», «Студии «ТРИТЭ» Никиты Михалкова и кинокомпании «Базелевс».
Стартап Up Your Style разрабатывает технологию для автоматизации подбора товаров по фото. Решение может использоваться в интернет-магазинах одежды и аксессуаров. Подбор осуществляется по фото пользователя при помощи нейронных сетей. Человек загружает свое фото в полный рост на сайт, а система распознает детали его внешности и одежды и рекомендует купить товары или готовые луки из ассортимента магазина, подходящие именно к его внешности и гардеробу.
При этом технологии AR для виртуальной «примерки» образов помогают пользователю преодолеть боязнь ошибиться с выбором который часто присутствует при онлайн-шопинге, и не «закопаться» в бесконечном выборе вещей.
По итогам прохождения акселератора GenerationS в 2017 году решение Up Your Style было внедрено в компании Faberlic.
С 2014 года VR Concept развивает собственное программное обеспечение для коллективной работы в виртуальной реальности.
Компания создает универсальное программное обеспечение для совместной работы с цифровыми двойниками проектируемых изделий в VR, которое легко интегрируется в другие системы и не требует от пользователя специальных знаний и навыков программирования. Есть поддержка импорта инженерных форматов CAD и BIM. VR Concept реализован на 3D движке собственной разработке и входит в реестр российского программ.
VR Concept позволяет организовывать дистанционные совещание в VR неограниченного числа пользователей за минуту, что решает задачу погружения пользователей в комфортные для них условия и видеть друг друга, при этом находясь в разных точках мира. VR Concept обладает функционалом виртуального прототипирования, который позволяет, быстрее и качественнее определить ошибки в проекте и оценить эргономику, провести обучение эксплуатантов и обслуживающий персонал проекта, без командировок и удобнее чем в ВКС. Рынки: машиностроение, строительство и техническое образование.
Решаемые проблемы: ускорение согласования проектов между лицом принимающие решение, руководителем проекта, исполнителями, партнерами и заказчиками; повышение эргономических характеристик проектируемого объекта; снижение количества и стоимости ошибок в проекте; повышение эффективности обучения сотрудников на производстве; снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций; снижение стоимости и времени на создание контента для классов VR.
Клиентами компании стал ряд крупных промышленных компаний, таких как: Газпром нефть, холдинг «Синара — Транспортные машины», ЦТСС, БГТУ им. Шухова, АгроТехХолдинг, НИЯУ МИФИ, Кванториум и другие. Сегодня стартап ведет продажи на зарубежных рынках: продуктом компании пользуются клиенты в Узбекистане и судостроительная верфь в Европе.
Многофункциональная мультиуровневая платформа для образования NBICS.NET создает интерактивные уроки, практикумы, лекции и кружки, а также курсы для обучения сотрудников компаний. На платформе можно создавать новостной портал, интерактивную обучающую систему, 3D редакторы, сеть физических лабораторий, торговые площадки, обмен данными в социальных сетях.
При помощи VR-технологий AR/VR создаются цифровые модели данных. То есть, VR позволяет изучать, как создавать сложные объекты. Например — беспилотный морской дрон. Особенность подхода в том, что на платформе все взаимосвязано с интерактивными уроками, которые также проходят в VR, а также с системой коммуникации и управлением учебным процессом.
Партнеры проекта: Образовательный центр Сириус, Кружковое движение НТИ, Сколково, СОХО, ФСИ.
Компания ReRooms создала интерактивный сервис по обустройству жилья. В основе сервиса лежит маркетплейс услуг по дизайну и ремонту, а также маркетплейс товаров. На веб-сайте клиент видит 3D-визуализацию будущего жилья, а в мобильном приложении — созданный для него проект в VR.
На платформе ReRooms работают более 500 дизайнеров и более 400 поставщиков товаров для обустройства жилья полного цикла: от штукатурки до лампочек. На сегодняшний день через платформу выполнено более 5000 дизайн проектов и более 2000 ремонтов, общий оборот товаров превышает 20 млн рублей в месяц.
ReRooms в России стал одним из крупнейших игроков на рынке онлайн-дизайна. Как заявляет компания, ее миссия — предоставить дизайнерам, ремонтникам и производителям прямой доступ к клиентам.
Платформа цифровой моды POSH Space объединяет бренды, художников и потребителей. Стартап создает «цифровой fashion-мир» — с помощью специального приложения, дизайнеры могут создавать одежду и аксессуары с уникальными движущимися изображениями — для этого используются специальные дисплеи. На них отображается авторский контент: интерактивные цифровые изображения и анимация. Для создания концептов используются технологии дополненной реальности.
На платформе зарегистрировано уже более 1000 художников (контент-мейкеров), которые выкладывают свои работы.
Основанная в Санкт-Петербурге компания Piligrim XXI — это первый российский IT-стартап, работающий на международном рынке дополненной реальности для туристической индустрии.
Команда занимается разработкой глобальной сети парков дополненной реальности Outdoor, которая предлагает туристам совмещать их реальное путешествие с путешествием во времени. Услуга ориентирована на массовый рынок и адаптируется к любым модификациям недорогих гарнитур дополненной реальности. Поэтому с помощью смартфона среднего диапазона любой желающий может отправиться в путешествие в прошлое и увидеть в реальном времени и своими глазами недостающие архитектурные шедевры и самые знаковые исторические события.
С 2014 года стартапом и партнерами было открыто 8 AR-парков в 6 странах (Россия, Франция, Латвия, Италия, Эстония и Болгария).
С 2017 года ведется разработка нового проекта Arcona — мира дополненной реальности, который будет объединять реальный и виртуальный миры и создавать уникальный слой дополненной реальности по всей поверхности планеты. Публичный релиз решения состоялся в январе 2020 года.
9 мая 2020 года стартап продемонстрировал возможности системы дистанционного размещения контента дополненной реальности. Инсталляции, посвященные 75 годовщине Победы в ВОВ, были одновременно продемонстрированы в 1100 городах России и мира. Увидеть их можно было, установив специальное мобильное приложение.